Статья: Важные вопросы здоровьесбережения в период пребывания учеников начальной школы в группе продленного дня.
статья по зож на тему

Безнос Галина Витальевна

В данной статье затронуты вопросы об очень большой негрузке детей во время учебного процесса, проблем связанных со здоровьем школьников. Приведены пути решения этих проблем и роли  воспитателя  в здоровьесбережении детей начальной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важные вопросы здоровьесбережения в период пребывания учеников

начальной школы в группе продленного дня.

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. Здоровье человека, а также проблемы здоровьесбережения всегда были актуальны, а в XXI веке эти вопросы выходят на первый план.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой»


В настоящее время прослеживается тенденция к ухудшению здоровья и физической подготовленности населения. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи. По данным Минздравсоцразвития России только 14% учащихся старших классов могут считаться полностью здоровыми.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Если же обратиться к результатам диспансерного осмотра детского населения Тверской области, то результаты буду следующими: в возрастной период с 0 до 18 лет выявлено с патологией 61.3 %, из них в возрастной период с 0 до 6 лет – 56.3 %, с 7 до 18 лет – 63.2 %.

Значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастной период с 7 до 17 лет, то есть именно в период получения общего среднего образования.

Факторами риска школьной среды являются:

  1. Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка
  2. Стресс, как следствие перегрузок.
  3. Снижение возраста начального школьного обучения.
  4. Гиподинамичный характер обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятной обеспокоенность государства в сфере развития физической культуры и здоровье сбережения населения, и в первую очередь детей. Это нашло отражение в государственных документах (Национальной доктрине образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования).

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Сегодня мы уже с уверенностью можем говорить о надвигающейся глобальной катастрофе современной цивилизации. Это связано не только с проблемами здоровьесохранения в школе, но и с наступлением эры всеобщего развития сфере высоких технологий (компьютеры, интернет, мобильные телефоны). По сути, мы и наши дети находимся в различных эпохах. Произошла очередная научно-техническая революция. Будущее уже наступило, оно стало нашим настоящим. Именно от нас зависит, сможем мы заложить основы физической культуры нашим детям или нет. Возможны конечно и возражения на этот счёт, что современные диагностические и медицинские технологии способны обеспечить здоровье конкретного человека, а как следствие и здоровье нации. Но при всей вооруженности современной медицины и профилактики, она не гарантирует здоровье последующих поколений. Соответственно, перед современным образованием (в первую очередь физкультурным) стоит задача научить ребёнка следовать принципам здорового образа жизни, обеспечить культуру своего здоровья.

Что же входит в понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)? В медицинской энциклопедии ЗОЖ описывается следующим образом -это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Поскольку большую часть времени бодрствования школьник проводит именно в образовательном учреждении, то появилась острая необходимость решения проблемы здоровья отдельно взятой школы. Эта задача решается через системное применение 
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) включают в себя технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Дети большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Для этих нарушений очень часто используется термин – «школьные болезни».

Отдав ребёнка в школу, мы лишаем его активного образа жизни, который необходим ему в силу возрастных особенностей. В начальной школе дефицит физической активности составляет 35 - 40%, в старших классах этот процент уже растёт до 75 – 85.

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки.

 Сейчас во  многих школах вводятся дополнительные «Уроки здоровья и ОБЖ». Введение этих уроков даёт положительный эффект, так, например, процент детей, которые интересуются ЗОЖ и хотят получать информацию о нём, увеличился с 60% в 1 классе до 88% в 3 классе. В группах продленного дня вводятся дополнительные кружки по общей физической подготовке и занятия по отдельным видам спорта.

2. Интенсификация учебного процесса.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Во-первых, это увеличение количества классных и индивидуальных занятий. Становится общепринятой нормой пребывание в школьных стенах учеников до 15-16 часов. Фактически это подменяет собой нормированный 6-тичасовой рабочий день взрослого человека. Этот же фактор ведёт за собой последующие: ребёнок не успевает проводить необходимое ему время на свежем воздухе, так как вынужден, придя из школы, снова садиться за уроки. Этот же фактор ведёт за собой, как следствие, гиподинамию.

Второй вариант интенсификации учебного процесса –уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Результатом интенсификации учебного процесса является возникновение у учащегося состояний усталости, утомления, переутомления. Все эти факторы являются причиной возникновения у детей хронических заболеваний, развития нервных, психосоматических и других нарушений.

Решением этой проблемы является организация педагогом учебного процесса, знание физиологических основ восприятия и мышления ребенка, умение правильно распределить учебный материал урока, а так же правильное распределение свободного времени детей находящихся в школе в группе продленного дня. Для этого воспитатели должны обязательно делать смену умственной деятельности на физическую. Необходимо после уроков выводить детей на улицу, заниматься с ними подвижными, спортивными играми Т.к. физическая активность обеспечивает приток крови, занятия на свежем воздухе насыщают кровь кислородом. Всё это обеспечивает результативность дальнейшей умственной деятельности. Также сразу снимается вопрос гиподинамии.

3. Введение систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни.

В стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. Информация, которую получает человек на протяжении всей своей жизни, носит обрывочный характер. Источниками такой информации являются родители, школьные учителя, обывательские разговоры, статьи в интернете и в периодических изданиях. Полученные знания из этих источников являются несистематическими, а зачастую весьма противоречивыми.

Не только педагог, но и воспитатель должен воспитывать у ученика интерес к вопросам своего здоровья и его сбережения. В результате успешного решения этой задачи у ребенка появиться возможность выбора, как провести свое свободное время – у компьютера или играя в футбол, хоккей, и т д. А значит у него будут формироваться задатки личности и самосознания.

Выводы.

Мы рассмотрели основные проблемы и пути их решения. В современной подготовке педагогических кадров для школы и дошкольных учреждений всё большее внимание уделяется вопросом здоровья и здоровьесбережения школьников.

Как уже было сказано в связи с удлинение учебного дня школьника ставится вопрос о возможности посещения им секций и спортивных школ. Поэтому в перерывах между учебным процессом очень важно воспитателю найти время для небольших физкультурных занятий и прогулкам.

Поскольку основное образование и дополнительное образование направлены на развитие ребёнка, причём разностороннее, то есть преследуют одинаковую цель, стоит искать компромиссы. Введение дополнительного урока физкультуры также относится к действиям, которые соотносятся с применение ЗОТ.

Также необходимо сказать о возрождении спортивных соревнований среди школьников - это и первенства районов, первенства города и спартакиады учащихся.

Всё большую популярность набирают такие федерально значимые проекты как «Лыжня России» и «Кросс наций». Также, в частности, в Твери проводится традиционная эстафета 9 мая, посвящённая Дню победы, в которой принимают участие все школы города.

Всё перечисленное выше относится к тем действиям, которые способствуют привлечению школьников к здоровому образу жизни.

Если делать вывод из всего вышесказанного, то в современных школах создаются благоприятные условия для решения проблем здоровьесбережения подрастающего поколения. К этим условиям относится и подготовка педагогических кадров, и введение дополнительных уроков физкультуры, а также введение дополнительных кружков и спортивных мероприятий на базе школы с привлечением воспитателей группы продленного дня для младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье рассказывается о необходимости организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования в связи с переходом на ФГОС второго поколения. Описывается опыт работ...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....