Программа летнего оздоровительного лагеря «Детвора»
материал по зож на тему

Программа лагеря "Детвора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_detvora.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа летнего оздоровительного лагеря «Детвора»

«Остров приключений»

  1. Паспорт программы.

Название лагеря

 «Детвора»

Тип лагеря

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Славянская СОШ»

Профиль

Оздоровительный

Модель лагеря

1 смены, построенные по принципу игры «Остров приключений»

Кадровое обеспечение

Учителя МБОУ «Славянская СОШ» с.Таловское,

Учащиеся 8-10 классов

Продолжительность смены

18 день

Адрес, телефон ДОЛ

646705,Омская область, Шербакульский район, с.Таловское,ул.Северная,д.35. Телефоны ОУ: 8(38177)3618, EmailОУ:slavsch65@mail.ru,Web-сайтОУ:ouslav.sherb.obr55.ru/

Возраст участников

6-18 лет

Срок проведения смены

01.06.2016-23.06.3016

Количество детей, отрядов

1 смена -1 отряд-75 детей

Цель программы

Организация полноценного отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период

Основные  задачи программы

- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

- Развитие творческих способностей;

- Воспитание культуры поведения;

- Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- Привитие навыков здорового образа жизни.

Перечень основных мероприятий программы

-Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы  

- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе

- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе

- Научно-методическое обеспечение

- Оздоровление детей и профилактика заболеваний

Ожидаемые результаты реализации Программы

- укрепление здоровья детей;

- улучшение социально-психологического климата в лагере;

- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

- получение новых знаний, умений, навыков разных сферах деятельности

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

Система организации контроля исполнения программы

Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и директором МБОУ «Славянская СОШ» с.Таловское

Составитель программы

КаскирбаеваА.А.

II. Введение

1.  Цель программы: Организация полноценного отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

2. Задачи:

1.         Создание условий для организованного отдыха детей.

2.        Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.

3.        Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

4.        Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, привитие навыков здорового образа жизни.

5.      Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

3. Принципы:

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей и подростков «Детвора» опирается на следующие принципы:

  • добровольность участия в делах программы;
  • открытости в деятельности племён (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
  • доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
  • систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
  • наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в карте путешествия и в летописи племени;
  • развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
  • коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью.

1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Детвора» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе «Последний герой»

4. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал 

. 5. Участники программы

1. Участниками программы «Остров приключений» ДОЛ «Детвора» являются учащиеся школы, педагогические и медицинские работники.

2.        Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-15 лет.

3.        Преимущество при зачислении в ДОЛ «Детвора» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.

4.  Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки.

5.        Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Для вовлечения учащихся в игровую деятельность создана легенда лагеря

6. Функциональные  обязанности сотрудников лагеря.

Начальник лагеря:

  • организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
  • разрабатывает авторскую программу ДОЛ  «Детвора»;
  • обеспечивает   безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
  • оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

-      руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;

        Педагог-организатор:

  • Отвечает за художественное оформление в летнем пришкольном  лагере  с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
  • Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
  • Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
  • Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

Воспитатель:

  • обеспечивает реализацию плана работы;
  • обеспечивает и  отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
  • несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

7. Этапы реализации программы.

  1. Подготовительный этап.

         Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Остров приключений»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Остров приключений»;

- формирование органов самоуправления,

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смен:

- реализация основной идеи смены;

        - вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

  1. Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

-  подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

 - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего пришкольного лагеря в будущем.

8. Содержание программы

Организационно-педагогическая деятельность

- комплектование штата лагеря кадрами

- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением образования Федоровского муниципального района

- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся

- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • утренняя гимнастика;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация экскурсий;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • спортивный праздник «Олимпийские игры»

-      спортивные эстафеты;

-       подвижные спортивные игры;

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- Огонёк «Будем знакомы!»

- Коммуникативные игры на знакомство «И всем нам очень приятно…», «Снежный ком», «Назовись».

- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона», «Зоопарк-2».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

-        Инструктажи для детей:«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

-        Беседы, проведённые медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;

-        Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;

-        Профилактическая беседа о правонарушениях

-        Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь»

-        Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;

Работа по развитию творческих способностей детей

-        Оформление отрядных уголков, стенных газет; создание карты путешествия.

-        Ярмарка идей и предложений;

-        Конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет.

-        Кружок «Хакер» - основы программирования; создание презентаций.

-        Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,  конкурсная программа « Турист года», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки»,  интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д.

- Итоговая выставка  «сувениров», «привезенных с острова»  

Работа по патриотическому развитию детей

-        Экскурсия по селу);

-        Дискуссия «Природа моего края»;

-        Экскурсия к Памятнику павшим

-        Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

Работа по привитию навыков самоуправления

-        Выявление лидеров, генераторов идей

-        Распределение обязанностей в отряде;

-        Закрепление ответственных по различным видам поручений;

-        Дежурство по игровым комнатам;

Аналитическая деятельность по работе программы «Остров приключений »

-        Предварительный сбор данных на воспитанников ДОЛ «Детвора» (анкетирование родителей);

-        Анализ анкет детей и родителей по окончании смен;

-        Анализ работы программы «Остров приключений» в заключительный день работы ДОЛ «Детвора»;

- Педагогическая диагностика (выявление настроения детей с помощью забавных рожиц)

9. Ожидаемые  результаты выполнения программы

деятельности лагеря и способы их отслеживания:

-        общее оздоровление детей;

  • пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
  • - проведение интеллектуальных марафонов;
  • привитие навыков самообслуживания;

-       стабилизация межличностных взаимоотношений (психологическое тестирование);

- приобретение детьми опыта реагирования в затруднительных ситуациях

( проведение игры «Беда-Победа»);

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научно-теоретическое обоснование,

актуальность и новизна программы

  Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремиться всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло своё отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков. Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остаётся процесс воспитания детей.

Организованный отдых одновременно выполняет оздоровительную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции, в нём гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала. Проводя лето в лагере, ребёнок познаёт жизнь самым непосредственным образом. Месяц в лагере иногда равен году жизни ребёнка: приходя в школу, он становится дисциплинированнее, серьёзнее. И наша задача, если не сформировать, то заложить в ребёнке основы здоровой нравственности.  

   Ежегодно ученики нашей школы окунаются  в кипучую жизнь творчества, дружбы. ДОЛ на базе МОУ СОШ с. Таловское  даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня.

За период существования лагеря отработались технологии, накопился методический опыт, создана воспитательная система лагеря, лагерь имеет свой авторитет и имидж- всё это позволяет получить положительные результаты.

 Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день - открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга, видами массовой, познавательно - досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своём содержании морскую тематику. Вместе они составляют смену, интересную, неповторимую,  яркую, богатую событиями, встречами, делами. И всё это не без участия вожатого.

 Вожатый- «магнитная стрелка», определяющая курс на размышления, серьёзный разговор, мечту, веселье, грусть…

Игра- это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь участником лагерной смены, построенной в форме сюжетно-ролевой игры, ребёнок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

В каждый этап программы «Остров приключений» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.

Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.

 Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Для реализации проекта программы «Остров приключений» в ДОЛ «Детвора» есть все условия (кадры, ресурсы и др.) для того, чтобы проект понравился детям, и всему педагогическому составу. Лагерь даёт дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через разнообразные социальные связи, благоприятную атмосферу. И создание такой микросреды в деятельности отрядов является одной из последующих задач лагеря.

Каждое поколение оставляет в истории свой собственный отпечаток, свою индивидуальность и неповторимость. Сегодняшние мальчишки и девчонки, юные современники эпохи новой информационной технологии, эрудированнее, развитее, чем их предшественники. Калейдоскоп их эмоций, впечатлений, суждений необычно ярок, изменчив, подвижен.

IV.Нормативно-правовая основа разработки и

реализации программы

 Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

                                   V. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного  по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • организация полноценного отдыха и оздоровления  детей;
  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

Педагогическая цель - повышение уровня подготовки вожатых.

Задачи:

  • развитие творческой активности вожатых в процессе реализации цели и задач смены;
  • развитие способностей к самопроектированию своей деятельности;
  • стимулирование саморазвития, самотворчества, развитие диагностических способностей;
  • самореализация вожатых, как интересных личностей.

Методическая цель- совершенствование методик организации массовых, групповых и индивидуальных форм работы.

VI.Механизм реализации программы

Мы считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

    Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

 В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.

Участники игры:

Дети, вожатые, ст.вожатая, воспитатели, администрация лагеря.

Легенда Острова

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл на красивый Остров. Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности Острова. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. И нужно ещё найти главным ТОТЕМ и стать победителем. А достанется он только тем, кто поверит, что эта ценность им нужны.

Остров, на котором Волшебник прожил много лет, был назван «Островом приключений». С тех пор очень часто люди приезжают на Остров для того, чтобы разыскать  сокровища.

                                     

На маленький необитаемый тропический островок высаживается 3 команды из отважных искателей приключений, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, но и раз в 6 дней решить, кто из племён должен получить священный Тотем. Для того чтобы стать обладателем священного Тотема, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех тотемов,  становится победителем. Пользуясь картой Острова, которую участники племён соберут во второй день смены, они начнут бороться за «выживание» на острове, попытаются найти разумные выходы из «Интеллектуального лабиринта», будут жить яркой и незабываемой жизнью в «Парке развлечений», вместе с нечистой силой из русских сказок проведут день в «Пещере сказок», потренируют здоровое тело для здорового духа в «Долине спорта» и т.д. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое племя ведёт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Зов джунглей!».

Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

На первом этапе ребята индивидуально зарабатывают для своей команды стартовый взнос для участия в игре. Второй этап - командный, состоит в «постройке» своего жилища. Здесь команда проходит испытания, при выполнении которых ребята получают какую-то вещь нужную для проживания на острове.

Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в племена. Каждое племя  вместе со своими главными вождями придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени». Так же выбирают вождя племени.

 Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Детвора» пронизана духом приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:

«Остров Приключений» - лагерь.

Племя- отряд в лагере.

Хранитель-воспитатель отряда.

Правитель Острова - начальник  лагеря.

Вдохновитель - старший вожатый

Мастерская - кружки по интересам.

«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и  Правителя Острова.

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.

Долина спорта - спортивная площадка лагеря.

Трапезная долина-столовая лагеря.

Храм искусства - актовый зал.

Совет племени - планёрка.

Лекарь- медсестра

Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.

Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей .У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти ,получить ТОТЕМ. Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой в «Долине успеха» для «открытия тайны» и посвящены в «Хранители острова».Только достойные смогут стать почётными «Хранителями».Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенами, выставляются в ряд и получается надпись: «Дружные ребята». Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а всего внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительница, обладательницей Большого ТОТЕМА и звание «Почётные жители острова».

Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности, а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Пробуждению потребности в самосовершенствовании и повышении общекультурного уровня, снятию эмоционального напряжения детей способствуют ежедневные «вечерние» встречи членов команд в жилищах. Сборы проводятся в форме диспутов бесед, ролевых игр, тренингов, огоньков.

Этапы реализации программы

Вся игра делится на три этапа:

       1. Организационный: «По следам Священного тотема».

        2. Основной: «По пути приключений и испытаний».

       3. Итоговый: «Остров сокровищ. Открытие тайны».

Организационный этап (или как его в последнее время называют адаптационный)  характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика членов команд. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд, выявление лидеров команд, церемония открытия смены «Праздник священного тотема». Поднимается флаг сюжетной игры.

Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются  все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры .Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

Главная задача:

  • создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
  • возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.

 На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.

Для успешного решения задач этого оргпериода деятельность детей и вожатых должна иметь  разносторонний творческий характер, быть насыщенной,      эмоциональной, а само настроение- романтическим, приподнятым.

Основные дела периода:

  • проведение диагностической работы по определению творческого потенциала участников;
  • выход стенной газеты «Островок»;
  • спортивный день «Кладоискатели»
  • «Бермудский треугольник»- просто весёлый день.
  • «Большой аврал» - день отрядных тематических дел.
  •  День творчества – выявление и раскрытие детских талантов.

Заключительный ( или итоговый) этап – характеризуется  подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника.  Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого члена экипажа корабля.

Основное событие итогового этапа становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Тотемов, которую всё это время знали лишь Хранители, а также игра «Всё о смене, всё о себе», прощальный огонек «Расскажи мне обо мне», где можно написать наказ и пожелания ребятам на следующий год, происходит подведение итогов жизни экипажа, вручение памятных сувениров лагеря всем участникам игры. Так же проходит общий большой концерт вожатых и детей, закрытие регаты, награждение победителей грамотами. Проводится анкетирование по отслеживанию результатов игры.

     

Система стимулирования

После старта регаты «Полный вперёд!» каждое племя получает флаг, на который делает и укрепляет эмблему своего племени. После каждого привала оценивается и участие каждого племени. Каждый день на тропинках зажигаются маленькие костры, которые символизируют участие племени в испытаниях. За победу в различных испытаниях (делах) племя может получить знак успеха на свой флаг в виде костра.

Каждый костёр имеет свой цвет и значение:

  • Красный костерок -1 место. Все на Острове любуются вами, вы постарались по «полной программе»;
  • Зеленый костерок-2 место. Чуть-чуть не хватило до ликования, но ваше племя достойно признания;
  • Жёлтый костерок-3 место. Что-то сегодня вы подкачали, ждём ваших успехов на новом привале.

           

Костерок племенам вручаются утром на сборе всех племён в Долине Чудес. Результаты отражаются на экране соревнований в виде костра. Из маленьких костерков получатся один большой в конце игры, цвет лучика пламени костра символизирует активность всего племени.

 Задача каждого экипажа - собрать как можно больше красных костерков и Тотемов, что может выявить лучшее племя  по номинациям:                                

«Самое дружное», «Самое творческое», «Самое интеллектуальное», и т.д.

                                                 

Программа «РОСТ»-система поощрительных стимулов развития деятельности, индивидуального роста- представляет собой трёхступенчатую оценку деятельности участников игры.

Для индивидуальной системы роста в каждом племени ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена племени. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить одно из званий и знак успеха на галстук. Вручение знака успеха проходит в племени при подведении итогов дня на вечерних огоньках.

  • Варианты нематериальных стимулов

- поднятие флага на линейке; благодарственное письмо родителям;

Исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;

Устная благодарность;

Занесение имени отличившегося в книгу Почёта жителей Острова.

Набрав 5 отличительных знаков успеха участник игры получает звание «испытатель» и отличительный знак-ленточку жёлтого цвета.. Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха - присваивается звание «исследователь» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «открыватель» и  якорь получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

Для детей этого возраста характерно стремление к постоянным приключениям, и, чтобы постоянно поддерживать интерес к игре «Последний герой», созывается 1 раз в 3 дня Совет племени. Здесь вожди племён вытаскивают при помощи жеребьёвки испытания для племени.

1.Зов джунглей.

Племя должно организовать КТД между двумя племенами на экологическую   тему.

2.Тропа Ханума.

На племя свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Племя в течении 3-х дней должно справиться с 5 различными по характеру заданиями.

3.Битва гигантов.

Два племени борются между собой за тотем дополнительный в спортивном соревновании.

4.Лабиринт призраков.

 Племя, попавшее в лабиринт должно провести игру на местности.

5.Кольцо тьмы – племя должно сделать сюрприз для других племён, чтобы поднять настроение на Острове.

Совет племени по проведению игры может дать так же костерок за интересное дело, которое было проведено в племени ( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

                                       Детское самоуправление.

Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка .Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Самоуправление на Острове складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.

К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников вождей в племени, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений (ЧТП), совета дела.

Всё племя делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

Постоянно действующие органы самоуправления включают  в себя Сбор племён, который избирает Совет племён.

Группа «Досуг». Эта группа помогает вождям организовать различные мероприятия в племени, готовиться к большим делам.

Группа «Оформитель» выпускает ежедневный листок из дневника племени.

Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление места сбора племени, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.

Группа «Сюрприз». В течение дня ребята этой группы должны удивить племя каким-то приятным сюрпризом.

Группа «Мастер». Эти ребята должны пополнить запас сувенирами племени, которыми ребят награждают в ходе дел.

Группа «Летопись». Описать вчерашний день, красочно оформить страничку дневника-летописи племени.

       Группа «Спорт». Вместе с вождями  организует различные спортивные мероприятия в племени, утренние зарядки.

                             Содержательная модель программы.

Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены- это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

Традиционно из детей формируется 3 группы. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

Участники смены являются одной командой. Отряд- это племя, входящее в команду. Главной целью всех племён, является получение Тотема, который через 3 дня может получить любое племя от Большого Совета. Тотем выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В племенах устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, здесь ребёнок может самореализоваться. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.

План работы отряда(племени) включает в себя:

  • Отрядные дела (для всего отряда);
  • Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);

Каждый отряд(племя) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

  • названии;
  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
  • символах и атрибутах;
  • законах и традициях отрядной жизни;
  •  игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.
  • оформлении уголка племени.

Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр»: информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Островок», радиопередачи. Информационный центр создаётся из представителей племён   и утверждается на общем сборе СОВЕТА ПЛЕМЕНИ. Руководит центром Старейшина печати  

Направление деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты «Островок», освещающие наиболее важные события из жизни племён ;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Большого Совета;
  • оформление летописи о жизнедеятельности на Острове.

                         

Направления деятельности программы:

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1.Коммуникативно-игровая деятельность  - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).  

               

                        VII.Формы реализации программы

В основу реализации программы «Остров приключений» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, экскурсии, дежурство племён на территории Острова, выставка поделок из природного материала, конкурсы стенгазет и плакатов.

VIII.Кадровое обеспечение.

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения , прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период.

   Педагогический коллектив нашего лагеря - это педагоги школы, педагогический отряд вожатых, в состав которого входят учащиеся 8-10 кл., те кто хочет работать с детьми в лагере.

IX. Организационно-методическое и материально-техническое  обеспечение смены.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

-фотоаппарат;

- мультимедийная установка, компьютеры

-магнитофоны, музыкальный центр,

- компакт- диски и аудиокассеты;

- костюмы и театральный реквизит;

- спортивно- игровой инвентарь;

- школьный фонд библиотеки;

- спорт зал и актовый зал;

- канцелярские товары;

- призовой фонд;

- сувенирная продукция- значки(для вручения по окончанию смены) , грамоты, дипломы, сувенирная продукция на ярмарку,подарки;

-изготовленные ТОТЕМЫ самими ребятами и вожатыми до лагеря;

  • наличие программы лагеря, планов работы племён, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
  • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе школы; проведение установочного семинара для педагогов и отрядных вожатых до начала лагерной смены;
  •  подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
  • формирование метод. комплекса материалов и реквизита для проведения дел;
  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности ребят, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

X. Критерии эффективности реализации программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

Предварительная диагностика - проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

Методика «живой» анкеты «Давайте познакомимся!»

Цель: изучение интересов и потребностей ребёнка.

Анкета «Цветок»

Цель: получение первичной информации о ребёнке.

Методика «Волшебное озеро»

Цель: получение информации о качественных поступках ребёнка через его характеристику.

Методика «Семь желаний»

Цель: изучение направленности личности.

Методика « Самый - самый» и анкета «Самооценка»

Цель: изучение самооценки личности.

Рисуночный тест «Какой я?»

Цель: получение информации о характере ребёнка.

Текущая  диагностика  -  проводится  в  основной  период  смены  с  целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач. Предполагаемые диагностики в этот период: Мониторинг-карта.

Цель: получение условной оценки степени развития коллектива « на сегодня». Методика «Мишень настроения» Цель: получение информации о настроении ребёнка.

Методика «Эмоциональная цветопись». Цель: изучение эмоционального самочувствия ребёнка.

Методика «Градусник».

Цель: выявление эмоционального состояния ребёнка.

Методика «Рисунок - образ» и «Рисунок — символ».

Цель: выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу.

Итоговая диагностика - проводится в итоговый период смены, с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.

Игра «Чудо - дерево». Рейтинг личностного роста. Цель: выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы экипажа в течение всей лагерной смены.

Анкета «Согласен - не согласен ». Цель: определение степени развития личности.

Методика «Поляна цветов». Цель: получение информации об отношении личности к лагерной смене.

Методика «Строим дом». Цель: анализ отражения участия детей в отрядных и лагерных делах.

2.Проблемная диагностика - проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

В течение смены используем следующие методы диагностики:

1.    Опрос:

♦   интервью

♦    беседа: индивидуальная, групповая, коллективная

♦    анкетирование:  открытое (с  вопросами,  не имеющими сформированных ответов), закрытое (с вопросами, предполагающими несколько вариантов ответов).

2.Наблюдение:

♦    включённое, когда вожатый вместе с детьми выполняет конкретное дело;

♦    не включённое , когда вожатый наблюдает за детьми со стороны.

3. Тестирование:

♦    письменное;

♦    устное («Цветопись» Лутошкина , определение уровня развития коллектива, определение своего состояния по заданной шкале).

4.Социометрические методы:

♦    метод социометрических измерений.

Диагностика необходима на протяжении всей смены.

 X. Ожидаемые результаты по программе.

               Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки. Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 75 мальчишек и девчонок нашей школы.

                По окончании смены у ребёнка:

- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;

-будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;

- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;

- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно -  оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируется умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.

В ходе реализации программы «Остров приключений» мы предполагаем рассматривать ожидаемые  результаты смены также  через:

Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
  • пополнение копилки форм работы;
  • развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • апробация модели взаимодействия пед.отряда с детским коллективом в рамках игры «Остров приключений»,
  • самореализация вожатых.

План –сетка

Дата

Мероприятия

1

01.06

«ДЕНЬ ЗНАКОМСТВА»

Открытие лагеря «Детвора». Игра «Зов джунглей!».

Сбор детей. Игры, тренинги на знакомство. Распределение по отрядам.

Анкетирование.

2

02.06

«ДЕНЬ ПДД-ешки»

Просмотр мультфильмов.Конкурс рисунков «Светофорик». Викторина «Дорожные знаки». «Берегись автомобиля», беседа с инспектором ГИБДД.

Комплектование отрядов (название, девиз, отрядная песня)

Разработка законов лагеря.

3

03.06

«ДЕНЬ ОРИГАМИ»

Конкурс поделок из бумаги.

Утверждение законов лагеря. Оформление отрядных уголков.

4

04.06

«ДЕНЬ ВЕСЕЛЫХ ЭСТАФЕТ»

Эстафеты. Соревнование «Выше, быстрее, смешнее».

Оформление личных достижений.

5

06.06

«ДЕНЬ ПОЭЗИИ»

Конкурсы стихов, рисунков, мини- сочинений: «Турнир сказочников»  

Большие гонки

6

07.06

«ДЕНЬ ВИГВАМОВ»

Конкурс вигвамов

Сценки, выступление агитбригад «Мы здоровые и веселые!».

7

08.06

«ДЕНЬ ИНДЕЙЦА»

Игра «Путешествие в каменный век»

 Конкурс «Индейское племя»

8

09.06

«ДЕНЬ НАОБОРОТ»

Дискотека «На морской волне»

9

10.06

«ДЕНЬ ЭРУДИТОВ»

Викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»

 Дискотека «На морской волне»

10

11.06

«ДЕНЬ БОДИ-АРТ  И ВЕСЕЛЫХ БАНТИКОВ»

Карнавальное шествие.

Шоу мыльных пузырей.

11

14.06

«ДЕНЬ СКАЗКИ»

Игра по станциям « Сказочная»

12

15.06

«ДЕНЬ ЧИСТЮЛИ»

Конкурс- смотр отрядных мест. Театрализованный пролог

« В гостях у Чистюльки!», подведение итогов конкурса.

13

16.06

«ДЕНЬ ТУРИСТА»

Спортивно-развлекательная программа «Кладоискатели»

14

18.06

«ДЕНЬ ПРИРОДЫ»

Конкурс рисунков «5 метров».

Викторина  «Знатоки  природы»  (совместно  с  библиотекой)

 Оформление книжки -малышки «Наши младшие друзья»

Игра по станциям «Лесные духи»

 

15

20.06

 «ДЕНЬ ЗВЕЗД»

Творческие работы отряда.

Фестиваль: «Таланты – это мы!»

Театрализованное представление, музыкальный конкурс: «Зажги свою звезду!»

16

21.06

«ДЕНЬ ГИННЕСА».

Конкурс «Самый,самый…»        

Оформление личных достижений.

17

22.06

«ДЕНЬ ЖУРНАЛИСТА»

Издательство журнала «Детвора на острове приключений»

Подготовка к закрытию лагеря.

Анкетирование.

18

23.06

«ДЕНЬ ПРОЩАНИЯ»

Подведение итогов смены, заполнение личных достижений, фото-отчет начальника лагеря. Закрытие лагеря, ярмарка «Сокровища острова», линейка закрытия смены. Гала-концерт «На всех парусах».

Список литературы, использованной при разработке программы

  1. Дайджест материалов для работы в ДОЛ «Лето – это маленькая жизнь»
  2. Сборник методических материалов
  3. Материалы газет «Педсовет» и «Последний звонок»
  4. «Воспитание школьников»
  5. «Организация работы летнего лагеря»
  6. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
  7. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  8. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
  9. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  10. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2008 г.
  11. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  12. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г.
  13. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г.
  14. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
  15. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  16. Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
  17. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.

Режим дня лагеря дневного пребывания.

9.00 – 9.15 – Пришёл с утра – умойся и на линейку дружно стройся!

9.15 – 9.30 – Стройся по порядку быстро на зарядку!

9.30 – 10.00 - Все за стол! Узнать пора, что сварили повара!

10.00 – 10.30 – Отрядная летучка.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Подготовка к общелагерному мероприятию.

10.30 – 12.30 –Дел у нас невпроворот – разбегаемся, народ!

10.30 – 11.00 – Сюрприз вожатого.

11.00 – 12.00 – Общелагерное мероприятие

12.00. – 12.30 –Отрядное время. Занятия по интересам.

12.30 – 13.00 – За столом серьёзный вид! Ну-ка дружно приналяжем и покажем наш здоровый аппетит!

13.00 – 14.00 - Сто затей для ста друзей!

Общелагерное мероприятие

14.30 – Линейка. Итоги дня. Общий сбор.

Значки успеха

Каждый костёр имеет свой цвет и значение:

  • Красный костерок -1 место.
  • Зеленый костерок-2 место.
  • Жёлтый костерок-3 место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...

программа летнего оздоровительного лагеря при школе

   Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...