Пропаганда работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Нестерова Валентина Анатольевна

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта-это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesb._programma.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «Гимназия имени Подольских курсантов»

                                         г.о. Климовск

Пропаганда работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитатаельном процессе

                                                                                                                         Составила  

                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                высшей категории Нестерова В.А.

                                                        2013 г.

Программа формирования культуры здорового и

 безопасного образа жизни.

   

                                         Пояснительная записка.

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Программа сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обуславливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обуславливает, в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

   

                                        Законодательная база.

       Нормативно – правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002)  раздел 2.9.;

- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 08.03.2002);

- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования;

- УМК «Начальная школа ХХI века».

                                          Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование здорового образа жизни младших школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: - сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

                                     Направления реализации программы.

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

          В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны труда обучающихся.

          В школе работает столовая, позволяющая организовать горячие завтраки в урочное время. Завтрак оплачивают родители, но обучающиеся из многодетных семей находятся на бесплатном питании. Горячим питанием охвачены 100% учащихся начальной школы. Меню меняется каждый день в течении недели.

          В школе работает оснащенный спортивный зал, возле школы находится школьный стадион, есть волейбольная площадка, беговая дорожка, сектор для прыжков в высоту и длину, сектор для метания гранаты, диска и ядра, гимнастический городок, полоса препятствий, футбольное поле. Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы не только в урочное время, но и во внеурочных занятиях.

  1. Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Начальная школа ХХI века». Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

    В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава «Человек – разумный – часть природы», основными разделами которой являются:

- Условия, необходимые для жизни человека.

- Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.

- Режим дня.

- Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.

- Правила организации домашней учебной работы.

- Личная гигиена.

- Предупреждение простудных заболеваний.

На отдельных уроках учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботится о здоровье детей. Самое важное – в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

  1. о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;
  2. очень важно, чтобы и сами дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Технологии» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.

Каждый компонент УМК «Начальная школа ХХI века» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качества бумаги).

3.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

     Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

      Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки ( выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

      Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПин, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.

       Расписание уроков в школе преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

       При составлении расписания     учитывались:

-  работа школы в одну     смену;

-  нагрузка учителей.

         1 – 4 – ые классы работает в режиме пятидневной учебной недели ( в соответствии с требованиями ФГОС). Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и четверг – самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные.

         В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе УМК «Начальная школа ХХI века» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами. На осознание происходящих приращений, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

        В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

        В школе есть компьютерные классы, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.

     Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

      Основная идея УМК «Начальная школа ХХI века» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

      Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

      Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся ( в том числе и тех, которые по тем или иным индивидуальным причинам не могут усвоить все представленное содержание образования).

     Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах  позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

      В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатах всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (в дошкольном возрасте) к учебной.

  1. Организация физкультурно – оздоровительной работы.

     Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укреплении здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-организацию час активных движений (динамической паузы)4

- организации. Динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

  1. Реализация дополнительных образовательных программ.

         В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий:

- проведение классных часов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

- функционирует кружок «Шахматы»

- кружок «Спортивные игры»;

- проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- каждая учебная четверть заканчивается днем здоровья.

  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

         Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей напрвлена на повышение их уровня знаний и включает:

- проведение соответствующих родительских собраний, лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

- привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т. п.

                                     Примерное содержание

     работы в начальных классах по формированию культуры

                  здорового и безопасного образа жизни.

Учеба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

- осмысленное  чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

- регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т. п.;

- образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнерство ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т. п.), - обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психологического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):

- спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с родителями);

- занятия в спортивных секциях;

- туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

- классные часы, беседы;

- коллективно – творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем – то, отказаться т вредных привычек т.п.) ?» и т. п.;

- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.

                       

                              Оценка эффективности реализации программы.

     Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.

           Планируемые результаты формирования культуры здорового

                        и безопасного образа жизни.

       Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:

- о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

- о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

- о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

- о положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;

- о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т. п.;

- об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

- о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;

- правила гигиены и здорового режима дня.

         Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:

- сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;

- спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;

- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятия спортом и т. п.)

                            Общественные задачи (внешкольная деятельность)

        Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

- составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

- организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

- противодействие (в пределах своих возможностей ) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

Ожидаемые результаты:

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

- знание о положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;

- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т. п.;

- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;

-соблюдение правил личной гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни ( прогулки, подвижные игры, соревнования, занятия спортом и т. п.).

          Сроки реализации программы – 2013 – 2017 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

ПРОГРАММА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Цель программы –освоение и внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс и создание условий для формирование умений по поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ – технологий обучающихся....

Роль здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС.

Научить здоровью нельзя ,нужно воспитать в детях потребность быть здоровыми....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...