«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»
материал по зож (3 класс) на тему

 

В последнее время все очевиднее становится отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

 имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова»

 «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»

(доклад)

Пуль М.А., учитель начальных классов,

учитель второй квалификационной категории.

2015-2016 учебный год

№1 слайд 

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Пуль М.А., учитель начальных классов,

учитель второй квалификационной категории.

№2 слайд

Своё выступление мне хочется сегодня начать с настроя на оздоровление.

Я проснулась, я здорова,

И к работе я готова.

Голова моя светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги – руки всё в движенье-

Вот и снято напряженье.

Влево – вправо повернусь,

Солнцу низко поклонюсь:

«Здравствуй матушка – природа!

Мы с тобой одного рода.

Друг без друга жить не сможем,

И друг другу мы поможем.

Мы – частички, ты и я.

Это значит, мы семья!».

                                     

 «Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или  физических дефектов».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В книге  В.И. Ковалько «Здоровье - сберегающие технологии» автор пишет, что здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

№3 слайд Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

№4 слайд     Задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости обучающихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

№5 слайд   По определению Смирнова

  • понятие «здоровьесберегающая педагогика»  - Это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у обучающихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса

№6 слайд  

  •             Это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в программах для педагогов, обучающихся и родителей;
  • Это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса с учетом интересов здоровья обучающихся и педагогов.

№7 слайд

 Кто, как не мы, педагоги,  знаем,  что Здоровый ученик  с удовольствием включается во все виды деятельности, только здоровый ученик умеет преодолевать усталость, проявляет хорошие умственные способности, любознательность, он честен, камуникабелен. Он открыт в общении,  жизнерадостен, оптимистичен, а ведь состояние здоровья ученика может стать причиной отставания  в учёбе..

№8 слайд   

В последнее время все очевиднее становится отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную.

№9 слайд

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей  в образовательных учреждениях внедряются здоровьесберегающие технологии, разрабатываются  индивидуальные программы здорового образа жизни, которые помогают решить поставленные  задачи:

*приучить ребёнка к активной здоровой жизни,

  *сохранить его здоровье.

№10 слайд

Большую часть своего времени ученик пребывает в учебном заведении, на уроках, на проводимых внутришкольных мероприятия и именно мы педагоги первыми замечаем отклонения в здоровье учащихся. И именно от нас, от педагогов зависит; насколько меньше этих отклонений у наших воспитанников будет.

 №11 слайд

  • Гиподинами́я -  это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют

№12 слайд

Составляя для себя и своих воспитанников план для внедрения здоровье – сберегаюших технологий на уроках и вовнеурочное время я стараюсь, чтобы каждый урок  и внеурочное мероприятие было «здоровьесберегающим» и включало в себя следующие элементы:

1. Утренняя зарядка.

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью  приемов:

- утренний настрой на работу,

утренний настрой на оздоровление(стихотворная форма)

- использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.)

- умение настроить себя и других на положительную волну (  «Возьмёмся за руки друзья», «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.

 №13 слайд

4. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности  детей.

В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления:

-  формирование осанки; (комплекс упражнений)

-точечный массаж для повышения иммунитета

-упражнения для  формирования правильного дыхания

-   упражнения для укрепления мышц глаз;

- пальчиковая гимнастика;

-отдых позвоночника,

-потягивание,

-точечный массаж для профилактики простудных заболеваний,

- электронные  физкультминутки.    

№14 слайд

5. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность обучающихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум

- урок-исследование

- урок - творческая мастерская

- урок-конкурс

 - урок - творческая игра

 - урок-путешествие

 - урок-викторина.

№15 слайд

6. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, помогает разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением, которая позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающегося. Здесь я использую следующие приемы организации деятельности:

- работа в группах, работа в парах сменного состава,  деятельность с элементами соревнования, взаимооценка,

7. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности, сообразительности,

8. Дифференцированное обучение реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных детей.

Для медлительных снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

9. Вставки о здоровье. В уроки включаю задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

Пример:  На уроках  русского языка: начинаю с пословиц о здоровье,  провожу словарную работу:

С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь.

Задание: Найди продукт, который содержит вещество для укрепления костей.

 3. Списывание текста о здоровье.

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут»..

№16 слайд

Внеклассная работа.

На классных часах проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни.

Мероприятия, направленные на формирование ПДД:

  • беседы: «Что значит быть ответственным?», «Я иду в школу или правила безопасного поведения на дорогах»; «Оказание первой помощи при порезах, ушибах»
  • игры: «Красный, желтый, зеленый», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мероприятия по правилам пожарной безопасности

Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности: «Огонь - наш друг и враг!»

Личная гигиена, режим дня.

  • Ролевая игра: «Твой режим дня ».
  • Кл.час «Ослепительная улыбка на Всю жизнь»

Вредные привычки.

  • Беседа: «Вредные привычки».
  • Классный час: «Курить – здоровью вредить».

Спортивные мероприятия.

  • Классный час: «Олимпийцы».
  • Спортивные соревнования.»Весёлые старты»

№17 слайд

Работа по укреплению и сохранению здоровья  обучающихся невозможна без привлечения родителей, медицинского персонала так как хорошая связь между школой,  родителями и медицинскими работниками является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания на тему: «Головная боль сентября», «Если хочешь быть здоров», «Очкарик» в школе: главное- не опоздать»(профилактика зрения), «Ребенок и компьютер» и другие.

Таким образом, применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • сохранению и укреплению физического здоровья детей;
  • активному   приобщению  родителей  школьников  к  работе  по  укреплению  их  здоровья.

Я считаю, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами,  применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Хочется  закончить  своё  выступление

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...