Минутки безопасности
учебно-методический материал по зож

Краснова Мария Александровна

Минутки безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd_minutki_bezopasnosti_.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации
по проведению "Минуток" по безопасности движения

"Минутка" - кратковременные занятия по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится учителем непосредственно перед тем, как дети пойдут домой.

"Цель минутки". Человек движется по улице на основе навыков движения и навыков наблюдения (оценки обстановки, прогнозирования). Эта навыки приобретаются на практике ежедневно при движении по улицам и дорогам, переходе через дорогу, с каждым шагом и с каждым взглядом. Часто такое стихийное обучение приводит к закреплению неправильных навыков, ибо ошибка или нарушение на улице далеко не всегда приводят к неприятным последствиям. Цель "минутки" - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки на вопросы "дороги" и "безопасности".

Желательно, чтобы ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучал ее, познавал ее "секреты", поскольку улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд "ловушек" - обманчивых ситуаций. Для этой цели при проведении "минутки" нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений типа "будьте осторожны". Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанный с раскрытием закономерностей улицы, не столько "что", сколько "почему", или разбирая конкретный случай на улице с ребенком.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ "МИНУТОК"

Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса из «вопросника», приложенного к методике «минуток» (или составленного в школе, дошкольном учреждении) по аналогии[1]. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, учитель (воспитатель) поправляет их и дает свое объяснение.

Весьма важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми. В качестве последней «порции» информации, за день в школе или дошкольном учреждении ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. В результате движение детей по улице из школы или дошкольного учреждения в определенной мере является продолжением «минутки», ее практическим приложением. В ряде случаев детям могут быть даны задания на наблюдение обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках, перекрестках, обратить внимание по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы и т. п.).

Для случаев, когда детей сопровождают родители (дошкольные учреждения и частично младшие классы школы), целесообразно, чтобы родители спрашивали у детей, какой вопрос рассматривался на сегодняшней «минутке», и в процессе движения домой использовали обстановку на улице, чтобы обучить детей наблюдать и правильно оценивать обстановку.

«Минутку» следует проводить не реже одного раза в два дня, а в младших классах — ежедневно. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника». После рассмотрения всех вопросов «вопросника» необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить и использовать новые вопросы. Проведение «минуток» должно стать не кампанией, проводимой в дни «месячника по безопасности движения», а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы (дошкольного учреждения) домой.

ТЕМЫ  "МИНУТОК БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ":

  1. ДОЛГ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА.
  2. ДУМАТЬ О ДРУГИХ!
  1. СЭКОНОМИШЬ СЕКУНДУ - ПОТЕРЯЕШЬ ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ.
  2. УВАЖАЙ ТРУД ШОФЕРА!
  1. БОЛЬШЕ НАДЕЙСЯ НА СЕБЯ,  ЧЕМ НА ТОРМОЗА МАШИН!
  1. СВЕТОФОР - ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!
  2. СВЕТОФОР "САМООБСЛУЖИВАНИЯ".
  3. ПРИ СМЕНЕ СИГНАЛОВ СВЕТОФОРА.
  4. КАК ПОНЯТЬ РЕГУЛИРОВЩИКА.

10. НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ. 11. ВЫ УМЕЕТЕ ХОДИТЬ?

  1. ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА.
  2. УЧИТЫВАЙТЕ ПОГОДУ!
  3. ГДЕ ИГРАТЬ?
  4. ЗА РУЛЕМ ВЕЛОСИПЕДА.
  5. КОГДА ТРАНСПОРТ СТОИТ.
  6. ЕСЛИ МАШИНА ПОВОРАЧИВАЕТ.
  7. ДОРОЖНАЯ АЗБУКА.
  8. ВО ДВОРАХ ДОМОВ.

20 КАК ДВИГАТЬСЯ ГРУППОЙ.

  1. О СПЕЦМАШИНАХ И ПЕШЕХОДАХ,
  2. ЕСЛИ ТЫ ПАССАЖИР.
  3. В САЛОНЕ ТРАНСПОРТА.
  4. ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА.
  5. УЧИСЬ САМ, УЧИ ДРУГИХ!

 

ДОЛГ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

С первых дней учебы в школе вас, ребята, знакомят с Правилами для учащихся. В них есть такие строчки: "Учащиеся обязаны знать и строго соблюдать правила дорожного движения". И они написаны неслучайно.

По дорогам нашей страны мчатся миллионы машин. Чтобы их движение было безопасным, для людей делается очень многое. Совершенствуются конструкции автомобилей и мотоциклов, строятся современные автомагистрали, подземные и надземные пешеходные переходы, применяются различные технические средства регулирования движения транспорта и пешеходов, установлен единый порядок движения на территории всей страны - ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Они касаются и детей, и взрослых, и водителей, и пешеходов, поэтому каждый из нас обязан их знать и выполнять, то есть двигаться так, чтобы не создавать опасностей или помех для движения других.

Ну а тех, кто законы движения не выполняет, привлекают к ответственности, вплоть до лишения свободы.

ДУМАТЬ О ДРУГИХ!

Две школьницы шли, увлеченно разговаривая, по улице Рафиева, а затем стали ее переходить, не посмотрев, а безопасно ли это. Между тем девочки создали для водителя троллейбуса, везущего более 40 пассажиров, аварийную ситуацию. Чтобы избежать наезда на них, водитель вынужден был выехать на полосу встречного движения, где совершил наезд на стоящий автомобиль. По счастливой случайности в машине никого не было. И все-таки боковой частью троллейбус задел одну из девочек, она получила травмы.

Нет сомнения, что виновницы этого происшествия сами девочки. Но давайте подумаем, а кто же из-за них пострадал?

Прежде всего - они сами. Одна попала в больницу. Другая так напугана, что вынуждена ходить на лечение в поликлинику. Затем родители школьниц. Представьте, сколько слез, нервов, седых волос стоила эта история мамам, папам, бабушкам, дедушкам, учителям.

А каково водителю разбитого автомобиля? А водителю троллейбуса? Понесло убытки и государство. Они связаны с расходами на лечение девочек.

Вот и получается, что от поведения на улице одних зависят жизнь, здоровье, благополучие многих. Помните об этом постоянно!

СЭКОНОМИШЬ СЕКУНДУ - ПОТЕРЯЕШЬ ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ

Ученик 3 класса Дима М. торопился на занятия, в школу. Выйдя на улице Алибегова из автобуса, тут же бросился перебегать дорогу. Но успел пробежать только 2-3 шага и попал под машину. "Скорая помощь" увезла мальчика в больницу. Работники милиции, проведя тщательное расследование случившегося, сделали вывод: водитель в наезде на мальчика не виноват.

Конечно, самый простой совет тем, кто опаздывает, выходить, допустим, из дома в школу заранее. Но уж если по какой-либо причине вы все-таки опаздываете, то следуйте народной мудрости: "Поспешай не торопясь". Лучше опоздать, чем остаться на всю жизнь калекой или погибнуть.

Если ты допустишь ошибку в задаче, неправильно выполнишь упражнение, то плохую отметку сможешь еще исправить в будущем. Но дорога ошибок не прощает!

УВАЖАЙ ТРУД ШОФЕРА!

Профессия шофера одна из самых трудных. Он должен знать и строго выполнять Правила дорожного движения, иметь быструю реакцию, хорошие зрение и слух. В пути шофер должен успевать реагировать на сигналы светофора, регулировщика, следить за дорожными знаками, уметь предвидеть действия водителей попутных и встречных машин.

На шоферов возложена важная задача: вовремя и безаварийно доставлять к месту назначения пассажиров и грузы.

Помогать водителям должны пешеходы и пассажиры. Как? Прежде всего выполнением своих обязанностей, т. е. ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны; переходить проезжую часть только в разрешенных для этого местах; ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси на посадочных площадках, а если их нет, - на тротуаре или обочине; во время движения не отвлекать водителя разговорами.

БОЛЬШЕ НАДЕЙСЯ НА СЕБЯ, ЧЕМ НА ТОРМОЗА МАШИН!

Проделайте простой эксперимент: в момент бега попытайтесь мгновенно остановиться. Никогда и никто сделать этого не сможет. То же самое происходит с автомобилем или мотоциклом. Водитель нажимает педаль тормоза, а транспорт некоторое время продолжает еще ехать.

Когда вы станете старше, будете изучать физику, то узнаете научное объяснение этому явлению. А пока твердо запомните: никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.

Теперь вам понятно, почему пешехода, начинающего переход улицы вблизи движущейся машины, иногда сравнивают с самоубийцей?

И еще одно важное обстоятельство. Иногда у автомобиля или мотоцикла в пути может возникнуть техническая неисправность, и тогда он становится неуправляемым, предвидеть, куда он поедет; невозможно. Вот почему каждый пешеход должен на улице быть предельно внимательным, осторожным, следить за движением транспорта и больше надеяться на себя, чем на тормоза машин.

СВЕТОФОР     ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Скажите, вы часто наблюдали, чтобы водители транспорта не выполняли сигналы светофора? Очень редко, правда? А пешеходы? Часто ли они допускают это грубое нарушение Правил дорожного движения? Нужно честно признать, что в этом вопросе дисциплина пешеходов отстает от дисциплины водителей. А почему? Ведь значения сигналов светофора одинаковы и обязательны для всех.

К кому обращен красный сигнал этого устройства, тому и запрещается движение. К кому зеленый, - тому разрешается. Все очень просто. Ну, а когда горит желтый сигнал? Он предупреждает о смене сигналов светофора, начинать движение в это время нельзя ни водителям, ни пешеходам.

Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет желтого сигнала. Это светофоры пешеходные, их сигналы обязательны только для пешеходов.

СВЕТОФОР "САМООБСЛУЖИВАНИЯ"

Вы, безусловно, бывали в магазинах самообслуживания. Возможно, что слышали о прачечных самообслуживания. А еще есть светофоры "самообслуживания". Это слово пишется в кавычках, потому что оно не является официальным названием. И, тем не менее, правильно пользуясь таким светофором, вы сами себе вызываете его зеленый сигнал, то есть разрешаете себе переход дороги.

Как выглядит светофор "самообслуживания"? Это обычный пешеходный светофор, но на его стойке укреплено специальное вызывное устройство в виде металлического ящичка, на сторонах которого написано: "После нажатия на кнопку ждите зеленого сигнала".

Некоторые пешеходы торопятся, думают, что ждать придется очень долго, а потому не пользуются вызывным устройством или, нажав на его кнопку, не ждут зеленого сигнала.

Так вот: время ожидания сигнала - 40-50 секунд. Это так мало, зато гарантирует безопасный переход. Это время необходимо для того, чтобы идущий транспорт успел остановиться.

И еще. Если вы не очень торопитесь, то пользуйтесь вызывным устройством, когда соберется группа пешеходов. Это будет выражением вашего внимания к другим участникам движения. Ведь может так случиться, что тюка один пешеход будет переходить дорогу, десять водителей и десятки пассажиров будут ждать.

ПРИ СМЕНЕ СИГНАЛОВ СВЕТОФОРА

Иногда приходится наблюдать, что смена сигналов светофора застигает пешеходов на проезжей части. Как правило, они теряются в таком случае, не знают, как им лучше поступить: то ли вернуться обратно, то ли бежать вперед, то ли стоять на месте. В эти минуты они испытывают очень неприятные чувства. Известно немало случаев, когда неуверенность пешеходов в такой ситуации была причиной наезда на них транспорта.

Старайтесь не попадать в такие ситуации. Для этого начинайте переход улицы Одновременно с включением зеленого для вас сигнала светофора, предварительно, конечно, убедившись в безопасности движения. Идите через улицу спокойным, но не слишком медленным шагом, и тогда вы успеете завершить переход до включения запрещающего движение сигнала светофора.

Если все-таки случится, что желтый сигнал светофора застигнет вас на проезжей части, то следует остановиться на середине проезжей части или островке безопасности и дождаться там зеленого сигнала светофора.

КАК ПОНЯТЬ РЕГУЛИРОВЩИКА

На улицах, где движение транспорта и пешеходов особенно интенсивное, его регулируют работники милиции - регулировщики.

Регулировщик стоит в центре перекрестка. Для лучшей видимости его сигналов он применяет жезл - черно-белую полосатую палочку, или диск с красным сигналом или световозвращателем. Для привлечения внимания пешеходов и водителей он пользуется свистком.

Милиционер регулирует движение, изменяя положение корпуса, а также жестами рук. Понять его несложно.

Регулировщик обращен к вам лицом или спиной, обе руки опущены вниз или вытянуты в стороны - это соответствует красному сигналу светофора, движение запрещено;

регулировщик обращен к вам боком, обе руки вытянуты в стороны или опущены вниз - это соответствует зеленому сигналу светофора, движение разрешено;

регулировщик стоит с поднятой вверх правой рукой - это соответствует желтому сигналу светофора, означает "Внимание, приготовиться к движению!";

регулировщик стоит с вытянутой вперед правой рукой - переход разрешен только тем пешеходам, которые находятся за его спиной.

Бывают ситуации, когда движением одновременно управляют регулировщик и светофор. В таких случаях необходимо подчиняться сигналам милиционера.

НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

Перекресток, движением на котором не управляет ни милиционер-регулировщик, ни светофор, называется нерегулируемым.

Если светофор на перекрестке подает мигающий желтый сигнал, то это также означает, что перекресток нерегулируемый.

Как его правильно, то есть безопасно перейти?

Во-первых, нужно помнить, что на таком перекрестке преимущество в движении за водителями.

Во-вторых, пешеходы могут начинать переход такого перекрестка только в том случае, когда убедятся, что он свободен от транспорта. Для этого вначале надо посмотреть налево, если транспорта нет, - то можно дойти до середины проезжей части. Затем посмотреть направо, и если нет машин - можно закончить переход.

Во время перехода не следует суетиться, бежать. Надо идти спокойным шагом под прямым углом к краю проезжей части.

ВЫ УМЕЕТЕ ХОДИТЬ?

Не удивляйтесь этому вопросу. Работники ГАИ знают много примеров тому, как пешеходы неправильно двигаются по дорогам, неправильно их переходят, и зачастую это приводит к серьезным происшествиям, авариям.

Ученик 2 класса Максим П. переходил Ленинский проспект в 23 метрах от обозначенного и регулируемого светофором перехода, не обращая внимания на движущийся транспорт. В результате - тяжелая автотравма, длительное лечение в больнице.

Другой мальчик Алеша А. перебегал дорогу, также не думая о Правилах дорожного движения. Тем самым вынудил водителя движущегося самосвала резко вывернуть машину в сторону. Она опрокинулась, а вывалившиеся из кузова 7 тонн бетона засыпали Алешу. Прохожие откопали мальчика, но он получил тяжелейшие ранения.

Запомните: ПЕШЕХОДЫ ДОЛЖНЫ ХОДИТЬ ПО ТРОТУАРАМ ИЛИ ПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ, А ГДЕ ИХ НЕТ - ПО ОБОЧИНЕ ИЛИ ВЕЛОДОРОЖКЕ.

Переходить дорогу можно по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, на перекрестках - по прямой. Если перекресток регулируется, то, подчиняясь сигналам светофора или регулировщика. И всегда, начиная переход, нужно обязательно вначале убедиться в его безопасности.

ГДЕ ИГРАТЬ?

Все дети любят гулять на улице. Мальчики предпочитают футбол, хоккей, девочки - прыганье через скакалку. В теплое время года многие ребята катаются на велосипедах, а зимой - на санках, лыжах, коньках. Все игры на свежем воздухе хороши, потому что укрепляют здоровье, поднимают настроение.

В момент игры дети так увлекаются, что забывают обо всем на свете, в том числе и о дорожной безопасности.

Олег Ж. играл с друзьями на обочине. Убегая от них, выскочил на проезжую часть и ударился в движущийся автомобиль. С травмой головы очутился на больничной койке.

Дима Б., возвращаясь из школы, затеял с приятелем игру в снежки. Уворачиваясь от очередного удара, выбежал на проезжую часть и оказался на пути движения автомобиля. В итоге -- травмы, больница.

Всех этих неприятностей можно было бы избежать, если бы дети играли вдали от проезжей части, на игровой площадке.

Пусть эти истории послужат для вас уроком!

ЗА РУЛЕМ ВЕЛОСИПЕДА

Обратимся к Правилам дорожного движения: "Велосипед - это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой людей, силой людей, находящихся на нем".

А значит, велосипедист, как водитель транспортного средства, должен знать и выполнять свои обязанности.

Во-первых, управлять на дорогах велосипедом не раньше 14 лет. При этом велосипедист должен иметь документ, подтверждающий его знания, в области безопасности движения, а велосипед - номерной знак. И то, и другое можно получить в обществе автомотолюбителей по месту жительства.

А где же кататься тем, кому нет 14? Во дворах домов, на школьных стадионах, в парках, где есть велодорожки.

Велосипедист должен следить за техническим состоянием своего транспортного средства. И прежде всего за исправностью тормозов и звукового сигнала.

Иногда можно видеть, как ребята катаются на велосипедах по двое или, не держась за руль. Этого делать нельзя, потому что в таких случаях велосипед теряет устойчивость, может легко опрокинуться.

Правила дорожного движения запрещают катание на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам. Это продиктовано заботой о безопасности пешеходов.

Юные велосипедисты должны знать предупредительные сигналы водителей. Предположим, что за вашим велосипедом по двору едет автомобиль. Вы обязаны заранее предупредить водителя об изменениях в движении. Если вам надо повернуть направо, - вытяните в сторону прямую правую руку или согнутую в локте левую. Чтобы предупредить о повороте налево,

необходимо вытянуть в сторону прямую левую руку или согнуть в локте правую. Вытянутая вверх прямая рука - сигнал торможения, остановки.

КОГДА ТРАНСПОРТ СТОИТ

По наблюдениям работников ГАИ, наезды транспорта на пешеходов чаще всего происходят в зоне остановок общественного транспорта. Возьмем конкретный пример. Ученики 2 класса Слава К. и Саша М. на остановке вышли, из троллейбуса. Саша стал перебегать проезжую часть спереди стоящего троллейбуса. Водитель грузового автомобиля, который ехал навстречу троллейбусу, во избежание наезда на мальчика вынужден был резко вывернуть влево. В это время Слава выскочил позади троллейбуса. В сложившейся ситуации водитель уже никак не мог избежать наезда.

Конечно, виновниками этого происшествия были мальчики. Выйдя из троллейбуса, они должны были для перехода улицы идти к ближайшему перекрестку или обозначенному пешеходному переходу.

А как быть пассажирам, вышедшим из трамвая? Остановки трамваев чаще всего расположены на середине проезжей части. Если пассажиру нужно перейти дорогу, то он должен прежде всего сойти на ближайший справа тротуар.

А вот еще один случай. Стоящий у края проезжей части улицы автомобиль марки МАЗ объезжал другой грузовой автомобиль. И вдруг из-за стоящего МАЗа на дорогу метнулся 10-летний мальчик. Расстояние между ним и движущимся автомобилем было не более 3 метров. Вспомните, что такое тормозной путь, и вы поймете, что вины водителя в случившемся нет. Ребенок погиб.

К сожалению, подобных случаев немало, именно поэтому в Правилах дорожного движения записано:

"ПЕШЕХОДАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ...ВЫХОДИТЬ ИЗ-ЗА СТОЯЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НЕ УБЕДИВШИСЬ В ОТСУТСТВИИ ПРИБЛИЖАЮЩИХСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ".

ЕСЛИ МАШИНА ПОВОРАЧИВАЕТ

Наверное, вам приходилось видеть такое: человек начинает переход улицы, и вдруг справа или слева на нее поворачивает автомобиль. Многие и взрослые, и дети в такой ситуации теряются, не знают, как вести себя: то ли продолжать движение, то ли пропустить автомобиль.

В Правилах дорожного движения сказано, что при поворотах направо или налево водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Иными словами, если начал переход улицы, то продолжай его. Для убедительности можно жестом руки показать водителю, в каком направлении вы идете.

ДОРОЖНАЯ АЗБУКА

Складывая буквы, вы, ребята, научились читать. Точно так же по дорожным знакам "читают" улицу водители. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой. Вы, наверное, обращали внимание на то, что дорожные знаки бывают и треугольными, и прямоугольными, и круглыми, что они различаются по 'цвету. В зависимости от формы, окраски знака меняется и его значение.

К примеру, вот знак треугольный с красной каймой, внутри его нарисован пешеход, идущий по зебре. Это знак для водителей. Он предупреждает, что впереди пешеходный переход, так что водителю следует повысить внимание, снизить скорость машины. Он так и называется "Пешеходный переход".

С таким же названием есть еще один знак. По форме он квадратный, синего или голубого цвета. Это знак информационно-указательный. Он указывает водителям и информирует пешеходов, что именно здесь можно переходить дорогу.

С изображением внутри знака идущего пешехода есть еще два знака. Оба они круглые. Но один синего цвета, а другой - с красной каймой. Там, где установлен первый, можно ходить только пешеходам. Это знак предписывающий - "Пешеходная дорожка". Второй знак запрещающий, его значение прямо противоположное. Он так и называется "Проход закрыт".

Обратите внимание, какие дорожные знаки встречаются вам на пути, постарайтесь их "расшифровать".

ВО ДВОРАХ ДОМОВ

В последнее время немало дорожно-транспортных происшествий происходит во дворах домов. Но не только водители в них повинны. Виноваты и пешеходы. И вот почему.

Во дворах домов, так же как и на улицах, есть проезжая часть - местный проезд. По ней заезжает во дворы и государственный, и индивидуальный транспорт. А раз двигается транспорт, значит, создается угроза для безопасности пешеходов, значит, как говорится, смотреть надо в оба глаза. Между тем далеко не все пешеходы, особенно дети, осторожны во дворах.

8-летний Антон С., выбегая из подъезда дома, не посмотрел по сторонам и в местном проезде наскочил на движущийся мотоцикл. В результате - перелом ключицы.

10-летний Вадим Ш. мчался на велосипеде по двору дома по левой стороне. В это время во двор въезжал автомобиль "Москвин'. Произошло столкновение. Мальчик получил травмы, надолго попал в больницу.

Во дворах домов, как правило, обозначены места для движения пешеходов - тротуары. Только вот не все пешеходы и не всегда пользуются ими. Некоторые идут по проезжей части, то есть сами подвергают свою жизнь опасности.

И еще. Если во дворе дома стоит транспорт, то обходить его' надо с большой осторожностью: в любой момент он может начать движение задним ходом. Известны случаи, когда подобные истории заканчивались трагически.

КАК ДВИГАТЬСЯ ГРУППОЙ

Допустим, что ваш класс собирается идти на прогулку или экскурсию. Какие правила дорожной безопасности должен помнить и выполнять каждый из вас?

Самое главное - строгая дисциплина. Класс должен построиться по два человека в ряд и идти в сопровождении взрослых по тротуарам или пешеходным дорожкам, а если их нет, - то по обочине, но только в светлое время суток.

Во время движения группы нельзя отставать от нее, нести предметы, которые могут покатиться или быть унесены ветром.

Для перехода проезжей части разрешается перестроиться по четыре человека в ряд. Это нужно для того, чтобы скорее перейти дорогу.

Места перехода дорог те же, что и для неорганизованных пешеходов: подземные, наземные, надземные пешеходные переходы и перекрестки. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на улицах, где она хорошо просматривается в обе стороны.

СПЕЦМАШИНАХ И ПЕШЕХОДАХ

Специальные автомобили легко выделить в транспортном потоке благодаря их окраске, проблесковому маячку синего цвета, установленному на крыше, а также специальному звуковому сигналу. К таким автомобилям относятся: пожарные, скорой медицинской помощи, милицейские, горно-спасательные и другие.

При выполнении срочных служебных заданий водителям таких автомобилей разрешается отступать от требований Правил дорожного движения.

Если к вам приближается транспорт с включенным проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом, то начинать переход улицы даже при зеленом сигнале светофора не следует. А если сигналы специальных машин застигнут вас при переходе улицы, то надо остановиться на середине проезжей части или поскорее покинуть ее.

ЕСЛИ ТЫ ПАССАЖИР

Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: "Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер".

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел - "Обязанности пассажиров".

В нем говорится, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси можно только на посадочных площадках, а если их нет, - то на тротуаре или обочине. К транспортному средству следует подходить•только при его полной остановке.

На трамвайных остановках, где нет посадочных площадок, нельзя находиться на проезжей части в ожидании трамвая. А после высадки из него нужно сразу же покинуть проезжую часть.

Посадка и высадка пассажиров разрешаются только после полной остановки транспорта.

Во время движения нельзя отвлекать водителя от управления.

Тем, кому нет 12 лет, запрещено ехать на переднем сиденье легкового автомобиля и на заднем мотоцикла.

В САЛОНЕ ТРАНСПОРТА

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его культуре.

Детям до 10 лет нужно входить в автобус, трамвай, троллейбус через переднюю дверь. Войдя в -салон, школьник должен оплатить проезд. Не забывайте уступать места пассажирам с маленькими детьми, людям пожилого возраста, инвалидам. Мальчики должны также уступать свободные места девочкам, пропускать их вперед при посадке, а при высадке - подать руку.

В целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить вещи, которые могут запачкать одежду или сиденье, ядовитые и взрывоопасные вещества. Мелких домашних животных можно перевозить только в клетках или сумках, а крупных собак в намордниках.

К выходу нужно готовиться заранее. Выходить из передней или средней двери.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Запрещено отвлекать разговорами водителя, так как малейшее ослабление его внимания может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Один маленький мальчик ехал в автомобиле с отцом. Вначале он сидел на заднем сиденье, а затем решил сесть поближе к отцу и стал перелазить на переднее. Отец отвлекся от управления автомобиля буквально на несколько мгновений, но этого было достаточно для того, чтобы совершить наезд на стоящий у края проезжей части грузовик. В результате сильного удара ребенок получил смертельные травмы.

Пассажирам также запрещается высовываться из окон трамвая, троллейбуса, автобуса, автомобиля. Это может привести к несчастному случаю.

ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА

Может случиться, что ты окажешься очевидцем дорожно-транспортного происшествия: столкновения машин, наезда на пешехода и т. п. Как же правильно вести себя в такой ситуации? Что предпринять?

Главное не теряться! Прежде всего, записать номерной знак автомобиля или автомобилей участников происшествия. Если нет под рукой ручки, карандаша, то можно мелом, кусочком кирпича, прутиком на асфальте или земле.

Затем нужно посмотреть, есть ли в происшествии пострадавшие, какие у них травмы, в сознании ли они. Из ближайшего телефона по номеру 02 о случившемся следует сообщить в милицию, а если есть пострадавшие, то и в "Скорую помощь" по телефону 03. В эти службы звонят бесплатно.

После этого дождитесь приезда работников милиции, чтобы рассказать о том, что вы видели. Если у вас нет времени, то оставьте свой адрес или домашний телефон кому-либо из участников или очевидцев происшествия.

УЧИСЬ САМ И УЧИ ДРУГИХ!

Все, чему вы научились в жизни, вы переняли у взрослых. Так уж устроен мир, что и хорошее, и плохое мы узнаем из опыта тех, кто по возрасту старше. И очень при этом важно чужих ошибок не повторять. Это относится ко всем сторонам нашей жизни и, конечно, к безопасности дорожного движения.

Вы узнали немало историй, когда дети становились участниками и виновниками автопроисшествий. Очень бы хотелось, чтобы их горький опыт стал для вас хорошим уроком, чтобы на их ошибках вы учились.

В то же время не забывайте, что с вас берут пример, у вас учатся, как вести себя на дороге, в транспорте дети младше вас. Будьте же для них хорошими учителями!

А если когда-нибудь заметите, что малыш играет на проезжей части или вблизи ее, пытается неправильно перейти дорогу, остановите его, предупредите беду.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «МИНУТОК» ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

1. Почему надо переходить на перекрестках или на пешеходных переходах?

Ответ. Водитель транспорта знает, что согласно ПДД переход проезжей части в тех местах разрешен. Взаимное внимание там больше и при надобности водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте, может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению. Часто такое поведение пешехода бывает причиной дорожного происшествия.

2. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?

Ответ. Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за искл. тех, кто совершает повороты. Они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является переходным, и он не разрешает начинать переход проезжей части.

3. Почему опасно перебегать проезжую часть?

Ответ. Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на окружающем. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, не заметит это. Когда бежишь, можно споткнуться и упасть, особенно если дорога неровная.

4. Почему опасно переходить улицу по диагонали?

Ответ. При переходе улицы наискосок ты будешь дольше находиться на проезжей части и почти что поворачиваться спиной к транспорту (желательно показать на доске).

5. Что означает надпись на задней части автобуса «Опасность на повороте»?

Ответ. При поворотах прицепную часть автобуса уводит в сторону, что особенно опасно при левых поворотах на узких улицах. Поэтому нельзя близко подходить к автобусам, когда они делают повороты на перекрестке.

6. Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ. Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров с помощью специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса, в салоне и в кабине водителя. За посадкой пассажиров в переднюю дверь водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь входят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

7. Что может случиться, если опаздываешь с выходом из автобуса?

Ответ. Если опаздываешь с выходом, водитель не всегда может это заметить, особенно, когда много пассажиров, и ты можешь попасть в закрывающиеся двери. Отъезжая от остановки, водитель должен наблюдать за другими машинами, и поэтому между дверями оставшийся человек может быть незамеченным.

8. Почему стоящая машина может быть опасна?

Ответ. Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики скрывают за собой приближающееся транспортное средство, водитель которого не видит пешеходов, а в движении есть требование «я должен видеть и я должен быть виден».

9. Чем опасны кусты и деревья на улице?

Ответ. Деревья и кусты — это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.

10. Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?

Ответ. Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее, и поэтому можно его раньше не заметить.

11. Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины, могут быть опасными?

Ответ. Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя проезжую часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности. Скорости автомашин большие, и выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешеходов. Каждый участник движения в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

12. Как определить далеко машина или близко?

Ответ. Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценить сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомашине понадобится времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.

13. Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

Ответ. Улицы и дороги разделяются на части. На улицах — проезжая часть и тротуары. На шоссейных дорогах — обычно тоже проезжая часть и обочины. Тротуар или обочина — для пешеходов, а проезжая часть — для транспортных средств. Движение пешеходов на проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону, и это тоже только в установленном месте, или если по тротуару или обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части и обязательно друг за другом.

14. Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

Ответ. Увидев дом, поневоле возникает желание прийти домой скорее, а если впереди проезжая часть дороги, которую надо переходить, тогда надо все-таки остановиться. Спешка часто является причиной неприятности и несчастных случаев.

15. Что может случиться, если увидишь на другой стороне улицы родителей, друга или близких знакомых?

Ответ. Увидев на другой стороне проезжей части кого-либо из близких, возникает желание быстрее подойти к нему. Все внимание обращено к этому чело,-веку, забываешь, где ты находишься и что тебя окружает, но улица не любит неосторожности.

16. Чем опасны машины с прицепом?

Ответ. Особенно опасны машины с прицепом на поворотах, так как прицеп уводит в сторону. Машины с прицепом опасны и потому, что невнимательный пешеход, увидев, что машина проехала, может начать переходить и попасть под прицеп.

17. Почему опасно ходить по улицам группами?

Ответ. Дети, двигаясь группами, обычно разговаривают между собой, иногда и балуются и забывают, что находятся на улице. Переходить улицу начинают, не убедившись в безопасности, могут толкаться, а такое поведение недопустимо на улице.

18. Почему нежелательно переходить улицу, держась за руку или под руку?

Ответ. Если детская колонна переходит улицу, тогда держаться за руку не опасно. Иначе, когда ходят вместе вдвоем или втроем, беседуют между собой, не следят за движением на улице. При появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны, а водителю очень трудно в таких случаях избежать наезда.

19. Какой из переходов опаснее: обозначенный знаками и «зеброй» или переход со светофором?

Ответ. Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он нерегулируемый. Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части. Но и на перекрестке со светофором надо убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей иногда встречаются нарушители.

20. Какое место на улице опаснее — перекресток или остановка общественного транспорта?

Ответ. На перекрестке довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты — все надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса или трамвая начинать сразу же переход проезжей части спереди или сзади, не думая в том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.

21. Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке транспорта?

Ответ. Если на дороге много больших транспортных средств (автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики), трудно заметить за ними мотоциклы или даже легковые машины, особенно в плохую погоду и с не включенными фарами.

22. Что на улице самое опасное?

Ответ. Многие думают, что самое опасное на улице  движущаяся машина. Она опасна, если мы попытаемся перебежать улицу перед близко идущей машиной. Но анализ дорожных происшествий доказывает, что не менее опасны стоящие машины, из-за которых, не убедившись в безопасности на проезжей части, мы начинаем переходить улицу. При этом нарушается требование я должен видеть, и я должен быть виден.

23. Что на улице самое главное?

Ответ. На улице самое главное взаимное уважение и внимание всех участников движения. Участники движения должны знать правила дорожного движения и выполнять требования безопасности движения. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведением не поставил себя и других в опасность. Улица не терпит бесконтрольного поведения.

24. Почему надо быть внимательным, когда гуляешь с младшим братом или сестрой?

Ответ. Маленькие дети не умеют наблюдать за движением. Привычек и умений у них недостаточно, чтобы самостоятельно ходить по дорогам. Увидев что-нибудь интересное или близкого человека на улице, маленькие дети могут неожиданно вырваться из рук и побежать через проезжую часть, поэтому надо уметь держать маленького так, чтобы он не мог вырваться. Выходите из автобуса, трамвая, троллейбуса первыми, только тогда принимайте брата или сестру.

25. Почему происходит много несчастных случаев с детьми и престарелыми людьми?

Ответ. Правильные привычки, навыки, умения вырабатываются только после длительной тренировки. У маленьких детей еще не выработались такие привычки. Старые люди приобретали все нужное для движения, когда транспортных средств было еще мало, а переучиваться в старости совсем нелегко. Поэтому понятно, почему маленькие дети и старые люди не умеют в сегодняшней транспортной среде сконцентрировать внимание и наблюдать за движением.

26. Можно ли ожидать автобус при отсутствии площадки ожидания на проезжей части улицы?

Ответ. Нет. На краю проезжей части обязательно имеются обочина или тротуар, там и следует ожидать автобус. На краю проезжей части стоять опасно, и это мешает движению. Ожидая автобус на тротуаре или обочине, надо стоять так, чтобы не мешать другим пешеходам.

27. На проезжей части разметка «зебра». Если ребенок хочет перейти там улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся автомашин?

Ответ. Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить, не убедившись в безопасности. Ни одно транспортное средство нельзя остановить моментально. Поэтому даже обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы, где на проезжей части в одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду остановилась, но остановились ли машины в других рядах? В этом надо убедиться. Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра» или стоит указательный дорожный знак «Пешеходный переход».

28. Можно ли переходить улицу на перекрестке по линии тротуара или обочины, если нет обозначенного пешеходного перехода?

Ответ. Да. Правила дорожного движения разрешают делать это. Но при переходе проезжей части на перекрестке надо быть особенно внимательным, необходимо следить за направлением движения транспорта. ПДД требуют, чтобы водители транспортных средств при поворотах пропустили прямо идущих пешеходов. Но будет надежнее, если убедиться в выполнении этого перед тем, как выйти на проезжую часть улицы.

29. Может ли водитель избежать наезда, если пешеход на расстоянии двух метров до приближающейся машины начинает переходить проезжую часть улицы?

Ответ. Нет. Ни одно транспортное средство нельзя остановить мгновенно, даже когда у него есть самые лучшие тормоза. При столкновении пострадавшим окажется обязательно пешеход.

30. Желательно ли, чтобы ученик начальных классов, идя в школу, пользовался всегда одним и тем же маршрутом?

Ответ. Да. Если ученик начального класса, у которого еще нет достаточного опыта движения и опыта наблюдения улицы во время движения, каждый день выбирает разную дорогу, то он не знает, сколько времени понадобится, чтобы пройти эту дорогу. Он может спешить даже тогда, когда это не нужно. А спешка в движении очень опасна. Если ходить всегда одной дорогой, то уже знаешь опасные места. Эту дорогу ты прошел несколько раз, изучил, проанализировал вместе с родителями и знаешь, во сколько нужно выйти из дома, чтобы, не спеша, вовремя успеть в школу.

31. Должна ли направо поворачивающая   машина  пропустить  пешехода?

Ответ. Да. ПДД требуют этого, но, к сожалению, не все водители выполняют это требование, так как и пешеходы иногда нарушают правила. Пешеход должен всегда перед тем, как переходить улицу, убедиться в безопасности. Если один участник движения нарушил правила, то это не дает другому права отвечать тем же.

32. Перед дорогой висит синий круглый дорожный знак с изображением велосипеда. Можно ли пешком ходить по этой дороге, если нет тротуара?

Ответ. Да. Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Пешеход тоже может двигаться по этой дороге при условии, что не будет мешать движению велосипедистов.

33. Если вне населенного пункта невозможно идти по обочине, можно ли идти по левому краю проезжей части дороги?

Ответ. Да. Если по обочине невозможно ходить, то единственная возможность идти по проезжей части. Если в ПДД не сказано, по какой стороне проезжей части идти в населенном пункте, то вне населенных пунктов скорости большие и там нужно ходить только по левому краю проезжей части. Когда мы идем по левой стороне, то машины едут нам навстречу и хорошо видны, а за спиной у нас нет опасности.

34. Если пешеход переходит проезжую часть на перекрестке, где не обозначенного пешеходного перехода, имеет ли он преимущество перед транспортом?

Ответ. Нет. Всегда перед переходом пешеход должен убедиться в безопасности перехода, оценив скорость и расстояние до приближающихся машин.

35. Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, может ли ученик следовать его примеру?

Ответ. Нет. Ученик не должен повторять ошибки других. Если ты когда-то что-то делал неправильно и оказался ненаказанным, у тебя может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те, кому не повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны неправильные привычки.

36. Опасно ли играть вблизи проезжей части?

Ответ. Да. Когда играешь, забываешь, где находишься. Можешь выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться бедой. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги и ты, не думая, побежишь за ним.

37. Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомашин, можно ли переходить шоссе?

Ответ. Да. Вне населенных пунктов условия перехода такие, как и в городе, — надо убедиться в безопасности. Скорости автомашин и мотоциклов на шоссе большие, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть уверенным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из-за кустов, деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.

38. Легко ли остановить машину на скользкой дороге?

Ответ. Нет. У каждого транспортного средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов, груза, скорости, дорожного покрытия и т. д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в три раза длиннее, чем на сухой.

39. Может ли пешеход двигаться по левой обочине дороги?

Ответ. Да. По левой обочине ходить безопаснее, потому что транспорт идет навстречу и его хорошо видно.

40. Можно ли ехать по «островку безопасности» на машине?

Ответ. Нет. «Островок безопасности» только для пешеходов. На машине там ехать нельзя даже тогда, когда там нет пешеходов.

41. Могут ли пешеходы, когда они вынуждены ходить по проезжей части дороги (нет обочин, ремонтируется тротуар), идти вдвоем, держась за руки?

Ответ. Нет. По проезжей части можно идти только друг за другом лицом навстречу транспорту, чтобы не мешать движению.

42. Опасно ли переходить улицу из-за стоящей машины?

Ответ. Да. Стоящая машина, в зависимости от ее габаритов, закрывает проезжую часть дороги и не видно обстановку на дороге. Водитель приближающейся автомашины тоже не видит пешехода, который собирается переходить проезжую часть. А в движении существует требование: я должен видеть и я должен быть виден.

43. Эффективен ли способ безопасности движения  использование светоотражателей пешеходами, которым приходится ходить в темное время суток по проезжей части дороги?

Ответ. Да. Пешеход видит огни машин, а водитель транспорта замечает пешехода только тогда, когда он довольно близко. Значительно лучше будут видны пешеходы, которые пользуются светоотражателями. Их можно прикреплять на рукав, на головной убор, пояс и т. д. Пешеход, пользующийся светоотражателем, виден на расстоянии 100 метров. Машина может ехать со скоростью 90 км/час и даже тогда водитель сможет избежать наезда.

44. Называем ли мы перекресток, где в светофоре желтый мигающий свет, регулируемым перекрестком?

Ответ. Нет. Если в светофоре горит желтый мигающий свет, то он только предупреждает, что впереди довольно опасный перекресток. На таких перекрестках обычно работают все три сигнала (часто с дополнительными секциями), но ночью, когда движение не столько интенсивное, нет надобности, чтобы они все работали. Тогда выключают основные сигналы светофора и остается только желтый, но теперь мигающий все время. На таком перекрестке действуют все требования для нерегулируемых перекрестков.

45. Обязательны ли для пешеходов сигналы светофора?

Ответ. Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но со стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе много мест, где между перекрестками довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.

46. Можно ли играть на тротуаре?

Ответ. Нет. Тротуар для движения пешеходов и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.

47. Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?

Ответ. Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части дороги бордюрным камнем, который не дает возможности машинам заехать на него. У нас существует правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по тротуару, надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Двигаясь по левой стороне, мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую часть дороги, что опасно. Важно, чтобы пешеход не был спиной к близкому транспорту. Если мы идем группой, всегда нужно учитывать ширину тротуара, Впереди идущих обходят слева.

48. Можно ли переходить улицу сзади стоящего трамвая?

Ответ. Нет. Стоящий трамвай, как и любой другой вид транспорта, закрывает обзор, мешает наблюдению проезжей части дороги (чтобы переходить проезжую часть, надо прежде всего убедиться в безопасности). А переходить ее можно только по пешеходным переходам или на перекрестке по линии тротуаров.

49. Можно ли начинать переходить улицу при желтом сигнале светофора?

Ответ. Нет. Желтый сигнал светофора — это промежуточный сигнал. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем сигнале не успели это сделать или в середине улицы нет «островка безопасности». Остаться в середине улицы, где нет «островка безопасности», крайне опасно.

50. Имеет ли указательный дорожный знак «Пешеходный переход» треугольную форму?

Ответ. Нет (описать знак).

51. Обозначают ли пешеходный переход на асфальте белыми полосами?

Ответ. Да. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы довольно широкие полосы и от края тротуара стрелками показано направление движения. Около таких переходов обязательно есть указательный дорожный знак «Пешеходный переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая разметка еще не называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть внимательным, особенно, когда движение в одном направлении в несколько рядов.

52. Можешь ли ты зайти в трамвай, автобус, троллейбус с передних дверей?

Ответ. Да. Согласно Правилам пользования транспортом ученики начальных классов имеют право войти в эти транспортные средства в передние двери (желательно и выход в передние двери). Ученики младших классов ростом маленькие и поэтому водителю легче наблюдать за их выходом и входом через передние двери. Ученик, который вошел, должен смотреть, чтобы он не остался рядом с кабиной водителя, а пройти дальше. Если нет возможности сидеть, тогда надо обязательно держаться, чтобы при резком торможении не упасть.

53. Когда регулировщик стоит к тебе спиной, можно ли тогда начинать переход проезжей части дороги?

Ответ. Нет. Такое положение регулировщика равнозначно красному сигналу светофора, который запрещает начинать движение.

54. Можно ли переходить проезжую часть дороги в любом месте?

Ответ. Нет.

В городах и поселках проезжую часть дороги переходим только на обо-значенны'х пешеходных перекрестках. На перекрестках, где нет обозначенных переходов, — по линии тротуаров или обочин. На шоссейных дорогах пешеход выбирает для перехода проезжей части дороги место, где видимость в обе стороны хорошая, и если нет приближающегося транспортного средства — переходит дорогу.

55. Можно ли начинать переход   проезжей части   при мигающем зеленом сигнале светофора?

Ответ. Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, — это предупреждение, что вот-вот загорится желтый, а после того запрещающий — красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу. Останавливаться на середине проезжей части очень опасно, это мешает общему движению.

56. Правильно ли, что чем больше скорость автомашины, тем больше требуется времени для его остановки?

Ответ. Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться  когда он идет или когда бежит?). Транспортному средству, которое едет быстро, требуется большее расстояние, чтобы остановиться, значит, и больше времени. Это расстояние называется остановочным путем. Остановочный путь  это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность, плюс тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит еще от груза,  чем тяжелее груз, тем длинней путь торможения.

57. Можешь ли ты возить на санках брата или сестренку по проезжей части дороги, если рядом тротуар или обочина?

Ответ. Нет. Чтобы кататься на санках, надо найти подходящее место (в парках, на игровых площадках). А если нужно вести сестру или брата в детский сад, надо идти по тротуару или обочине, но так, чтобы не мешать движению других пешеходов. В случае, если нет тротуара или обочины, надо двигаться только по левой стороне проезжей части (навстречу движению) осторожно, особенно, когда везешь санки за собой.

58. Можно ли переходить проезжую часть дороги возле предупреждающего дорожного знака «Пешеходный переход»?

Ответ. Нет. Предупреждающий знак «Пешеходный переход» (описываем знак) для водителей транспортных средств. Он предупреждает, что впереди находится обозначенный пешеходный переход (иногда ставят такие знаки вблизи кинотеатров, театров, клубов, где большое движение пешеходов), пешеходам он не дает никаких прав.

59. Можешь ли ты переходить проезжую часть, когда регулировщик поднял руку вверх?

Ответ. Нет. Положение регулировщика с поднятой рукой равно желтому сигналу светофора, поэтому начинать переходить улицу не разрешается.

60. Можно ли переходить проезжую часть, когда регулировщик стоит к пешеходу боком, руки в стороны или опущены?

Ответ. Да. Такое положение регулировщика для пешехода равно зеленому сигналу светофора. Значит движение разрешено.

61. Можно ли переходить улицу, когда регулировщик стоит к тебе левым .боком с вытянутой правой рукой?

Ответ. Да. Такое положение регулировщика немного необычное. Мы ответили на вопрос «да», но со стороны левого бока пешеходам разрешается переходить проезжую часть только за спиной регулировщика.

62. Должен ли пешеход руководствоваться сигналами регулировщика даже тогда, когда они противоречат сигналам светофора и дорожным знакам?

Ответ. Да. Если движение регулирует регулировщик, все участники движения должны выполнять его требования. Регулировщика мы в наши дни видим редко, только в особых случаях (не работает светофор, интенсивное движение, при массовых мероприятиях, при большом скоплении транспортных средств, движется колонна автомашин, сопровождаемая специальными автомашинами, оборудованными сиреной).

63. Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота автомашин, когда будешь переходить проезжую часть?

Ответ. Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем, как переходить проезжую часть, должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять ряд движения.

64. Должен ли ты остановиться   перед приближающимся транспортным средством посередине проезжей части, если не уверен, что успеешь перейти проезжую часть до конца?

Ответ. Да. Переходить широкую проезжую часть довольно опасно, особенно, когда нет светофор. Ты начал переходить проезжую часть, убедившись перед тем в безопасности, но, дойдя до середины, увидел, что приближается автомашина, которую ты раньше не видел или оценил неправильно ее скорость. В таких случаях надо обязательно остановиться. Избежать наезда на стоящего пешехода гораздо легче. Самое плохое для водителя, когда пешеход, заметив опасность, начинает метаться на проезжей части.

65. Можно ли кататься на велосипеде?

Ответ. Да. На велосипеде разрешается кататься на дорогах и улицах с 12 лет, при наличии водительского удостоверения, которое выдается после сдачи экзамена. Тем, у кого возраст не позволяет получить права, кататься на велосипеде в местах, где разрешено движение других транспортных средств, запрещается. Есть такие ребята, которые любят кататься по тротуару, но они мешают двигаться пешеходам. По тротуару можно только вести велосипед. Дети до 12 лет должны найти себе место для катания па игровых площадках, в парках, где это разрешено.

66.        Можно ли на велосипеде с подвесным двигателем (рабочий объем двигателя менее 50 см3 и максимальная скорость менее 40 км/ч) ездить с 14 лет?

Ответ. Да. На таких велосипедах и мопедах можно ездить с 14 лет. На мопедах с большей максимальной скоростью или рабочим объемом можно ездить с 16 лет, после получения необходимых документов в ГАИ.

67. Должен ли водитель автомашины на равнозначном перекрестке пропустить справа едущего велосипедиста?

Ответ. Да. Если мы на равнозначном перекрестке, то преимущество выезда на перекресток имеет тот водитель, у которого нет помехи справа. Это значит, водитель должен пропустить справа приближающийся транспорт. Преимущество имеет только трамвай.

68. Должен ли велосипед иметь зеркало заднего вида?

Ответ. Нет. ПДД пока не требует этого, но для обеспечения безопасности было бы желательно, поэтому у велосипедов нового типа есть зеркало.

69. Можно ли во время движения стоять в кузове грузовика?

Ответ. Нет.

70. Можно ли не сходя с велосипеда делать левый поворот, когда на проезжей части в одном направлении движение в несколько рядов?

Ответ. Нет. Когда в одном направлении движение в несколько рядов (трамвайные пути считаются одним рядом), велосипедист должен сойти с велосипеда для совершения левого поворота и выполнять правила для пешехода.

71. Должен ли направо поворачивающий велосипедист пропустить прямо идущих пешеходов?

Ответ. Да.

72. Может ли велосипедист ездить по дороге, на которой есть знак «Дорожка для пешехода»?

Ответ. Нет. На дороге, перед которой стоит знак «Дорожка для пешеходов», могут двигаться только пешеходы.

73. Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой стороны?

Ответ. Да. У нас в РФ правостороннее движение. Чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.

74. Могут ли пешеходы двигаться по скоростной дороге?

Ответ. Нет. На скоростных дорогах скорости транспортных средств большие, поэтому движение пешеходов запрещено. Запрещено также движение велосипедистов.

75. Может ли десятилетний ездить на заднем сиденье мотоцикла?

Ответ. Нет. На заднем сиденье мотоцикла можно ездить только с двенадцати лет.

76. Достаточно ли велосипедисту хорошо знать Правила дорожного движения?

Ответ. Нет. Прежде, чем идти на улицу, надо хорошо уметь ездить на велосипеде. Многие дети, которые катаются на велосипедах, считают, что они уже мастера. Но чтобы уметь кататься хорошо, надо долго учиться. Необходимо тренироваться, выполнять фигурную и замедленную езду с разными элементами (только не на проезжей части дороги).

77. Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?

Ответ. Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурным), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые и остановочный путь их очень длинный.

78. Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?

Ответ. Нет. В темное время пешеход водителю плохо виден. Заметнее те, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше заметен, нужно носить светоотражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине). Велосипеды должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди — фонарь с белым светом, сзади — фонарь с красным светом и красный светоотражатель).

79. Может ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?

Ответ. Да. Проезжая часть дороги становиться скользкой тогда, когда начинается дождь, снегопад, а очень скользкой бывает осенью во время листопада. В это время проезжая часть  часть дороги и трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому тормозной путь намного больше, чем при сухой дороге.

80. Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда переходишь через проезжую часть дороги?

Ответ. Да. Зонтик нужен во время дождя, но когда переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах, где движение регулируется, он мешает следить за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы была обеспечена «безопасность движения.


[1] Если объем информации по одному вопросу не позволяет удовлетворительно рассмотреть его в рамках одной «минутки», целесообразно использовать для этого «минутки» в течение нескольких дней подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки безопасности по ПДД

Материал для учителя. В нашей школе вперед уходом первоклассников домой, учитель ежедневно проводит "Минутку безопасности". ...

Минутки безопасности

"Минутки безопасности" - ежедневное напоминание учителем о правилах безопасного движения по пути домой....

Минутки безопасности

Минутки безопасности...

"Минутка безопасности" 1-4 классы

Дорожные задачи.Задача 1. Во дворе своего дома Маша встретила Яну. Маша предложила ей: «Хочешь на зебру посмотреть?» «Конечно!»- ответила Яна. Маша поспешила к дороге, где ездили машины, автобус...

Методические рекомендации для проведения "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения

Данные рекомендации позволяют правильно организовать "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения в начальных классах....

ПДД. «Минутки безопасности».

Примерный перечень вопросов для проведения «Минуток безопасности», 1-4 кл....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД «МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ»

  Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных «минуток безопасности&ra...