Программа внеурочной деятельности "Здоровей - ка"
методическая разработка по зож на тему

Коротаева Галина Анатольевна

Программа разработана для учащихся начальной школы, на основе Дневников здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zdorovey-ka.docx78.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

«Никольская  основная  общеобразовательная  школа»

          Утверждена:                

 28 августа 2011 года

Директор школы: ___________

 /С.Н.Графкина/

          Программа

«Здоровей-ка»

(разработана на основе Дневника здоровья)

Направление  внеурочной  деятельности:

(спортивно- оздоровительное)

1 – 4 класс

Коротаева  Галина  Анатольевна -

учитель  начальных  классов  

Омская область,  Усть – Ишимский  район,  с.Никольск , 2011г.

Пояснительная записка

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Данная программа ориентирована на развитие у учащихся интереса к собственному физическому развитию; на формирование устойчивой мотивации к выполнению гигиенических рекомендаций и правил, на соблюдение режимных моментов учебного дня и досуговой деятельности; на формирование готовности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и другими формами активного отдыха.

Реализация программы начинается с сентября месяца с проведения мероприятия «Путешествие по стране Здоровья», чтобы знакомство с «Дневником здоровья» стало для детей еще одним ярким и значимым событием школьной жизни.

Цель программы - формирование у младшего школьника мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  • формировать ответственное отношение к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
  • закреплять гигиенические навыки и привычки;
  • приобщать к разумной физической активности;
  • ознакомить с режимом дня и правильным питанием;
  • формировать навыки наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.

Общая характеристика программы

Программа представляет серию мероприятий, которые организуются и проводятся для того, чтобы заинтересовать учащихся и научить их заботиться о своём здоровье и укреплять его. Для успешной реализации программы необходима совместная деятельность педагогов (классного руководителя и учителя физкультуры), детей и родителей. Программа «Здоровей – ка!» может стать частью комплексной программы по формированию здорового образа жизни обучающихся начальной ступени образования.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности
  • кадровое обеспечение программы
  • методическое обеспечение программы
  • педагогические условия
  • материально-техническое обеспечение.

Описание места программы в учебном плане

Программа «Здоровей – ка!» разработана для учащихся начальной школы, ориентирована на достижение первого уровня образовательных результатов. Общая продолжительность 1 класс-18 часов, 2 класс -20 часов, 3 класс – 26 часов, 4 класс – 26 часов. Первое полугодие 1 учебный час в 1 классе – 35 минут, второе полугодие – 40 минут. Во втором, третьем и четвёртом классах – 45 минут. Реализуется классным руководителем, учителем физкультуры, медицинским работником, родителями. Программа реализуется по 1 часу в неделю, начиная с октября месяца.

Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения программы

  • В сфере личностных учебных действий формируется умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей здорового образа жизни; самостоятельно формулировать самые простые общие для всех людей правила здорового образа жизни как основы общечеловеческих базовых ценностей.
  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; проговаривают последовательность своих действии; отличают верно выполненное и неверно выполненное задание.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся с помощью учителя и сами выдвигать предположения, осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивают речевое высказывание в устной форме.
  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию; овладевают навыками сотрудничества в группе; учатся разновозрастному общению, различному ролевому поведению.

Содержание программы

Соответствует Дневникам здоровья 1, 2, 3, 4 классов

Тематическое планирование

первый год

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности

Форма представления результата

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

«Путешествие по стране Здоровья»

1

1

Знакомство с дневником здоровья

Фотогазета по итогам праздника

Это – я!

2

1

1

Любимое занятие, хобби

Проект «Наш класс»

Я расту!

2

1

1

Измерение роста учащихся(сентябрь, ноябрь, январь, апрель)

Выпуск журнала «Рекорды класса»

Моя двигательная активность

1

1

Любимые игры на свежем воздухе

Фотогазета о проведённом событии

Конкурс «Быстрее, выше, сильнее»

1

1

Сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость

Оформление результатов в классном Уголке здоровья

Мой режим дня

2

1

1

Соблюдение режима дня, его значение в жизни

Выпуск листков здоровья (о режиме дня)

Моё питание

1

1

Режим питания, правильное питание (белки, жиры, углеводы, витамины)

Реклама полезных продуктов

Я забочусь о здоровье

4

2

2

Упражнения для улучшения зрения, пальчиковая гимнастика, упражнения для правильной осанки, личная гигиена

Оформление копилки полезных советов

Я и другие

2

1

1

Моя семья, мои друзья, мои одноклассники

Проект «Моя семья»

Мои достижения

1

1

Выводы по выполненной работе

Оформление результатов в классном Уголке здоровья

«Праздник Здоровья»

1

1

Что узнали? Чему научились?

Фотогазета о проведённом событии

                                   

Всего по программе 18 часов (9 часов – теория, 9 часов – практика)

Тематическое планирование

второй год

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды

деятельности

Форма представления результата

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

«Мой маршрут игры»

1

1

Знакомство с дневником здоровья

Фотогазета по итогам мероприятия

Это – я!

2

1

1

Любимое занятие, хобби

Проект «Наш класс»

Я расту!

Я изменяюсь.

2

1

1

Измерение роста учащихся(сентябрь, ноябрь, январь, апрель); основные органы человека

Выпуск журнала «Рекорды класса»

Моя двигательная активность

1

1

Любимые игры на свежем воздухе

Проект «Моя игра»

Конкурс «Быстрее, выше, сильнее»

4

1

3

Сила, координация, гибкость, быстрота, выносливость

Оформление результатов в классном Уголке здоровья

Мой режим дня

Календарь каникул

2

1

1

Соблюдение режима дня (и в каникулы), его значение в жизни

Выпуск листков здоровья (о режиме дня)

Моё питание

1

1

Режим питания, правильное питание (белки, жиры, углеводы, витамины). Игра «Магазин полезных продуктов»

Реклама продуктов в магазине

Я забочусь о своём  здоровье

2

1

1

Упражнения для улучшения зрения, пальчиковая гимнастика, упражнения для правильной осанки, личная гигиена

Оформление копилки полезных советов

Мой день рождения

2

1

1

Моя семья, мои друзья, мои одноклассники

Проект «Мой день рождения»

Это мой дом

1

1

Выводы по выполненной работе

Оформление результатов в классном уголке

Созвездие моих достижений

«Праздник Здоровья»

2

1

1

Что узнали? Чему научились?

Фотогазета о проведённом событии

Всего по программе 20 часов (9 часов – теория, 11часов – практика)

Тематическое планирование

третий год

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды

деятельности

Форма представления результата

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

«Весёлые старты»

2

1

1

Знакомство с дневником здоровья

Фотогазета по итогам мероприятия

Это – я!

2

1

1

Мои результаты работы

Проект «Я – личность!»

У меня есть цель и задачи

2

1

1

Постановка целей и задач на новый учебный год

Оформление своих целей и задач в Дневнике здоровья

У меня есть план

1

1

Разработка плана действий для достижения целей и задач

Оформление плана действий в Дневнике здоровья

Один дома

2

1

1

Предупреждение опасных ситуаций «Берегись бед, пока их нет»

Оформление результатов в классном Уголке здоровья

Учимся выбирать продукты

2

1

1

Знакомство с информацией на этикетке

Выпуск памятки «Как сохранить продукты»

Учимся читать знаки

3

1

2

Запрещающие и предупреждающие знаки; знаки, указывающие путь к спасению

Картотека дорожных знаков, памятка «Как действовать при пожаре»

Безопасная дорога

2

1

1

Опасные дорожные ситуации

Игра «Безопасная дорога»

Марафон здоровья

4

1

3

Быстрота, сила, гибкость, выносливость

Оформление результатов в классном Уголке здоровья

Школа юного туриста

3

1

2

Как развести костёр, поставить палатку, вязать узлы, оказывать первую помощь

Правила безопасного поведения у источника воды

Учимся распознавать опасности. Итоги года

3

1

2

Подозрительный предмет, чужая собака, незнакомый человек

Правила безопасной работы на компьютере

Всего по программе 26 часов (11 часов – теория, 15часов – практика)

Тематическое планирование

четвёртый год

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды

деятельности

Форма представления результата

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Поход «Лесными тропами»

4

1

3

Знакомство с дневником здоровья

Фотогазета по итогам мероприятия

Это – я!

2

1

1

Мои результаты работы

Проект «Я и мои достижения»

Учимся разрабатывать проект

3

1

2

Знакомство со сказкой С.Михалкова «Три поросёнка»

Правила успешной совместной  деятельности. План реализации проекта «Дом- крепость»

Учимся разрабатывать исследовательский проект

4

1

3

Анкета «Моя двигательная активность» Результаты развития моих физических качеств (таблица)

Представление результатов в Уголке здоровья

Учимся разрабатывать конструкторский проект

4

1

3

Проект «Спортивно- игровая площадка «Стартуют все!»» Составление плана и макета площадки

Требования «Какой должна быть площадка» План и макет в Дневнике здоровья

Учимся разрабатывать социальный проект

4

1

3

Проект «МЫ- здоровое поколение Сибири» Акция «Я научу тебя играть»

Сборник подвижных народных игр, фотогазета

Радуга успеха

3

1

2

Самооценка своих действий, знакомство с инструкцией

Результаты по самооценке в Дневнике здоровья

Итоговое занятие по работе с Дневником здоровья

2

1

1

Выводы по проделанной работе

Результаты в Уголке здоровья, в Дневнике здоровья, фотогазете

Всего по программе 26 часов (8 часов – теория, 18 часов – практика)

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение

программы

  1. Дневник здоровья: 1 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, Е.И.Рыбченко, Н.В.Васильева; науч. рук.: Т.С.Горбунова – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011г.
  2. Дневник здоровья: 2 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, Д.О.Замотина; – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012г.
  3. Дневник здоровья: 3 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, В.В.Дзюба; – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013г.
  4. Дневник здоровья: 4 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, науч. рук.: Т.С.Горбунова – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014г.
  5. Игры с пальчиками О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Москва, АСТ: «Астель, 2002 г.
  6. Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников / Авт.- сост.: Л.А.Кучегура, Е.И.Кривопаленко, Н.В.Васильева – Омск: БОУДПО «ИРООО», - 2011 г.
  7. Оздоровительные основы физических упражнений: Л.Д.Назаренко – Москва: Владос – Пресс, 2002 г.
  8. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / Авт.- сост.: В.Ф.Феоктистов, Л.В.Плиева. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
  9. Лучшие спортивные игры для детей и родителей  Ю.А.Антонова – Москва, ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом  21 века», 2006 г.
  10. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.П.Фатеева – Ярославль: Академия развития, 2006 г.

  1. Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, силомер, секундомер, гимнастические коврики)

  1.  Школьные принадлежности (цветные и простые карандаши, ручки, резинки , линейки, ватман, альбом, краски)

  1. Часы, весы, ростомер.

Планируемые результаты  изучения  программы

В результате освоения программы учащиеся начальной школы

Узнают:

  • основные сведения о здоровом образе жизни;
  • о позитивных факторах, влияющих на сохранение здоровья младшего школьника;
  • о правильном (здоровом) питании, его режиме;

 Получат опыт:

  • рациональной организации режима дня и двигательной активности;
  • позитивного межличностного общения с одноклассниками и ребятами других классов;
  • исследовательской, проектной деятельности;
  • приобщатся к здоровьесберегательной деятельности.

            Смогут:

  • анализировать состояние своего организма при отборе релаксационных упражнений для физической и эмоциональной разгрузки;
  • придерживаться режима дня;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • анализировать свои поступки, поведение с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • принимать активное участие в подвижных играх со своими сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...