Программа по здоровьесбережению для младших школьников
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Одинцова Елена Александровна

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В данной программе предлагается курс занятий «Школа докторов Природы», нацеленный на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. В программе представлены: тематическое планирование курса занятий для каждого класса начальной школы – с 1-ого по 4-й классу ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

         Программа по здоровьесбережению

                            для младших школьников

Пояснительная записка

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В данной программе предлагается курс занятий «Школа докторов Природы», нацеленный на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

В программе представлены: тематическое планирование курса занятий для каждого класса начальной школы – с 1-ого по 4-й класс; соответствующие сценарии занятий, приложения, содержащие игры и оздоровительные минутки; часть уроков разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок. Уроки могут планироваться учителем самостоятельно, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено из расчета 1 час в неделю в течение года.

Для того, чтобы уроки стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определённые условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнить сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы по утрам и вечерам, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства, он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).

На уроках здоровья отметки не выставляются. На постановленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте своё неприятие позиции ребёнка даже мимикой, взглядом. Ребёнок в праве ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует, видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражённым, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Тематическое планирование 1 класс

Тема 1. Дружи с водой

Урок 1. Советы доктора Воды

Урок 2. Друзья Вода и Мыло

Тема 2. Забота о глазах

Урок 3. Глаза – главные помощники человека

Тема 3. Уход за ушами

Урок 4. Чтобы уши слышали

Тема 4. Уход за зубами

Урок 5. Почему болят зубы.

Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми

Урок 7. Как сохранить улыбку красивой

Тема 5. Уход за руками и ногами

Урок 8. «Рабочие инструменты» человека

Тема 6. Забота о коже

Урок 9. Зачем человеку кожа

Урок 10. Надёжная защита организма

Урок 11. Если кожа повреждена

Тема 7. Как следует питаться

Урок 12. Питание - необходимое условие для жизни человека

Урок 13. Здоровая пища для всей семьи

Тема 8. Как сделать сон полезным

Урок 14. Сон – лучшее лекарство

Тема 9. Настроение в школе

Урок15. Как настроение?

Тема 10. Настроение после школы

Урок 16. Я пришёл из школы

Тема 11. Поведение в школе

Уроки 17-18. Я - ученик

 Тема 12. Вредные привычки

Уроки 19 – 20. Вредные привычки

Тема 13. Мышцы, кости и суставы

Урок 21. Скелет – наша опора

Урок 22. Осанка – стройная спина

Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание

Урок 23. Если хочешь быть здоров

Тема 15. Как правильно вести себя на воде

Урок 24. Правила безопасности на воде

Тема 16. Игры и упражнения на воде

Уроки 25-29. Обучение плаванию

Тема 17. Народные игры

Урок 30. Русская игра «Городки»

Тема 18. Подвижные игры

Урок 31. Подвижные игры

Уроки 32 -33. Доктора Природы (обобщающие)  

Тематическое планирование 2 класс

Тема 1. Почему мы болеем

Урок 1. Причина болезни

Урок 2. Признаки болезни

Урок 3. Как здоровье?

Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней

Урок 4. Как организм помогает себе сам

Урок 5. Здоровый образ жизни

Тема 3. Кто нас лечит

Урок 6. Какие врачи нас лечат

Тема 4. Прививки от болезней

Урок 7. Инфекционные болезни

Урок 8. Прививки от болезней

Тема 5. Что нужно знать о лекарствах

Урок 9. Какие лекарства мы выбираем

Урок 10. Домашняя аптечка

Тема 6. Как избежать отравлений

Урок 11. Отравление лекарствами

Урок 12. Пищевые отравления

Тема 7. Безопасность при любой погоде

Урок 13. Если солнечно и жарко

Урок 14. Если на улице дождь и гроза

Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Урок 15. Опасность в нашем доме

Урок 16. Как вести себя на улице

Тема 9. Правила безопасности поведения на воде

Урок 17. Вода – наш друг

Тема 10. Правила обращения с огнём

Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда

Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током

Урок 19. Чем опасен электрический ток

Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Урок 20. Травмы

Тема 13.  Как защититься от насекомых

Урок 21. Укусы насекомых

Тема 14. Предосторожности при обращении с животными

Урок 22. Что мы знаем про собак и кошек

Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Урок 23. Отравление ядовитыми веществами

Урок 24. Отравление угарным газом

Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе

Урок 26. Как уберечься от мороза

Тема 17. Первая помощь при травмах

Урок 27. Растяжение связок и вывих костей

Урок 28. Переломы

Урок 29. Если ты ушибся или порезался

Тема 18. Первая помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело

Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Урок 31. Укус змеи

Тема20. Сегодняшние заботы медицины

Урок 32. Расти здоровым

Урок 33. Воспитай себя

Урок 34. Я выбираю движение

Тематическое планирование 3 класс

Тема 1. Чего не надо бояться

Урок 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Урок 2. Учимся думать

Урок 3. Спешим делать добро

Тема 3. Почему мы говорим неправду

Урок 4. Поможет ли нам обман

Урок 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей

Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей

Урок 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Тема 5. Надо уметь сдерживать себя

Урок 8. Все ли желания выполнимы

Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность

Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу

Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек

Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек ( продолжение)

Тема 7. Как относиться к подаркам

Урок 12. Я принимаю подарок

Урок 13. Я дарю подарки

Тема 8. Как следует относиться к наказаниям

Урок 14. Наказание

Тема 9. Как нужно одеваться

Урок 15. Одежда

Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми

Урок 16. Ответственное поведение

Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит

Урок 17. Боль

Тема 12. Как вести себя за столом

Урок 18. Сервировка стола

Урок 19. Правила поведения за столом

Тема 13. Как вести себя в гостях

Урок 20. Ты идёшь в гости

Тема 14. Как вести себя в общественных местах

Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице

Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе

Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки

Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться

Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Тема 16. Что делать, если не хочется в школу

Урок 25. Помоги себе сам

Тема 17. Чем заняться после школы

Урок 26. Умей организовать свой досуг

Тема 18. Как выбрать друзей

Урок 27. Что такое дружба

Урок 28. Кто может считаться настоящим другом

Тема 19. Как помочь родителям

Урок 29. Как доставить родителям радость

Тема 20. Как помочь больным и беспомощным

Урок 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь

Урок 31. Спешите делать добро

Тема 21. Повторение

Урок 32. Огонёк здоровья

Урок 33. Путешествие в страну здоровья

Урок 34. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

Тематическое планирование 4 класс

Тема 1. Наше здоровье

Урок 1. Что такое здоровье

Урок 2. Что такое эмоции

Урок 3. Чувства и поступки

Урок 4. Стресс

Тема 2. Как помочь себе сохранить своё здоровье

Урок 5. Учимся думать и действовать

Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий

Урок 7. Умей выбирать

Тема 3. Что зависит от моего решения

Урок 8. Принимаю решение

Урок 9. Я отвечаю за своё решение

Тема 4. Злой волшебник – табак

Урок 10. Что мы знаем о курении

Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными

Урок 11. Зависимость

Урок 12. Умей сказать НЕТ

Урок 13. Как сказать НЕТ

Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь – НЕТ

Урок 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Тема 6. Помоги себе сам

Урок 16. Волевое поведение

Тема 7. Злой волшебник – алкоголь

Урок 17. Алкоголь

Урок 18. Алкоголь – ошибка

Урок 19. Алкоголь – сделай выбор

Тема 8. Злой волшебник – наркотик

Урок 20. Наркотик

Урок 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения

Тема 9. Мы – одна семья

Урок 22. Мальчишки и девчонки

Урок 23. Моя семья

Тема 10. Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники

Урок 24. Дружба

Урок 25. День здоровья

Урок 26. Умеем ли мы правильно питаться

Урок 27. Я выбираю кашу

Урок 28. Чистота и здоровье

Урок 29. Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

Урок 30. Чистота и порядок

Урок 31. Будем делать хорошо и не будем плохо

Урок 32. КВН «Наше здоровье»

Урок 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Урок 34. Будьте здоровы

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Самый умный»

Краткая характеристика программыПрограмма  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное ...

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)

Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок  "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...

Программа индивидуального развития младшего школьника

Программа индивидуального развития младшего школьника...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....