сотвори счастье своими руками
статья на тему

Елена Владимировна Ковалева

Статья "Сотвори счастье своими руками" подготовлена для городских педагогических чтений. В ней учитель делится некоторыми приемами работы по воспитанию толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvlri_schaste_svoimi_rukami.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества (слайд 1)

Программа рассчитана на 4 года, работаю по ней 3-й год. Цель и задачи вы видите на слайде (слайд 2)

Прогнозируемые результаты (слайд 3)

Толерантное поведение  детей в их практической деятельности:

  1.  Обогащение эмоционального их мира   и формирование чувства понимания себя и других людей;
  2. Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов,   моральных норм поведения;
  3. Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

В 1-2 классах занятия проводились раз в месяц, в 3 классе в рамках ФГОС занятия проходят раз в неделю. Занятие строится в игровой форме.

Что я использую на своих занятиях.

 (слайд 4). Посмотрите на это солнышко.

-Какого цвета лучики у нашего солнца (Коричневые),  что написано на них? Какое солнце? (злое). А давайте превратим злое солнце в доброе. А что для этого нужно сделать? (подобрать противоположные слова) А где добро побеждает зло? Конечно, в сказках.

И мы с вами совершили это чудо – превратили злое солнышко в доброе.

(слайд 5) Упражнение «Бутон» (звучит музыка)

– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна!

А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.

– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!

 (слайд 6) Игра  «Паутинка»

Цели:

показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

(слайд 7)  Игра «Комплименты»

Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(ребята делают комплименты друг другу, наматывают ниточку на палец и передают другому игроку).

(слайд 8)  Игра «Волшебная лавка»

Цель:

– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.

Ход игры:

– У меня в руках волшебный мяч. В нем не золото и не бриллианты. В нем человеческие качества. Мы сейчас будем называть  те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.

(слайд 8)  Упражнение «Волшебное озеро»

 Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.

 Все участники в кругу, закрывают глаза.

 Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

 После того как в шкатулку заглянет каждый:

 — Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

 — Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

 — Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

 — Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

(слайд 10) Кл. час «Сотвори счастье своими руками» (фрагмент)

Игра «Пять желаний». –  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?

– Что ему нужно для счастья?

(На магнитной доске – друзья, дом, солнце…)

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда  мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

– На  столе лежит цветная бумага. Вы должны обвести левую ладошку, затем правую, вырезать  две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.

(Руки приклеиваем человечку, и он улыбается)

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"

презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"...

"Дерево счастья своими руками"

В презентации показан пошаговый  алгоритм выполнения "Дерева счастья". Для изготовления данной поделки  используются обычные  салфетки. Поделка  станет замечательным подарком...

Классный час по теме:"Сделай счастье своими руками!"

Занимательный материал для детей. Важная тема....

Создай счастье своими руками

Цель мероприятия:показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутри...

Классный час в 4 классе "Сделай счастье своими руками"

Классный час по нравственному воспитанию...

Сделай счастье своими руками!

Классный час на тему : "Сделай счастье своими руками"...

Сделай счастье своими руками!

Презентация к классному часу "Сделай счастье своими руками"...