Минутки безопасности
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Кашкарова Наталья Викторовна

Минутки безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minutki_bezop.docx164.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 17

имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

г. Волгограда

400006 г. Волгоград  ул. Дзержинского 40.         Тел. (8442) 740 -665

Номинация 1.

«Обучение детей правилам дорожного движения»

Минутки безопасности

                                                 Кашкарова Наталья Викторовна

                                                                               Руководитель отряда

                                                                               ЮИД «Виражи»

г. Волгоград

 2016г

"Минутки"

по безопасности дорожного движения.

Оглавление

Аннотация                                                                                                       стр.2

Введение                                                                                                          стр.2

Основная часть                                                                                                стр.4

Заключение                                                                                                    стр.8

Список литературы                                                                                         стр.9

Приложение                                                                                                  стр.10

        

"Минутки"

по безопасности дорожного движения.

1.Аннотация

В нашей стране множество дорог. С каждым годом машин становится всё больше  и больше. Автомобиль  для  человека стал не только  удобным средством передвижения,  а в некоторых случаях - и причиной несчастий. В связи с этим данная методическая разработка направлена на решение проблемы дорожно-транспортного травматизма, т.к. с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом школьном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.

Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, ведь знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Поэтому в содержание обучения необходимо вводить изучение правил дорожного движения, используя разнообразные дифференцированные формы работы с детьми, позволяющие формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.

Одной из таких форм являются минутки безопасности, представленные в разработке и предназначенные для учащихся начальной школы.

2.Введение

Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые  являются водителями велосипедов – всё это делает  нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому наша задача – воспитать грамотного, внимательного участника дорожного движения, которому улица совсем не страшна. 

На улицах становятся небезопасно. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что основными их причинами являются невнимательность, недисциплинированность ребят, а так же нежелание утруждать себя изучением правил дорожного движения и привычка экономить время за счет перехода улиц в ненужном месте. На улице, на дороге одна единственная ошибка может оказаться роковой.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентации в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.

В целях профилактики детского – дорожного травматизма, в течении учебного года с детьми рекомендуется проводить специальные «минутки» по безопасности движения. «Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети группы продленного дня пойдут домой, или в конце последнего урока в начальных классах.

Новизна методической разработки заключается в вариативной подаче материала, это как мини-сценки, словесная форма вопроса или рассматривание ситуации на картинке, что позволяет разнообразить занятия, сделать процесс усвоения ПДД более эффективным и увлекательным.

Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций.

Методика проведения «минутки»

Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, учитель (воспитатель) поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.

За день в образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме. Каждый раз разбирается новый вопрос из вопросника. После рассмотрения всех вопросов необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности дорожного движения, подготовить новые вопросы. Проведение "минуток" необходимо организовывать не только  в дни смотров, операций и рейдов по безопасности дорожного движения, а повседневно, систематически.

Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице. Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы). Это оказывает положительное  влияние на мышление и действия детей, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.

Примерный перечень вопросов для проведения «МИНУТОК» безопасности представлен в «Приложении 1»

3.Основная часть

После того как учащиеся запишут домашнее задание, их внимание заостряется на проблемной ситуации, которая может быть представлена в устном рассказе, на слайде, или разыграна между заранее подготовленными учениками, по  усмотрению педагога.

Мини-сценки очень интересны для детей, они с удовольствием к ним готовятся. Такие миниатюрки эффективны и позволяют привлечь внимание всех ребят в классе, т.к. одним из  основных видом деятельности ученика начальной школы остаётся игра. Сложность лишь в том, что подготовка к инсценировке занимает больше времени. В виде таких мини-сценок  можно разобрать и представить любой вопрос по ПДД. Желательно использовать звуковое сопровождение, например: шум улицы, сигналы машин, скрежет шин и т.д., в зависимости от разбираемой ситуации. Это ещё больше усиливает эффект воздействия на сознание детей, позволяет заинтересовать их, активно работать, размышлять и высказывать свою точку зрения.

Фрагмент урока с проведением минутки безопасности

Вопрос: Как вести себя при переходе проезжей части в ненастную погоду?

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге. 

Задачи:

- создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения пешехода в условиях улицы;

-учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. Развитие дорожной грамотности детей;

-воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни и чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Вариант 1: инсценировка

1.Организационный этап

Учитель: Прежде, чем пойти домой давайте посмотрим, что нам приготовили ребята.

(Выходят 2 ученика: один-в куртке с натянутым капюшоном, другой с зелёным сигнала светофора.)

Учитель: Как вы думаете, какие роли они будут исполнять?

Ученик: Пешехода и светофор.

(Оговаривается, что свободный участок класса превращается в дорогу.  Актёры занимают свои позиции.)

2.Постановка проблемы

(Звучит шум порывистого ветра, дождя и проезжающих машин.)

Учитель: На улице небо хмурится

Зима, снег мокрый весь день.

Сергей после школы домой торопится-

В тепло и уют скорей.

Темно уж совсем и холодно,

Поглубже одел капюшон,

И мчится быстрей по улице, пока разрешил светофор.

Вдруг…!!!

(Ученик, который  изображал Сергея, замирает на месте. Ребёнок,  изображающий светофор так же остаётся неподвижен с зелёным сигналом в руках.)

3.Решение проблемы

Учитель: Что же вдруг может случиться?

Ученик: Может произойти авария.

Учитель: Почему? Ведь мальчик переходил на зелёный сигнал светофора.

(Выслушиваются ответы детей. Если учащиеся испытывают затруднения, учитель обращает их внимание на время года и состояние погоды в данной ситуации.)

Учитель: Какие опасности таит в себе дорога в ненастную погоду?

Ученик: В такую погоду надо быть особенно внимательным даже при переходе на зеленый сигнал светофора, ведь  на улице сыро и скользко.

Учитель: Что может произойти?

Ученик: Нельзя торопиться, вдруг машина не вовремя заметит сигнал светофора и не сможет резко остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.

Учитель: Какую же ещё ошибку допустил Серёжа?

Ученик: Он натянул глубоко капюшон, а это сокращает видимость проезжей части, он не сможет вовремя увидеть приближающуюся опасность, т.к. ему помешает капюшон.

4.Итог

Учитель: Верно, нужно быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал светофора, если на улице сыро или скользко, машина не может резко остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз. Я надеюсь, что вы будете всегда об этом помнить. Ведь для нас это правило №1, потому что мы учимся во вторую смену и зимой возвращаемся домой в темное время суток.

Вариант 2: использование демонстрации проблемной ситуации на картинке.

1.Организационный этап

Учитель: Посмотрите за окно, что вы видите?

Ученик: Уже на улице темно. Погода испортилась: идёт мокрый снег с дождём, дует сильный ветер.

Учитель: Верно. А теперь внимание на экран, посмотрим, какие опасности мы можем встретить в такую погоду на дороге.

2.Постановка проблемы

(На экране появляется картинка)

Учитель: Рассмотрите внимательно картинку и подумайте, как должен вести себя пешеход при переходе проезжей части в ненастную погоду?

3.Решение проблемы

Учитель: Как должен вести себя пешеход?

Ученик: Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора.

Учитель: Правильно,  но ведь на улице идёт дождь, дует сильный ветер, хочется побыстрее очутиться дома. Нужно дождаться разрешения светофора и быстро помчаться через дорогу?

Ученик: Нет, нельзя торопиться при переходе дороги, нужно всегда быть осторожным и посмотреть действительно ли все машины остановились и готовы тебя пропустить. Особенно если  на улице сыро или скользко, машина не может резко остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.

Учитель: Обратите внимание, у мальчика в руках зонт, на голове кепка. Вы, когда пойдёте домой, то же  наденете шапки, капюшоны, какую ошибку вы не должны допустить?

Ученик: Переходя проезжую часть, нельзя глубоко натягивать  капюшон, потому что это сокращает видимость дороги и  можно вовремя не увидеть приближающуюся опасность. Так же нельзя прикрываться зонтом, переходя дорогу его надо держать выше над головой, чтобы дорога хорошо просматривалась со всех сторон.

4.Итог

Учитель: Верно, нужно быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал светофора в ненастную погоду, это правило №1 и для пешеходов, и для водителей. Я надеюсь, что вы будете всегда об этом помнить. И возвращаясь сегодня домой будите очень бдительны и аккуратны.

4.Заключение

Целью данной  работы являлось показать влияние «минуток» безопасности на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице у детей.

Задачами данной работы:

- показать методику проведения «минутки»;

- показать различные варианты проведения «минуток» по безопасности дорожного движения;

- разработать вопросы для проведения «МИНУТОК» безопасности в начальной школе.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: систематическое использование в учебном процессе «минуток» безопасности оказывает положительное влияние на формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся к изучению правил дорожного движения и мотивационно-поведенческой культуры детей в условиях общения с дорогой. Учит анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания и позволяет успешно усвоить  правила дорожного движения.  Учащиеся координируют своё внимание, наблюдательность - качества, необходимые для безопасного поведения на улице. Повышается чувство ответственности за личную безопасность и ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

5.Список литературы                                                                                        

1.Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.

2.Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.

3.Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.

4.Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999.

5.Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.

6.“Дорогу осилит идущий” дорожная грамота в 100 вопросах и ответах (рекомендации). Ленинград, 1990.

Приложение 1

№ 1. Почему опасно перебегать дорогу?

Правильный ответ: когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому, что дорога обманчива: кажется, безопасно и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.

№ 2. Почему опасно переходить дорогу наискосок?

Правильный ответ: при переходе проезжей части по диагонали уменьшается зона видимости с одной стороны и увеличивается время пребывания пешехода на проезжей части, что может привести к несчастному случаю. Поэтому проезжую часть надо переходить под прямым углом.

№ 3. Из автобуса или троллейбуса сойти очень просто: один шаг и вы на тротуаре. Из трамвая сложнее. Вы выходите на трамвайную остановку, которая находится на середине улицы, далеко от тротуара. Что надо сделать?

Правильный ответ: подождать, пока зажжётся зелёный свет светофора, и тогда перейти улицу. Если нет светофора, подождать, пока проедут машины, и спокойно перейти улицу.

№ 4.Что обозначает надпись «Занос 1 м», написанная на задней части автобуса?

Правильный ответ: эта надпись предупреждает, что при повороте заднюю часть автобуса может занести, поэтому водители и пешеходы должны соблюдать дистанцию.

№ 5. Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Правильный ответ: когда нет тротуара, надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые едут навстречу.

№ 6. Чем опасны кусты и деревья на дороге?

Правильный ответ: опасность кустов и деревьев в том, что они ограничивают обзор пешеходу и мешают увидеть приближающийся транспорт.

№ 7. Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

Правильный ответ: автомобиль не может остановиться мгновенно. Машина, в зависимости от скорости, от массы и состояния дорожного покрытия, может проехать 10-20 метров после торможения.

№ 8. Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Правильный ответ: по правилам дорожного движения пешеходам разрешается переходить проезжую часть только на перекрестке или на пешеходном переходе. Водители должны в этих местах снижать скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, создает аварийную ситуацию, может пострадать сам и мешает водителю.

№ 9. Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора?

Правильный ответ: когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зеленый. Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминуты. Даже если машины не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого света.

№ 10. Если ты на другой стороне улицы увидел друзей или родных о чем следует помнить при переходе улицы?

Правильный ответ: увидев друзей или родных, школьник захочет с ними быстрее встретиться и перейти улицу. В это время его внимание больше сосредоточено на друзьях и можно не заметить машин, которые едут по дороге.

№ 11. Где можно переходить дорогу вне населённого пункта, если в пределах видимости нет пешеходного перехода?

Правильный ответ: в месте, где дорога хорошо просматривается.

№ 12. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса?

Правильный ответ: нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему.

№ 13. Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо?

Правильный ответ: машина занимает первый (самый первый) ряд, включается и мигает правый фонарик - указатель поворота.

№ 14. Почему опасно ходить по улицам группами?

Правильный ответ: во-первых, школьники могут разговаривать между собой и неверно оценить дорожную ситуацию. Перед переходом улицы надо прекратить все разговоры. Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на передних и плохо осмотреть улицу.

№ 15. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле?

Правильный ответ: чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить.

№ 16. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего автомобиля?

Правильный ответ: стоящий транспорт ограничивает обзор проезжей части, что мешает правильно оценить дорожную обстановку. И повышается вероятность не заметить транспорт, движущийся на встречу.

№ 17. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению?

Правильный ответ: двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт.

№ 18. Где должен остановиться пешеход, если на середине проезжей части его застал красный сигнал светофора?

Правильный ответ: пешеход должен оставаться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки безопасности по ПДД

Материал для учителя. В нашей школе вперед уходом первоклассников домой, учитель ежедневно проводит "Минутку безопасности". ...

Минутки безопасности

"Минутки безопасности" - ежедневное напоминание учителем о правилах безопасного движения по пути домой....

"Минутка безопасности" 1-4 классы

Дорожные задачи.Задача 1. Во дворе своего дома Маша встретила Яну. Маша предложила ей: «Хочешь на зебру посмотреть?» «Конечно!»- ответила Яна. Маша поспешила к дороге, где ездили машины, автобус...

Методические рекомендации для проведения "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения

Данные рекомендации позволяют правильно организовать "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения в начальных классах....

ПДД. «Минутки безопасности».

Примерный перечень вопросов для проведения «Минуток безопасности», 1-4 кл....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД «МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ»

  Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных «минуток безопасности&ra...

Минутки безопасности

Минутки безопасности...