Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».
план-конспект

Быкова О.А.

Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, работающим в школах-интернатах. Учащиеся на занятии учатся осознанному соблюдению аккуратности и опрятности к своему внешнему виду, учатся наблюдать за образами  героев, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение, у детей формируются навыки самообслуживания и соблюдения гигиены.  Каждый учащийся на занятии получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».

Автор: Быкова Ольга Александровна, учитель начальных классов, дефектолог  КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» .


Описание материала: конспект занятия для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на тему «Чисто жить – здоровым быть».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, работающим в школах-интернатах. Учащиеся на занятии учатся осознанному соблюдению аккуратности и опрятности к своему внешнему виду, учатся наблюдать за образами  героев, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение, у детей формируются навыки самообслуживания и соблюдения гигиены.  Каждый учащийся на занятии получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Тема: «Чисто жить - здоровым быть».

Предмет: воспитательное занятие

Возрастная группа: начальные классы

Проблема: Зачем соблюдать правила гигиены?

Цель: формировать у детей стремление к осознанному соблюдению аккуратности и опрятности к своему внешнему виду. Формирование навыков здорового образа жизни.

Воспитание важности и необходимости соблюдения правил личной гигиены. Прививать бережное отношение к своему здоровью.


Задачи:

  • убедить младших школьников в том, что определения «опрятный» и «аккуратный» применительно к человеку – близки по значению к слову «красивый».
  • прививать навыки самообслуживания, пользования предметами личной гигиены;
  • развивать речь, применять в своей речи пословицы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;
  • коррегировать мышление на основе упражнений в рассуждении и выделении главного, в сравнении;
  •  расширять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать желание заботиться о своем здоровье;
  • стремление вести здоровый образ жизни.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
  • активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: групповая 

Методы и приемы,  использованные на занятии:

1. Словесный – диалог учителя и учеников. 

2. Метод игры.

3. Наглядный метод.

4. Беседа с применением элементов дискуссии и практических упражнений.

Время занятия: 40 минут.


Подготовительный этап:
 прочитать стихотворение Корнея Чуковского «Мойдодыр», подобрать пословицы и поговорки об аккуратности и здоровом образе жизни.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! А сейчас я прошу вас всех встать в круг, взяться за руки и с улыбкой, дружно, вместе со мной, скажем: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Мне очень приятно видеть вас улыбающимися. Я уверена, что теперь ваше настроение будет хорошим. Садитесь на свои места, начнем наше занятие.

(Дети выполняют ритуал приветствия и садятся на свои места).

  1. Актуализация темы.

Цель: пробудить у воспитанников интерес к занятию; сформировать мотив деятельности.

- Говорить друг другу «ЗДРАВСТВУЙ» - это значит желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит – быть здоровым?

- Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру.

(Ответы детей).

Дидактическая игра «Правильный совет»

Цель: развитие двигательной активности учащихся, развитие и закрепление навыков группового взаимодействия.

- Вам мальчишки и девчушки, приготовила частушки. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет говорите: НЕТ, НЕТ, НЕТ.

* Постоянно нужно есть для зубов

Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопай в ладоши

* Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

* Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

* Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ

Молодчина Люда?

* Навсегда запомните, милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

* Зубы вы почистили и идете спать

Захватите булочку сладкую в кровать!

Это правильный совет?

(Ответы детей)

3.Основной этап.

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена»; познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены; воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

 Вводная часть
Инсценирование: комната – беспорядок, вещи раскиданы где попало. Входит неряха, читает стихотворение.

***

1 участник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!  

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Учитель:

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

2 участник:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Учитель:

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

1 участник:

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.

Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

2 участник:

«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
екла | Between Exchange

Учитель:

Стихи Корнея Ивановича Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

«Чисто жить - здоровым быть» (почему это предложение называется  пословицей?)

-Как понять пословицу?

-Можно соотнести её к нашему произведению?

Чтобы быть здоровым для этого нужны предметы личной гигиены.

Расскажите, а что же случилось с мальчиком?

- Каким он был?

- Кто заставил мальчика умыться?

-Ребята, так что нужно делать, чтобы быть чистыми и опрятными?

(Ответы ребят).

-Молодцы ребята! Так давайте всегда умываться, мыть руки и купаться!

Физкультминутка

«Веселый режим дня»

Цель: дать детям физическую и эмоциональную разгрузку.

- Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:

* Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?

* Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым?

* Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру?

* Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

* Ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет?

* Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны?

* Кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки?

* Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

* Кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку?

* Кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать?

- Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила «Незнайку», он был весь грязный, неопрятный. Он передал вам письмо, давайте его прочтем.

«Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо. Это глупое занятие не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы, время попусту идет».

- Ребята вы с ним согласны?

(ответы детей).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»:

- В моем волшебном мешочке собраны предметы (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать какие там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем «Незнайке», для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадаю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!

(Отгадывание загадок)

* **

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (Мыло)

- Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

***

 Зубов много,

А ничего не ест? (Расческа)

- А кто еще может пользоваться твоей расческой?

***

 Хвостик из кости,

На спинке – щетинка

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан (Щетка)

***

 Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

- Сколько раз нужно чистить зубы?

***

 И сияет и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть, ему покажет. (Зеркало)

***

 Вытираю, я стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка (Полотенце)

***

 Лег в карман и караулю –

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

* **

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук? (Вода)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо

Человеку умирать? (Без воды)

***

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без – (Воды)

- Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены?

- Что такое личная гигиена?

(Ответы ребят)

Учитель:

-Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.

- Устали? Давайте с вами немного отдохнем и подвигаемся. Для этого нужно встать и выйти из-за парт.

- Я буду показывать вам упражнения и говорить слова, а вы будете за мной повторять.

Физкультминутка

«Солнце глянуло в кроватку»

***

Солнце глянуло в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку.

Ой, а кран, откройся!

Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

- Молодцы, садитесь на место. А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок?

(Ответы детей)

Рефлексивно-оценочный этап.

Словесная рефлексия.

Цель: закрепление полученных на занятии знаний.

- Молодцы, а теперь давайте составим правила личной гигиены:

* Мыть руки перед едой.

* Чистить зубы два раза в день.

* Умываться, принимать ванну, (душ).

(Дети составляют правила личной гигиены).

Заключительное слово учителя:
- Дорогие ребята, вы сегодня очень старались, правильно отвечали на поставленные вопросы! Активно участвовали в постановке стихотворения «Мойдодыр». Приводили правильные примеры из жизни по выполнению правил гигиены. Верно отвечали на загадки. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой человек легко поддается болезни. Давайте чаще улыбаться и принимать водные процедуры.  Мы будем продолжать совершенствовать навыки самообслуживания, и каждый из вас сможет всегда выглядеть аккуратно, опрятно и красиво.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Чисто жить - здоровым быть"

Классный час проводят сказочные герои: Мальвина и Мойдодыр, которые ведут с детьми разговор о чистоте. В сценарий включены стихи, сценки и песня о чистоте....

Конспект внеклассного занятия для обучающихся 3 класса «Береги своё здоровье»

Важно ли сохранять своё здоровье с детства? Разбирёмся....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Конспект развивающего занятия для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития на тему: «Планета развлечений»

Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Занятие можно  проводить в групповой и индивидуаьной форме....

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня. Тема: "Звуки "т-ть". Буква Т"

В конспекте отражён комплексный подход к коррекции ОНР у первоклассников, опирающийся на все сохранные анализаторы....

Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «В мире профессий».

Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Мир профессий».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, работаю...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...