проект на тему: " Чай пить - здоровым быть!"
проект по зож (1 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Исследовательская работа затронула проблему качества чая, который является уникальным растением, несущим в себе огромный спектр различных веществ, оказывающих при правильном употреблении благоприятное действие на организм человека. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Проект

на тему: «Чай пить – здоровым быть»

                                                                                Авторы проекта:

                                                        учащиеся 1 а и 4 г класса

                                           МБОУ СОШ № 4

                                                     Руководители проекта:

                                                                                 Савенкова Наталья Александровна,

                                                                       Козлова Любовь Александровна

                                                               учителя начальных классов

                                             МБОУ СОШ № 4

 

Оглавление

            1.  Введение

  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема (идея) проекта
  • Цель проекта
  • Задачи, поставленные для реализации проекта
  • Вид проекта

             2 . Этапы проекта и ожидаемые результаты

                    1 этап – организационный

                    2 этап – теоретический

                    3 этап – практический

                    4 этап – итоговый

             3.  Выводы

             4. Рефлексия проектной деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей и задач
  • Оценивание качества результатов
  • Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве

              5. Информационно-методическое обеспечение

              6.  Приложение

Описание проекта

Тема: «Чай пить – здоровым быть»

Введение.

Актуальность: 

Мы пьем чай каждый день и не задумываемся, когда и где он появился, многие ли пьют чай правильно? Какую пользу приносит чай? Когда, какое количество,  и какие виды чая рационально употреблять и почему?

Чай является самым традиционным напитком в России. Для того чтобы выбрать хороший чай, надо хотя бы приблизительно знать, каким он может быть.

Проблема: 

         Полки магазинов радуют глаз многообразием: черные и зеленые, крупнолистовые  и просто листовые, гранулированные и пакетированные, со всевозможными фруктовыми и ягодными наполнителями, травяные чаи. Какому же отдать предпочтение? Какой же чай полезен для здоровья человека?

Гипотеза исследования:

  1. Употребление чая положительно влияет на здоровье человека.
  2. Чем дороже пакетированный чай, тем выше его качество.

Объект  исследования:  чай.

Цель нашей работы: узнать, что представляет собой чай и в чем его польза.

Для   реализации   поставленной   цели,   необходимо   решить  следующие

задачи:

  • осуществить поиск материалов по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, художественная литература), в Интернет;
  • ознакомиться с историей возникновения чая, с церемониями чаепития;
  • выяснить, какие виды чая существуют;
  • изучить способы заваривания чая;
  • выявить целебные свойства чая;
  • научиться определять качество пакетированного чая;
  • провести анкетирование учащихся и взрослых, собрать и обработать данные анкетирования;
  • оформить информационный буклет  «Чай пить – здоровым быть!»
  • выработать рекомендации, советы по поводу заваривания чая.

Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение источников информации.
  2.  Практические:        а) наблюдение, фото – фиксация;

                                        б) анкетирование;

                                        в) исследовательская деятельность;

                                     г) обобщение и выводы.

Вид проекта:

  • исследовательский
  • информационный
  • групповой
  • краткосрочный

Этапы  проекта и ожидаемые результаты:

Теоретический этап  проекта.

  1. Знакомство с историей чая.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с давних времен. Чай там ценится очень высоко. В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые “доски” долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы-чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производства шелка, фарфора, бумаги.

Начиная с VIII в., чай начал свое триумфальное шествие по миру. В настоящее время чай возделывается в промышленных масштабах более чем в 30 странах мира.

  1. Распространение чая в России.

В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: “ Я не знаю, листья ли это, какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем”.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины - мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетиков с надписью “бахча”. “Чай для заварки” - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю, напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

В России  первое время были противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале XX в. Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая.

  1. Знакомство с видами чая.

Существует классификация видов чая по способу их обработки. В зависимости от этого выделяют черный, красный, желтый, зеленый чаи.

  1. Влияние чая на организм человека.

В Китае был найден древний манускрипт, на котором было начертано: «Зачем тебе эликсир бессмертия? Выпей семь чашек чая». Чай – культовый напиток во всём мире. Он дарит ясный ум, снимает напряжение, лечит. Чайная диета, например, помогает сбросить лишний вес, снизить холестерин в крови и противостоять таким грозным заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, ревматизм и артрит. Фармацевты выпускают БАДы на основе чайного экстракта, фиточаи с лекарственными травами.

Первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства. О пользе чая можно слагать легенды. Недаром, например, в русском языке слово «чай» употреблялось изначально как название лекарственного растения. Особая польза чая в том, что он оказывает положительное влияние на весь  организм. Регулярное употребление чая очень полезно для здоровья. В состав чайных листьев входят почти все витамины (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  1. Правила заваривания чая.

Подбирая материал по теме работы, мы выяснили, что существует множество национальных традиций чаепития – японская чайная церемония, китайское искусство гунфу-ча, русское чаепитие, английское чаепитие и другие (ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3)..

Практический этап  проекта

Мы решили выяснить, что известно ученикам и родителям нашей школы о пакетированном чае. Мы провели анкетирование по следующим вопросам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). В анкетировании приняли участие 85 человек в возрасте от 10 до 70 лет.

Анализ результатов анкетирования показал, что почти все опрошенные любят и пьют чай.

 28% -предпочитают пакетированный чай, причем 24%  - это люди в возрасте от 10 до 20 лет, так как он более удобен в применении, незаменим в путешествии, быстро заваривается, не рассыпается.

42% отдают предпочтение крупно-листовому чаю, где 13% - это люди в возрасте 30-40 лет, так как он настоящий, вкусный, ароматный, насыщенный, натуральный, качественный, яркий.

24% употребляют зеленый чай (вкусный, полезный, естественный, в нем много полезных веществ, бодрящий, тонизирует, освежает), и только 6% указали гранулированный чай.

В основном опрошенные нами люди пьют чай 1-3 раза в день.

58% считают, что качество чая зависит от его цены.

93% не знают, когда появился впервые пакетированный чай, больше половины опрошенных не умеют определять качество чая. Это говорило о том, что наша работа является важной и полезной.

Изучив историю появления чайного пакетика и параметры, по которым можно судить о качестве чая,  мы приступили к эксперименту и дегустации. Для этого взяли несколько видов пакетированного чая, у которого мы будем определять качество.

Название чая

Сорт

Срок годности

Кол-во пакетиков

Цена за пачку

Цена одного пакетика

1

Липтон

высший

2 года

10

29,00

2,90

2

Майский

высший

2 года

25

35,00

1,40

3

Тесс

-

1,5 года

20

50,00

2,50

4

Лисма

первый

2 года

25

33,00

1,30

5

Акбар

высший

2 года

25

45,00

1,80

6

Гринфилд

-

3 года

25

65,00

2,60

По результатам дегустации, которую мы провели на чаепитии в классе, учащиеся наших  классов отдали предпочтение чаю «Липтон», на 2 месте – «Лисма», а 3 место поделили «Акбар» и «Майский». Чай «Тесс» и «Гринфилд» не получили ни одного голоса (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Придерживаясь техники определения качества чая, мы провели исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 6,7).  В результате исследования нами было выявлено, что из всех видов чая самым высоким качеством обладали следующие виды: «Тесс», «Липтон» и «Гринфилд», более низким качеством обладали следующие виды: «Майский», «Акбар», самым низким качеством обладает чай «Лисма». Этот факт подтвердил нашу гипотезу, которая заключалась в том, что  качество чая зависит от его цены, чем дороже чай, тем выше его качество.

По результатам нашего анкетирования  больше половины пьют чай среднего и хорошего качества.

Выводы

Чашка с горячим ароматным настоем чайных листьев сопровождает нас с утра до вечера. Трудно даже подсчитать, какое количество раз в течение дня предлагаем окружающим «попить чаю». Без преувеличения можно сказать, что чай для нас – не только напиток, но ещё и символ тепла, уюта, отдыха. 

Рефлексия проектной деятельности

 В ходе нашего исследования мы узнали много интересного и полезного.

Подводя итог вышесказанному, мы можем твёрдо заявить, что… Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие укрепляет дружбу… Поэтому мы в классе часто собираемся за чашкой чая.

Наша работа затронула проблему качества чая, который является уникальным растением, несущим в себе огромный спектр различных веществ, оказывающих при правильном употреблении благоприятное действие на организм человека. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

В ходе работы мы познакомились с тем,  как нужно определять качество чая.  Определение качества и сортности чая проводится по пяти качественным показателям: 1) внешний вид; 2) интенсивность настоя; 3) аромат; 4) вкус; 5) цвет разваренного листа.  Кроме этого, на качество чая оказывают влияние: пенообразование при заваривании, качество бумаги, которую используют для пакетика, наличие красителей.

Мы провели эксперимент по  определению качества чая некоторых видов  и установили, что более высоким  качеством обладает чай «Липтон», «Гринфилд», «Тесс», а тот чай, который по результатам анкетирования пьют многие из опрошенных, обладает средним качеством. Кроме этого мы подтвердили гипотезу, которую выдвигали в начале нашей работы, оказалось действительно то, что чем дороже чай, тем выше его качество. Но в своей работе мы не хотим  призвать всех отказаться от чая, который они пьют. Если в этих сортах они нашли свой вкус, то приятного им чаепития.

Изготовление буклета «Чай пить – здоровым быть!» (Добрые советы любителям чая).

             Следующее своё исследование мы посвятим изучению чайных церемоний в разных странах.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Гурулев С.А. «Чай», 2002.
  2. Иванов Ю.Г., «Энциклопедия чая», 2007.
  3. Иофина И О. «Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления», 2005.
  4. Похлебкин В.В., Челнокова В.Н. «Все о чае», 1989.
  5. Савельевских А.В. «Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005.
  6. Семенов В.М. , «Приглашение к чаю», 2009.
  7. Журнал «Домашний очаг», 2006.

Интернет – источники

  1. http://www.teacofsky.ru/information/Paket
  2. http://www.tea-art.com.ua/page3
  3. http://4ai.clan.su/index/kak_opredelit_kachestvo_chaja/0-12
  4. http://www.jhana.ru/tea/27-tea-encyclopedia-chapten6
  5. http://tearepublic.ru/
  6. http://ochae.ru/index.php?p=chai&st=kachestvo-chai
  7. www.tea.ru.- всё о чае и чай обо всём
  8. www.tea4 you .ru.- всё что вы хотите знать о чае.
  9. www. world.ru.catalog/dir/838/-
  10. www. world.oftea.ru/- портал о чае.
  11. www.chai.org.ua
  12. www www.tea.ru.allotherworld.ru 
  13. http://teatips.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни как альтернативу пагубным привычкам»

Проблема здорового образа жизни очень актуальна сегодня не только среди взрослого населения, но и среди детей, подростков, моло...

Молоко пить-здоровым быть!

Представленная презентация о пользе молока, которую можно использовать при проведении Уроков Здоровья....

Молоко пить - здоровым быть!

Реклама о пользе молока. М/медийная презентация о молоке...

Исследовательский проект по теме "Что мешает молоку быть полезным?"

Исследовательский проект по теме "Что мешает молоку быть полезным?"...

Презентация «Чай пить – здоровым быть!»

Знакомство с целебными свойствами чая и историей его распространения....

«Чай пить – здоровым быть!»

Знакомство с целебными свойствами чая и историей его распространения....

Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».

Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным рук...