Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Удюрминова Людмила Поликарповна

Урок "Разговор о правильном питании" "Про кашу не забудешь, здоровым будешь."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тонкинская СОШ

Методическая разработка

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся

 при реализации программы

 «Разговор о правильном питании»

                                                                                Выполнила :

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                           МБОУ Тонкинская СОШ

                                                                                    Удюрминова Людмила Поликарповна

                                                                                        Стаж работы в программе

                                                                             «Разговор о правильном питании – 2 года

                                                                                                  Адрес (рабочий): п. Тонкино  

                                                                                                                ул. Гагарина, д.9

                                                                                                             конт. телефон: 47-2-37

п.. Тонкино 2014 год

Урок «Разговор о правильном питании»

«Про кашу не забудешь – здоровым будешь»

Цель: формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о                           важности правильного питания, о здоровой и полезной пище – русской каше.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- понимание и сохранение учебной задачи: почему полезна каша, какие бывают каши, как и из чего можно приготовить кашу.

- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД:

- построение сообщения в устной и письменной форме (в течение урока и домашнем задании);

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков при отгадывании загадок, проведении мини-исследований в группах;

-  установление причинно-следственных  связей в изучаемом круге явлений;

 - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

Коммуникативные УУД:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания (сообщения о кашах);

- владение диалогической формой коммуникации (в работе в группах);

-  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- формулирование собственного мнения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в работе в группах);

                                                                         Ход урока

На классной доске пословицы: «Щи да каша- пища наша», « Про кашу не забудешь –здоровым будешь», «Кашу маслом не испортишь»

1. Организационный момент

Занятие начинается с речевки, направленной на положительную мотивацию к изучению нового материала:  

                                           Я сегодня удалец!

                                           Я сегодня молодец!

                                           Все сумею, все смогу

                                           И другому помогу! (дети говорят хором)

Учитель:

_ Здравствуйте,  ребята!   Я рада вас  всех сегодня  видеть  такими бодрыми, веселыми!

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы занятия.

Учитель:

- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из художественных произведений, вспомните, откуда они взяты, и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии.

1) Сорока-белобока по полю летала,

Зерна собирала, печку топила,

Кашу варила, деток созывала,

Кашей угощала  (русская народная потешка)

2) Раз, два, три-  горшочек, вари.

И горшочек варил вкусную кашу. (сказка братьев Гримм «Горшок каши»)

3) – А нет у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить (русская народная сказка «Каша из топора»)

Учитель:

-  Что объединяет  все эти произведения? (во всех отрывках художественных произведений говорится о каше)

- Верно!  

 Далее дети самостоятельно формулируют тему занятия:

- Будем сегодня на занятии говорить о каше.

 Называют учебные задачи, которые они  поставили перед собой перед изучением нового знания.

- Хочу узнать, почему каша полезна для питания.

- Хочу узнать, какие бывают каши.

- Хочу узнать,  как и из чего можно приготовить кашу.

3.Открытие нового знания.

Учитель:

- Ребята, к нам сегодня к нам на занятие пришел гость. Отгадайте кто он.

Золотист он и усат,

 В ста карманах – сто   ребят.                                                                     (колос)

- Здравствуйте, ребята! Я – Колосок. Я узнал, что сегодня на занятии вы ведете разговор о каше.

 -  Как  вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Каша – это полезная еда, которая помогает стать здоровыми и сильными.

Вы можете есть ее на завтрак.

 - А  знаете, из чего варят каши?

   Я вам расскажу о приключениях Зернышка:

      Посадили весной в землю маленькое Зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето я рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. Земля, солнце, вода и воздух помогли маленькому Зернышку превратиться в сильный колос полный новых зерен, в которых много полезных питательных веществ.

      Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.  (На доске картинки).

 - А  теперь я проверю, внимательно ли вы слушали мой рассказ.

Загадка:

В землю теплую уйду,                                              

К солнцу колосом взойду,                                        

В нем тогда таких, как я,                                                                      

Будет целая семья.

                           (зерно)

Учитель: К нам на урок пришел еще один гость – мама Надя - мама  Артема Куликова. Она работает поваром.

Мама Надя:

Скажите, а зачем нам нужны каши? Почему их необходимо есть?

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными,  хорошо учиться в школе.

А что вы еще знаете о кашах?

(Дети выступают с небольшими сообщениями о каше)

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

 3. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали  дома букетами  гречихи  и  просили  святую  Акулину,  чтобы она дала богатый  урожай.

   4. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить  кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про  несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

 5. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров          называли   кашеварами.

Мама Надя:

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.  Про кашу наш русский народ  придумал много пословиц и поговорок.

 Давайте соберем некоторые пословицы , помещенные на классной доске).

Игра «Пословицы запутались».

Собрать части пословиц.

   Щи  да  каша –

     не  испортишь

 

    пища  наша

   Кашу  маслом

    Про кашу не забудешь -

   Здоровым будешь

- Какая из них вам больше понравилась? Почему?

-- А кто знает, в какое время  суток лучше есть кашу? (на завтрак)

- Верно. Каша – самый подходящий  продукт для завтрака. Она содержит нужное количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся » организмом.

- А какие каши вы знаете? (гречневая, рисовая, овсяная, пшенная…)

- Отчего зависит названия каши (от названия крупы).

(Мама Надя показывает крупы: ячневую, рисовую. манную, гречневую, перловую, пшенную, овсяную. Дети  называют вид крупы и какую кашу их нее можно приготовить.  Рассматривают зерна, трогают их на ощупь, делятся своими впечатлениями.)

4.Применение нового знания.

Учитель:

- А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Разговор о правильном питании» на странице 28 и найдите задание 2.

- Отгадайте и напишите из каких растений, зерен и круп  получились манная, пшенная , гречневая, овсяная и пшеничная каша.

(Дети выполняют задание в тетради , затем идет проверка работы)

Пшенная  -    _____________________    -    _______________________;

                                   (просо                        -         пшено)

Манная  -    ______________________     -     _______________________;

                                   (пшеница                 -         манная )

Пшеничная_______________________    -     _______________________;

                                   (пшеница                 -         пшеничная   )

Овсяная  -________________________    -   ________________________;

                                   (овес                          -          овсяные хлопья  )

Гречневая    -  ______________________   -  ________________________ .

                                   (гречиха                  -           гречка  )                

   

Динамическая пауза

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

5.  Знакомство с материалом о пользе овсяной каши.

Учитель:

Уважаемая мама Надежда Петровна,  совсем недавно мы с ребятами выявляли,  каким кашам они отдают предпочтение, и выявили, что любят:

Перловую-14 человек

Пшенную-18 человек

Овсяную- 8 человек

Гречневую-  19 человек

Манную- 17 человек.

Мама Надя:.

- Я очень рада, что в вашем классе не забывают про ароматную кашку! Но меня огорчает, что немногие ребята любят овсяную кашу.  А ведь овсянка на Руси ценилась с древних времен. Современные ученые ценят эту кашу не меньше, рекомендуя ее каждому, кто хочет быть здоровым. Овсянку не зря назвали кашей «Геркулес». Название словно говорит нам: «Если ты будешь есть кашу «Геркулес», то станешь таким же здоровым, сильным, выносливым и быстрым, как знаменитый Геракл».

Очень полезна овсянка и школьникам. Те ученики, которые постоянно употребляют овсянку, хорошо учатся, у них хорошая память. Овсяная каша укрепляет зубы и кости. И даже улучшает настроение!

- А из чего же варят овсяную кашу? (из овсяных хлопьев). Мама Надя показывает детям овсяные хлопья, зерна овса.  Дети рассматривают зерна овса, изучают их на ощупь, обращают внимание на их форму, запах.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем селе много полей, на которых выращивается овес? Папы Вити, Коли и Саши работают на этих полях, выращивают и убирают овес. Поэтому мы обязательно должны знать все об этой зерновой культуре.

 6. Проведение мини-исследования в группах.

Учитель:

Ребята, а сейчас  мы с вами проведем настоящее  исследование об  овсяной каше.

Работа будет осуществляться по командам. Мы разделимся на 2 команды: «Зернышки» и   «Поварята»

Каждой команде дается задание.

Команда «Зернышки»:  расставить в правильной последовательности картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу. (Дети получают предметные картинки)

Команда «Поварята»: картинки последовательного приготовлении из зерна овса  овсяной каши;

  (Дети получают на карточках описание действия приготовления овсяной каши. Нужно расположить карточки в правильной последовательности).

7. Представление результатов.

Во время выступления ребята команды «Зернышки» движениями и голосом  имитируют действия и шум работающих трактора, комбайна, высыпающегося зерна из кузова машины,  переработки зерна установками на заводе. Команда «Поварята» показывают на практике, как нужно приготовить овсяную кашу.

Мама Надя:

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Вот теперь я надеюсь, что вы полюбите овсяную кашу! 

Учитель:

- Ребята, ваши родители тоже очень хотят, чтобы вы росли здоровыми и  сильными, хорошо учились и радовали их своей хорошей учебой. Поэтому они сделали для вас  сюрприз! Вас ждет горячая, вкусная, овсяная каша с изюмом, бананом!  

- Что нужно сделать перед тем , как сесть за стол, ребята?

Дети:

- Помыть руки с мылом.

Учитель:

- Правильно, молодцы! Моем руки, и за стол!

(Дети проходят в школьную столовую и угощаются овсяной кашей. )

8. Подведение итогов. Обобщение.

- Ребята, помните,  когда мы с вами проводили опрос, кому какая каша нравится, то овсянку предпочитали всего 8 человек. А теперь ваше мнение изменилось?

Дети:

-Да, нам всем понравилась овсяная каша, мы даже брали у поваров добавки.

- А мне понравилась овсяная каша с бананами!

- Я буду маму всегда просить, чтобы она мне варила такую кашу, хочу быть таким же сильным, как Геркулес!

Учитель:

-  А давайте споем об овсяной каше песню!

  1.На плите в кастрюле каша кипела.

      Всех ребятишек угостить хотела.

 Овсяная, овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная.

     2.Кушай, кушай, Маша, овсяную  кашу.

                       Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.

                                                         Овсяна , овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

-  Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале занятия?

Дети:

- Да. Мы узнали, почему каша полезна для питания и какие бывают каши. Теперь мы сумеем приготовить овсяную кашу.

Учитель:

- Я попрошу вас закончить следующие предложения:

 Я понял (а), что…

Я узнал (а)….

Мне было интересно…

Я теперь буду…

10. Домашнее задание.

Учитель:

- Ребята, я хочу вам предложить, чтобы вы дома сочинили небольшую сказку или стихотворение про кашу. А родители вам в этом  помогут.

                         Использованная литература:

1.Безруких..М.М., Т.А.Филиппова,  Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011 г.

2.Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2011.-72 с.

3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб. -1995.- 168с.

4. В. М. Ковалев   Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 -  234 с.

 5.Л.А. Обухова,  Л.А.,Лемяскина, Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.-  «ВАКО», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение. Формирование универсальных учебных действий (метапредметность).

Цель:ознакомить с формированием у учащихся универсальных учебных действий в образовательным процессе....

Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...

методическая идея «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» ИВФ РАО»

Описание системы работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"Методическая разработка урока окружающего мира "Молоко и молочные продукты"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...