Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка по зож на тему

Егорова Ирина Владимировна
Теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения, укрепления и развития здоровья школьников, а также практика внедрения и использования здоровьесберегающих технологий
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodtema.zip415 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Точечный массаж.

Точечный массаж – простая         

и безопасная терапия.

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

 точки на лице ( №1, №2,№3 ),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область .

        Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время:

  1. Лицо: закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
  2. Голова: переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
  3. Руки: выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
  4. Ноги: сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра.  Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

                                       

                                        Приложение 2

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Я предлагаю  детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Я предлагаю учащимся правильно списать с доски   текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:  «Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

         Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им. После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Разбор слова по составу.

Пясть - пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень  - перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными.  Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

  Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» (А.С. Пушкин «Пророк»).

          Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

           Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

 Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

    Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

    « Колобок».

  Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

 « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

          Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика

Вставка 1. Задачи по анатомии.

          Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

          Вопрос 1: На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?

  Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

  Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

   Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

   Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?   Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

   Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

   Ответ: в 2 раза.

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные  растения твоего края.

         - Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

   

Приложение 1

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по программе

«Школа 2100»по теме «Для чего и как мы дышим».

Цели урока:

 Образовательные:

 • Обеспечить усвоение учащимися значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;

 • Познакомить со строением органов дыхания;

 Развивающие:

 • Развивать умения выделять главное, наблюдать.

 • Развивать образную память, логическое мышление, речь учащихся.

 • Развивать навыки сотрудничества;

 Воспитательные:

 • Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

 Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Создание положительной направленности на учебную деятельность.

— Улыбнулись. Начинаем урок.

  1. Проверка домашнего задания (работа на карточках, фронтальный опрос, индивидуальная работа).

Работу на карточках будут выполнять….

— Как устроен организм человека? (слайд 1-3)

— Назовите, с какой системой органов мы уже познакомились? (слайд 3)

—На системе органов выделения мы остановимся поподробнее. Какую важную функцию выполняют органы выделения?

        —Какие органы участвуют в выведении ненужных веществ из организма?

        — Работу на интерактивной доске будет выполнять…… (слайд 4)

—Назовите главный орган выделения? А почему почки являются главным органом выделения,  нам расскажет……

  1.  Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Ребята, а интересно изучать строение человека? Хотите продолжить знакомство с организмом человека? Тогда я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма. Посмотрите как ведёт себя волк в создавшейся ситуации.

(слайд 5)

— Что происходит с волком?

— Назовите причину его гибели?

— Что ему нужно для того, чтобы выжить?

— Хотите проверить, правы ли мы? Посмотрим. (слайд 6)

— Да,  он должен дышать. А дышать как?

— Без пищи и без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может выдержать даже и 5 минут.

— Хотите проверить, сколько мы сможем выдержать без воздуха?

 Вдохнули воздух и задержали его, я засекаю время……(физ. минутка, слайд 7)

— Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 7, вывеска на доску: «дыхание»)

— А что бы вы хотели бы узнать о дыхании?

— В чём заключается роль органов дыхания?

— Ребята, а где мы можем  проверить правильность наших ответов?

— Открываем учебник на с.29, читаем верхний абзац и подчеркиваем ключевые слова.

— Итак, какова роль органов дыхания? (слайд 8)

  1. Поиск решения. Новый материал.

— Ребята, давайте понаблюдаем, как мы дышим. Сели прямо, руки положили перед собой, расслабились. Вдохнём, выдохнем, ещё раз.

— Куда попал воздух в первую очередь?

— Предположите, а куда далее попадает воздух, проходя  носовую полость?

— Хотите узнать, какой путь проделывает воздух, попадая в наш организм? Посмотрите на доску. (слайд9)

— Перечислите этапы этого пути.

  1. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

А вот какова роль этих органов в процессе дыхания вы выясните, работая в группах. Для каждой группы задания в конвертах. Вы можете воспользоваться учебником, а также дополнительной литературой. Но перед началом работы давайте вспомним, как надо работать в группе?

1 группа — носовая полость

2 группа — гортань

3 группа — трахея, бронхи, легкие

На доске при ответах идет смена слайдов 10, 11, 12.

Идёт заполнение таблицы учителем:

Название органа

Особенности строения

Роль в процессе дыхания

  1. Носовая полость                                            1.Гортань      
  2. Покрыта слизью                                            2. Образована хрящами      

Кровеносные сосуды                                         Голосовые связки      

  3.   Очищает и согревает  воздух                       3. Защищает от попадания пищи

                                                                                      в  пути   дыхательные                                                                            

  1. Трахея, бронхи лёгкие
  2. Трубка из хрящевых полуколец  

Задняя стенка мягкая

Бронхи -  две крупные трубки

                                Легкие – парные губчатые

                                Легочные пузырьки

  1. Происходит обмен газов  между кровью и воздухом

Вопросы после ответа:

1 группы: — Почему рекомендуется дышать через нос?

2 группы: — Почему во время глотания прекращаются  дыхательные движения?

     — Как себя нужно вести во время еды?

(после выступления 3 группы ) Ребята, а вы знаете как происходит обмен газов между кровью и воздухом?

 — Проверим правы ли мы и снова воспользуемся учебником с .30. (слайд )

— На рисунке изображён обмен газов между легочным пузырьком и кровеносным сосудом.

— Подумайте и обсудите в парах, молекулы  каких газов обозначены на рисунке светлым кружком, а каких чёрным кружком?

—Какая пара готова?

— Запишем на интерактивной доске:     светлые — кислород

                                                                 чёрные — углекислый газ

— Что показывают стрелки на рисунке?

— Стенки кровеносных сосудов тонкие и газы легко, свободно могут проходить через них.

— Ребята, как вы думаете, когда нашему организму нужно больше кислорода, когда мы работаем или когда отдыхаем?

— Хотите проверить? Вы сейчас сидите спокойно, подышим. А теперь встанем и сделаем 10 приседаний (физ. минутка)

— А сейчас как мы дышим?

— В спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час, а при напряжённой работе  в 10-20 раз больше, человек дышит глубже и чаще. (слайд)

— Ребята, положите руку на грудь. Давайте снова сделаем вдох, выдох. Какие движения мы при этом делаем?

— Хорошо, но воздух сам по себе не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Ваши предположения?

— Хотите узнать (убедиться). Воспользуемся учебником с.31. Что происходит при вдохе? При выдохе? Подчеркните ключевые слова (ответы).

— Хотите посмотреть, как это происходит? (слайд)

  1. Рефлексия. Итог урока.

— Хорошо, подведём итог.  С какой системой органов мы сегодня работали на уроке?

— По каким органам проходит воздух в лёгкие?

— Молодцы, а сейчас примените полученные знания, работая  на индивидуальных карточках. Проверяем (слайд).

— Оцените свою работу на карточках (слайд):

«5»  — сделано без ошибок

«4»  — допущена 1 ошибка

«3»  — допущено 2 ошибки

— Поднимете руки у кого красный цвет, жёлтый, зелёный. Молодцы.

— А сейчас подведём итог нашей проделанной работе. Возьмите кружок и закрасьте его тем цветом, который вы выберёте (слайд) и приклейте на доску.

Красный  — я понял тему урока

Жёлтый    — у меня есть затруднения

Зелёный   — мне необходима помощь учителя

—Что нам скажет об уроке…..

  1. Домашнее задание.

1 вариант - № 30 (более лёгкое в выполнении, с меньшим объёмом задания).

2 вариант - №32 (более объёмное задание)

Приложение 9

Дифференцированные физкультминутки

I. Упражнения для детей с избыточным весом.

        1) ходьба с высоким подниманием коленей;

        2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;                                                      

        3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;                                                                                        

        4) прыжки с хлопками над головой.

II. Упражнения для профилактики плоскостопия.           

        1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

        2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

        3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

        4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                  

III. Упражнения для улучшения осанки.

        1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

        2) ходьба с правильной осанкой;

        3) ходьба с высоко поднятыми руками;

        4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

        5) лёгкий бег на носках.

IV. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «Золотая рыбка»;

5) «Водопад»;

6) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

        - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

          Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам…

        Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

          Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил…

         Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Приложение 3

Комплекс упражнений для глаз

  1. Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)
  2. Взгляд        смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз -прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
  3. Круговые        движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.
  4. Изменение        фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.
  1. Быстро        поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко        зажмурить глаза (считать до З), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть        правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть        на указательный палец вытянутой руки на счет 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1 -2 раза.

Приложение 7

Пальчиковая гимнастика

  1. Сжимание — разжимание кулачков.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Ежик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке.

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту. Напряжение - расслабление пальцев.

  1. Посмотрите, луноход

По Луне легко идёт.

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

  1. Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

  1. Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

Приложение 4

Приложение 8

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре.

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо - налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища)

Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке) 

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево)

 И пройдемся мы немного.

(Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

     (Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились

Мы старались, мы учились  и немного утомились,

Сделать мы теперь должны, упражненье для спины.

ращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками, мы летим под облаками,

Руки вниз и руки вверх, кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев)

Чтобы ноги не болели, раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть, семь и восемь, девять, десять.

(Приседания)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все  ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Приложение 11

Памятка для родителей 1

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?

Для того чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка для родителей 2

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий с первоклассником?

Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий.

  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой - для снятия напряжения.

Они могут быть такими:        

  1. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
  2. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
  3. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
  4. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  5. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
  7. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Приложение 10

Анкета определения уровня тревожности учащихся

Класс

Возраст

Признак

Оценка признака

максимально

достаточно

слабо

отсутствует

1

Обычно напряжён, скован

2

Легко пугается

3

Очень ко всему чувствителен

4

Часто бывает агрессивным

5

Обидчив

6

Нетерпелив

7

Легко краснеет или бледнеет на различные ситуации

8

Трудно сосредотачивается

9

Суетлив

10

При неожиданном задании с трудом включается в работу

Приложение 6

Дыхательная гимнастика

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

- Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа,  делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

 - Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Ветер

Ветер сверху набежал, ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал и  деревья все качал: «ф-ф-ф-ф»

(Вдох  Выдох  Вдох  Выдох)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос.

Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…  Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Завели машину

Завели машину, Ш-ш-ш-ш,

Накачали шину, Ш-ш-ш-ш,

Улыбнулись веселей и поехали быстрей, Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из…»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш…»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха…»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С…»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф…»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....