Правила здорового образа жизни
план-конспект урока по зож (4 класс) на тему

Ильина Татьяна Александровна

Окружающий мир, УМК "Школа XXI века", 4 класс, Технологическая карта по теме "Правила здорового образа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trik.odt186.71 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

УМК «Школа XXI века»

Окружающий мир

Технологическая карта № 1

Автор разработки: Т.А. Ильина

Тема

Правила здорового образа жизни. (5 часов)

Цели

Сформировать представление о здоровом образе жизни.

Ввести правила здорового образа жизни.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Изучение конкретного смысла слова «здоровье». Освоение  режима учебного дня школьника и составление режима  деятельности в выходной день. Изучение рекомендаций правильного питания. Освоение правил закаливания организма. Изучение привычек (полезных, вредных), определение последствий  вредных привычек для организма.

Термины и  понятия

Диета, вредные привычки, закаливание, здоровье, организм, правильное питание, режим дня.  

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание значимости ведения здорового образа жизни;

-  желание вести здоровый образ жизни;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять ценность здоровья и обосновывать своё мнение;

- определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение;

- классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение;

- различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение;

- использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу  жизни, что их применять на практике.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью;

- планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

-  следовать в соответствии с составленными  советами;

- оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- строить понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- адекватно представлять результаты учебной деятельности.

Предметные умения

- рассказывать о здоровом образе жизни: питание, закаливание, полезные привычки;

- составлять режим дня  (учебного / выходного);

- рассказывать о своих полезных и вредных привычках;

- составлять и оформлять советы по сохранению здоровья школьника.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык

Тема – «Слово. Значение слова».

Литературное чтение

Работа с текстом

Изобразительное искусство

Оформление иллюстраций

 

Информационный материал

Учебник «Окружающий мир» ч.1, рабочая тетрадь №1

Толковый словарь Ожегова.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение

к  здоровью человека.

     Наступили летние каникулы. Школьники отправились на автобусе в загородный лагерь. Оказавшись рядом на одном сидении, Андрей и Ася разговорились.

         Андрей рассказал Асе, что любит прогулки в любую погоду, играет в футбол и волейбол, плавает и каждый день принимает прохладный душ, редко болеет и всегда в хорошем настроении.

        Ася ответила, что она гуляет только в хорошую погоду, любимое её занятие – смотреть телепередачи. «Я боюсь холодной воды и сквозняков, потому что часто болею», - пожаловалась девочка.  

      Андрей поспешил её успокоить. Как вы думаете, что мог посоветовать Андрей Асе, чтобы не навредить здоровью девочки?

        Дискуссия показала, что у ребят не хватает определенных знаний и жизненного опыта, чтобы давать советы по здоровому образу жизни.

Есть ли у вас желание узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание вести здоровый образ жизни.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый  результат

Блок А.  Здоровье человека

Цели:

• Стимулировать бережное отношение к своему здоровью.

• Актуализировать знания о здоровье человека.

• Научить школьников:

- определять значимость здоровья для человека и обосновывать своё мнение;

- рассказывать о здоровом образе жизни;

 - определять признаки здорового и больного человека.

- составлять и писать совет по сохранению здоровья школьника;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать высказывания, используя термины при работе в паре.

Задание 1 (З) Учебник,  с. 50 

Прочитайте текст  и назовите значение слова  «здоровье» (здоровье – самое бесценное богатство  каждого человека).

Назовите  лексическое значение слова «здоровье», используя толковый словарь (здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие).

Расскажите, что нужно делать школьнику, чтобы быть здоровым.

Задание 2  (П)Можно ли утверждать, что здоровье не является богатством? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3  (У)Создайте по готовому силуэту образ здорового и больного человека.

*Дети получают карточки с силуэтами девочки и мальчика, где им необходимо дорисовать лицо, одежду, необходимые аксессуары.

Задание 4 (У)

Сформулируйте совет Асе о том, как сохранить зрение и  осанку, и оформите его письменно.

Диагностические задания

1. Закончите фразы:

Здоровье – это… …

Я хочу быть здоровым для того, чтобы....

Личностные умения:

- проявлять бережное отношение к своему здоровью.

Познавательные умения:

- определять значение и смысл слова «здоровье»;

- определять ценность здоровья и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в парах в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о здоровом образе жизни;

 - определять признаки здорового и больного человека.

- составлять и писать совет по сохранению здоровья школьника.

Блок Б.  Режим дня школьника

Цели:

• Стимулировать желание использовать в своей деятельности режим дня.

• Ввести понятие «режим дня».

• Научить школьников:

 определять условия для собственного режима дня и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении своего режима дня;

- рационально планировать свой день;

- составлять режим дня  (учебного или выходного);

- рассказывать о режиме учебного дня.

 -  формулировать совет по соблюдению режима дня.

- планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня

- строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение.

Задание  1 (З)

Раскройте значение выражения «режим дня».

Задание 2 (П)

Можно ли быть здоровым, не соблюдая режим дня? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с. 51Рассмотрите рисунки и определите условия, которые  нужно учесть при составлении режима дня.

Расскажите о своих действиях перед сном.

Задание 4 (У)Составьте режим учебного дня, оформите его и представьте одноклассникам.

Задание 5 (У)

Сформулируйте совет по составлению режима дня школьника.

Диагностические  задания

1.Рабочая тетрадь, № 62 

Составьте режим своего дня в воскресенье.

Расскажите, чем он отличается от режима  учебного дня.

2. Рабочая тетрадь, № 63.

Выберите правильные высказывания, отметив их галочкой.

Личностные умения:

- проявлять желание использовать в своей деятельности режим дня.

Познавательные умения:

- определять условия для собственного режима дня и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении своего режима дня (учебного или выходного).

Регулятивные умения:

 - планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня.

Коммуникативные умения

 - формулировать собственное мнение;

- адекватно взаимодействовать в парах в рамках учебного диалога.

Предметные умения:- рационально планировать свой день;

- составлять режим дня  (учебного или выходного);

- рассказывать о режиме учебного дня.

 -  формулировать совет по соблюдению режима дня.

Блок В.  Правильное питание

Цели:

• Стимулировать желание к здоровому питанию.

• Ввести понятия: «здоровое питание»,  «рациональное питание».

  Научить школьников:

- классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении «Советов по рациональному питанию»;

- определять особенности меню, исключающего вред организму и обосновывать своё мнение;

-   рассказывать о питательных веществах;

- составлять и оформлять советы по правильному питанию;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

-  формулировать понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности.

Задание 1  (З)

Назовите питательные вещества, необходимые организму человека для его роста и развития.

Расскажите о роли питательных веществ в жизни человека.

Задание 2  (П).Можно ли утверждение Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок» считать не актуальным? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4  (У)          Учебник, с. 54Прочитайте текст учебника и выделите ключевые слова, раскрывающие понятие «рациональное питание».

* разумный, правильный, энергия для активной жизни, строительный материал, работа органов, витамины, умеренность, разнообразие, режим.Задание 5  (У)

Составьте «Советы по   рациональному питанию», используя рисунки-подсказки

Задание 6  (У)Составьте меню на день, используя таблицу  продуктов так, чтобы не нанести вред организму.

Диагностические  задания:

1. Рабочая тетрадь, задание

 № 64.

Объедините в группы  продукты, в которых много белков (первая группа), жиров (вторая группа) и углеводов (третья группа).

2. Рабочая тетрадь, задание

№ 65.

Составьте примерное меню на один день. Докажите, что оно является  рациональным.

Личностные умения:

- проявлять желание придерживаться здорового питания.

Познавательные умения:

 - классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении «Советов по рациональному питанию»;

- определять особенности меню, не наносящего вред организму и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения

- проверять учебное задание и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

 -  формулировать понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности.

 Предметные умения:

 -   рассказывать о питательных веществах;

- составлять и оформлять советы по правильному питанию.

Блок Г.  Закаливание

Цели:

• Стимулировать желание закаливать организм.

• Ввести понятие «закаливание организма».

•  Научить школьников:

- определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение;

- анализировать ситуацию и обосновывать своё мнение;

-   рассказывать о пользе закаливания;

- формулировать советы по закаливанию, понятные партнёру;

- выполнять задание в соответствии с целью;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

-  согласовывать позиции и находить общее решение.

Задание 1  (З)Назовите значение слова «закаливание».

Расскажите, что Вы знаете о закаливании.

Задание 2  (З)Сопоставьте разные значения слова «закаливание».

 (закалкою называется:

 – быстрое охлаждение тела, нагретого до высокой температуры.

– приобретение растениями устойчивости к неблагоприятным условиям — морозам, холоду, засухе, засолению и др.;

 –  система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух)

Задание 2  (П)

Можно ли  закаливание нанести вред организму? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с. 56-57Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова

 (изменение температуры, систематическая тренировка организма, приятная процедура, бережно относись к организму).

Используя содержание текста, сформулируйте первое правило закаливания.

Определите причину болезни Пети.

Используя содержание текста, сформулируйте второе правило закаливания.

Определите причину болезни Оли.

Задание 4 (У)        Учебник, с.58Представьте, что вы врач, которому необходимо написать рекомендации Асе по закаливанию организма.  Напишите рекомендации, используя иллюстрации.

Задание

1. Рабочая тетрадь, № 67

Составьте памятку «Советы по закаливанию».

2. Рабочая тетрадь, № 69

Ответьте на вопросы и напишите  советы о закаливании организма.

Личностные умения:

- проявлять положительное отношение к закаливанию.

Познавательные умения:

- определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение;

- анализировать ситуацию и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

 Коммуникативные умения:

 -  согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

 -   рассказывать о пользе закаливания;

- формулировать советы по закаливанию, понятные партнёру.  

Блок Д. Вредные привычки

Цели:

• Стимулировать желание избавиться от вредных привычек.

• Ввести понятие «вредные привычки»;

•  Научить школьников:

- различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение;

 - анализировать последствия вредных привычек и обосновывать своё суждение;

- определять зависимость здоровья человека от его привычек;

- рассказывать о значении привычек в жизни человека;

- рассказывать о значении привычек в жизни человека;

- классифицировать полезные и вредные привычки, и оформлять результаты в таблице;

-  выполнять задание в соответствии с целью;

Задание 1 (З)Назовите значение слова  «привычка» (поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь  в жизни обычными, постоянными).

Расскажите о полезных привычках.

Расскажите о вредных привычках, которые присущи Вам.

Задание 2 (П)Можно ли утверждать, что жевать жевательную резинку после еды полезно?

Обоснуйте свое мнение.

Можно ли согласиться с тем, что употребление шоколада вредно для организма? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)Прочитайте перечень представленных привычек,  и  определите среди  них полезные и вредные. Распределите их на группы и оформите данные в таблице.

Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания.

Полезные привычки

Вредные привычки

1.

1.

2.

2.

Задание 4 (У) Учебник, с.63-65Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова, обозначающие вредные привычки  (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

Определите последствия, которые окажут привычки на работу органов человека.

Диагностическое задание

Рабочая тетрадь,  № 70.

1. Определите влияние алкоголя на умственные способности человека и отметьте правильное высказывание галочкой.

2.  Определите свои вредные привычки и предложите способы их устранения.

Личностные умения:

- проявлять негативное отношение к вредным привычкам.

Познавательные умения:

- различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение;

 - анализировать последствия вредных привычек и обосновывать своё суждение;

- определять зависимость здоровья человека от его привычек.

Регулятивные умения:

-  выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

 - рассказывать о значении привычек в жизни человека;

- классифицировать полезные и вредные привычки, и оформлять результаты в таблице.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

• Стимулировать творческое отношение к процессу выполнения заданий.

 Установить степень усвоения темы, а именно:

 выполнять задание в соответствии с целью;

- определять группы вредных и полезных продуктов для организма;

- определять эффективность правил закаливания;

- различать вредные и полезные для организма привычки;

- оформлять советы по здоровому образу жизни;

- составлять план  проведения выходного дня для семьи.

- выделять группы вредных и полезных продуктов;

- определять эффективность условий закаливания организма;

- различать признаки здорового и вредного образа жизни.

Контрольное задание

1. Рассмотрите продукты, которые поехали с тобой на пикник, определите вредные продукты и напишите их название.  Дорисуйте полезные продукты.

2. Напишите название предметов, которые возьмете с собой на пляж.

   _______________________________________________  

2) Перечислите процедуры по закаливанию организма, которые вы могли бы выполнить на пляже. ________________________________________________

3) Выберите и подчеркните высказывание, смысл которого  соответствует здоровому образу жизни.

  • Ешь да жирей – будешь здоровей .
  • Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
  • Если хочешь быть здоров – оденься потеплее.
  • Кутай ноги, кутай нос, сиди у батареи.

 

3. Выберите  продукты полезные для здоровья и обведите  их кружком.

                               

Вино       кофе     ягоды           торт                ананас        сок

4. Определите и напишите постоянное состояние Пети.

_______________________________________________________________

Напишите, что ожидает Петю в будущем, если такое поведение  будет постоянным.  

 __________________________________________________________________

Напишите  советы  Пете, которые не принесут вред его здоровью.

______________________________________________

                                    ___________________________________________

5.         

Напишите план проведения выходного дня «Папа, мама, я – счастливая семья»  в вашей дружной семье.

                       План

1.____________________________________________

2. ___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к выполнению заданий.

Регулятивные умения:

 – выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- определять группы вредных и полезных продуктов для организма;

- определять эффективность правил закаливания;

- различать вредные и полезные для организма привычки;

- оформлять советы по здоровому образу жизни;

- составлять план  проведения выходного дня для семьи.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, желание к процессу создания советов по здоровому образу жизни.

•  Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания.

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- оформлять советы по здоровому образу жизни;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

     Впишите в  каждое предложение такие слова, чтобы получился совет по здоровому образу жизни:

  1. Начинайте свой день  с … (гимнастики, водных процедур и завтрака).
  2. Здоровое питание человека основано на «трех китах»: …

( умеренности, разнообразии и режиме).

  1. Закаливать свой организм можно …( воздухом, солнцем и водой).
  2. Помните, что вредные привычки приводят к…(разрушению организма и смерти).       

Импровизационный вариант

Напишите советы здорового образа жизни, используя план:

  1. Режим дня
  2. Правильное питание
  3. Закаливание организма
  4. Вредные привычки

Эвристический вариант

Подготовьте презентацию по теме:  «Мой здоровый образ жизни»  и представьте ее одноклассникам.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- составлять и оформлять советы по здоровому образу жизни.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ

Закончите предложения:1 Мне важно следовать правилам здорового образа жизни, потому что……

2. Чтобы быть здоровым, нужно ……

II. Задание на самооценкуЗакончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) советами по здоровому образу жизни, которые составил для себя..

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о здоровом образе жизни.

Ввести правила здорового образа жизни.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

-  проявлять желание вести здоровый образ жизни.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу  жизни, что их применять на практике.

Регулятивные умения:

- следовать в соответствии с составленными  советами.

Коммуникативные умения:

- адекватно представлять результаты учебной деятельности.

Предметные умения:

- составлять и оформлять советы по сохранению здоровья школьника.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила здорового образа жизни

Вести здоровый образ жизни  - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вред...

Главные правила здорового образа жизни

Родительское собрание по теме: "Главные правила здорового образа жизни".   Каждую осень порог школы переступают ученики. Все они разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и...

Правила здорового образа жизни. 1 класс.

Данная презентация содержит набор слайдов с изображением правил здорового образа жизни. Формулируют правила сами учащиеся. Ресурс можно использовать как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной...

Классный час Тема «Правила здорового образа жизни»

Классный час Тема «Правила здорового образа жизни»...

Правила здорового образа жизни

Конспект и презентация урока "Правила здорового образа жизни"...

10 правил здорового образа жизни

Презентация подготовлена на внеурочное занятие в 4 классе о здоровом образе жизни....

Семь правил здорового образа жизни для школьника

Режим дня, здоровое питание, занятия спортом......