Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня. Тема: "Звуки "т-ть". Буква Т"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

В конспекте отражён комплексный подход к коррекции ОНР у первоклассников, опирающийся на все сохранные анализаторы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня

Тема: Звуки Т-ТЬ. Буква Т.

Цель: знакомство со звуками Т-ТЬ и буквой Т.

Задачи:

- уточнить артикуляцию звуков Т-ТЬ, закрепить умение давать характеристику звукам; познакомить с графическим образом буквы;

- развивать фонематический слух на восприятие звуков Т-ТЬ в слогах, словах, предложениях;

- подвести к пониманию понятия «слова-родственники»;

- закрепить умение делить слова на слоги;

- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

- улучшать технику чтения.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные и ситуационные картинки со звуками Т-ТЬ в начале, в середине и в конце слов; касса букв, слоговая таблица, цветные буквы и квадратики красного, синего и зелёного цветов.

  1. Организационный момент. На доске картинки с изображениями мальчика и девочки. Девочку зовут Тома, полное/взрослое имя - Тамара, а мальчика зовут Тима, полное/взрослое имя - Тимофей.

- Назовите первый звук в имени Тома?  - Звук Т. Он согласный, глухой, твёрдый.

- Назовите первый звук в имени Тима? – Звук ТЬ – согласный, глухой, мягкий.

2. Уточнение артикуляции (перед зеркалом).

- Что участвует в образовании звуков Т-ТЬ? – Дети: «Язык и зубы. Язык быстро просовывается между верхними и нижними зубами и быстро прячется. Губы немного растянуты».

- Как произносятся эти звуки: с голосом или без голоса? – Без голоса.

- Как называется этот звук? – Глухой.

3. Работа с загадками, определение первого звука в словах-отгадках: твёрдый Т или мягкий ТЬ.

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (Танк)

Я на «тракторе» служу:

Только так я вам скажу:

«Ведь прежде, чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню». (Танкист)

Логопед обращает внимание детей на слова-родственники: танк, танкист. Танк – боевая военная машина, а танкист управляет танком.

Глядя на экран в квартире,

Видим, что творится в мире. (Телевизор)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Из луковицы вырос, но в пищу негож.

На яркий стаканчик цветок тот похож. (Тюльпан)

4. Подбор картинок к слоговым схемам. На доске схемы 1-2-3-4-сложных слов. Под схемами дети прикрепляют соответствующие картинки.

____               ___-___               ___-___-___               ___-___-___-___

Танк               тан-кист              кар-ти- на                  те -  ле – ви – зор

5. Знакомство с буквой. Показ буквы(картинки). Стихи о букве:

Буква Т тебя укроет                           Т в антенну превратилась

От дождя, от снега, зноя.                   И на доме очутилась.

                                                                Отвечайте, кто знаток:

                                                                Это что за молоток? (Е.Тарлапан)

  1. Нахождение буквы в кассе.
  2. Выкладывание из счётных палочек. Сколько нужно палочек, чтобы сложить букву Т.
  3. «Написание» друг у друга на спине.
  1. Чтение слоговых таблиц и слов. Чтение по полбуковке (часть букв, слогов и слов написаны наполовину: скрыта или верхняя/нижняя часть, или правая/левая половина букв).

ТА         АТ           НА-ТА           ВА-ТА          КА-НАТ                ТИ - ИТ

ТО         ОТ           НО-ТО           НО-ТА          ОК-НО                   КИТ       КИ-ТЫ

ТУ         УТ           НУ-ТУ           НУ-ГА          ТУ-МАН                НИ-ТИ

ТЫ        ЫТ          НЫ-ТЫ          НО-ТЫ          КА-НА-ТЫ

  1. Физминутка.

Мы топаем ногами, мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И вновь писать начнём.

  1. Звуко-буквенный анализ имён Тома, Тима.

- Сколько звуков в имени Тома? (Четыре).

- Назовите гласные звуки (о, а). Как вы обозначили гласные звуки? (красными квадратиками).

- Назовите согласные звуки (т, м). Как вы обозначили согласные звуки? (звуки Т и М – твёрдые, обозначили синим квадратиком квадратиком).

- Сколько слогов? (Два. Сколько в слове гласных, столько и слогов). А если ласково назовём Тому – Томочка, то сколько стало слогов?

В таком же порядке анализируется слово «Тима». Логопед обращает внимание детей на звук ТЬ: «Как звучит? Каким квадратиком обозначите?».

  1. Сортировка в 2 столбика (под синей и зелёной буками Т прикрепляются картинки). Картинки: телевизор, тарелка, тюлень, тыква, тигр, картина, стакан, туча, котёнок.
  2. «У кого кто?». Выделение из предложений слов со звуком Т-ТЬ (логопед голосом выделяет звуки Т-ТЬ, дети поднимают букву Т из кассы букв).

У кошки – котёнок.

     У утки – утёнок.

     У коровы – телёнок.

     У тигрицы – тигрёнок.

  1.  Подведение итога занятия:

- С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

- Какие вы запомнили слова со звуками Т-ТЬ?

- Что можно сказать о звуке Т? Какой он? О звуке ТЬ? Какой он?

Резерв.

Чтение чистоговорок.

Та-та-та – мы везём кота.

Ту-ту-ту – молока нальём коту.

Ты-ты-ты – у нас умные коты.

Ат-ат-ат – вот идёт солдат.

Аты-аты-аты – шагают солдаты.

От-от-от – Тима строит плот.

  1. Списать предложения, вставить в словах пропущенную букву Т (подчеркнуть Т-ТЬ синим или зелёным карандашом).

.ома и .има уча. но.ы.  .аня и .ина кормя. у.я. .

  1. Подведение итога занятия.

Учитель-логопед, дефектолог Инна Бадьминовна Мусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».Цели урока:·         Активизация знаний у...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"

Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему: «Звуки и буквы ш-ж».

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...

КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...

Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...