Главные вкладки

    Рабочая программа по ЗОЖ (2 класс) на тему:
    Модель программы "Разговор о правильном питании", 2 класс

    Башкова Анна Ивановна

    Модель программы "Разговор о правильном питании", 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_programmy_.docx44.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модель реализации программы «Разговор о правильном питании»

    по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся

    при работе с первой частью программы «Разговор о правильном питании»

    Автор: Башкова Анна Ивановна, учитель начальных классов

    Школа: муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    Усть - Донецкая средняя общеобразовательная школа№1

    Адрес: Ростовская область, р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина 10,

    Электронная почта: vikusha-best@yandex.ru

    Возраст учащихся: 7 - 8 лет.

    Используемая часть программы: «Разговор о правильном питании» 1-2 классы

     

    Пояснительная записка

            Программа «Разговор о правильном питании» допущена Министерством Образования Российской Федерации. Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части. Первая часть программы «Разговор о правильном питании»  предназначена для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.

    Актуальность программы

    Благополучие человека зависит от здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве, чему способствует программа «Разговор о правильном питании».

           Как показывают исследования специалистов, отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

           Культура питания – это основа здорового образа жизни.

    Содержание программы отвечает следующим принципам:

    - возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения

     возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;

    - научная обоснованность;

    - практическая целесообразность;

    - динамическое развитие и системность;

    - необходимость и достаточность предоставляемой информации;

    - вовлечение в реализацию программы родителей.

    Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребёнка важность соблюдения режима питания.

    Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.

    Программа имеет большую практическую направленность.

    Цели и задачи программы

    Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

    Анализируя, возможности школы, родителей, детей и потенциал педагогов, учитывая цель  программы «Разговор о правильном питании», были поставлены следующие задачи:

             Образовательные задачи:

    - развитие представлений детей о здоровье как одной из важных человеческих ценностей;

    - формирование у детей основ культуры питания;

    - расширение знаний детей о правилах питания;

    - развитие навыков правильного питания;

    Развивающие задачи:

    - развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

    - развитие самостоятельности, самоконтроля;

    - развитие коммуникативности;

    - развитие творческих способностей.

    Воспитательные задачи:

    - воспитание культуры поведения за столом во время еды;

    - развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием.

    Программа построена на основе следующих принципов:

    - доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

    - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

    - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

    - демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

    - актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

    - деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

    Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

    Участие родителей в реализации программы.

    В процессе реализации программы работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач. Поэтому, родители

    - помогают детям в выполнении заданий рабочей тетради;

    - оформляют вместе с детьми информационный стенд о правильном питании;

    - участвуют в подготовке и проведении родительских собраний лекториев;

    - оказывают помощь в организации и проведении экскурсий;

    - участвуют в праздниках, мероприятиях.

    В союзе с родителями осуществляется сотрудничество с заинтересованными структурами:

    - здравоохранительными органами (встречи с педиатром, медицинскими работниками, стоматологом);

        - комитетами по культуре и спорту.

    Общая характеристика программы

        Цель программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

             Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

    Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего родного края.

         Программа носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

            Одно из важнейших условий эффективного проведения программы — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

                В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

    Формы работы:

    - Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

    - Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

    - Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

    Методы:

          - Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

    - Проблемный. 

    - Частично-поисковый – (творческие задания: режим для моей семьи, любимые блюда моих близких)

    - Объяснительно-иллюстративный.

    Формы контроля:

            Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

    .   Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: оформление выставок рисунков учащихся в классе, школе «Полезные продукты», «Вредные продукты питания», «Несуществующие полезные продукты питания»; оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание».

    Ориентиры содержания программы

    - Развитие познавательных интересов.

    - Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.

    - Развитие  самосознания младшего школьника как личности.

    - Уважение к себе.

     - Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

    - Иметь и выражать свою точку зрения.

    - Целеустремлённость.

    - Настойчивость в достижении цели.

    - Готовность к преодолению трудностей.

    - Коммуникабельность

    Предполагаемые результаты программы

                  При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых  результатов:

    - полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

    - дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

    - дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

    - знание традиций и особенностей питания родного народа и  народов, проживающих  на территории  Ростовской области;

    - просвещение родителей по вопросам правильного  рационального питания

                  Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

    - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;

    - В предложенный педагогом ситуациях, делать самостоятельный выбор.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    - Проговаривать последовательность действий

    - Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

    - Учиться работать по предложенному учителем плану

    - Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

    Познавательные УУД:

    - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

    - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

    Коммуникативные УУД:

    - Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

    - Слушать и понимать речь других

    - Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

    - Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

    Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

    -  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам

    - Выделять существенные признаки предметов

    - Сравнивать между собой предметы, явления

    - Обобщать, делать несложные выводы

    Педагогические приёмы реализации программы «Разговор о правильном питании»

    Систему работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» представляю на основе учебно-методического комплекта первой части программы «Разговор о правильном питании», разработанного специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия «Разговор о правильном питании» авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. В комплект входят методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для школьников, плакаты, информационный материал для родителей.

    На основе школьного базисного учебного плана во 2 классе образовательной области «Окружающий мир», литературное чтение, внеурочной деятельности «Радуга здоровья», «Олимпийские надежды» спланировала 15 часов для реализации этой программы. Представляю тематическое планирование, на основе которого проводила занятия первой части программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе.

    Содержание

    п/п

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Формы работы

    1

    Если хочешь быть здоров

    1

    Обсуждение проблемного вопроса

    2

    Самые полезные продукты

    1

    Работа в группах

    3

    Удивительные превращения пирожка

    1

    Работа с пословицами

    4

    Кто жить умеет по часам

    1

    Работа с пословицами и загадками

    5

    Вместе весело гулять

    1

    Работа в группах

    6

    Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

    1

    Составление монологических ответов по опорам

    7

    Плох обед, если хлеба нет

    1

    Работа с пословицами. Игра «Попробуй, угадай»

    8

    Время есть булочки

    1

    Обсуждение проблемного вопроса. Игра «Молочные продукты»

    9

    Пора ужинать

    1

    Работа с пословицами

    10

    Весёлые старты

    1

    Спортивные соревнования

    11

    На вкус и цвет товарищей нет

    1

    Практическая  работа. Игра «Приготовь блюдо»

    12

    Как утолить жажду

    1

    Дополнительные сведения о напитках

    13

    Что помогает быть сильным и ловким

    1

    Игра «Меню спортсмена»

    14

    Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

    1

    Работа в группах. Рисунки

    15

    Праздник здоровья

    1

    Презентации, конкурсы «Собираем урожай», игра «Правильно-неправильно»

                                                                                                                                                                                       (Приложение 1)

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

    по теме «Овощи, ягоды и фрукты  - витаминные продукты» во 2 «Б» классе

    Ф.И.О. педагога

    Башкова Анна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ УДСОШ  №1

    Предмет

    Внеурочная деятельность «Разговор о правильном питании»

    УМК

    Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева

    Класс

    2 класс

    Тип урока

    «Открытие новых знаний»

    Тема урока

    «Овощи, ягоды и фрукты  - витаминные продукты»

    Цель урока:

    познакомить детей с разнообразием овощей, фруктов, ягод, их значением для организма человека

    Задачи урока через планируемые результаты:

    Личностные:

    • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
    • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    Предметные:

    • развивать первоначальные представления об овощах, ягодах и фруктах, как полезных продуктах в питании; о роли витаминов для здоровья и жизнедеятельности организма человека;

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД

    • формировать умение формулировать тему урока, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
    • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     Коммуникативные УУД

    • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД

    • создавать условия для овладения  сведениями о сущности и особенностях развития организма человека;
    • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

    Методы обучения

    словесный (беседа, диалог); наглядный (наблюдение, презентация); репродуктивный; творческий

    Оборудование

     Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выполненная в программе «Power Point»,печатные дидактические материалы; учебно-методическое пособие «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь для школьников,технологическая карта урока.

    Формы работы

    Диалог. индивидуальная, самостоятельная, парная, внутриклассная дифференциация

    Ход занятия

    Этап занятия / время

    Задача учителя

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Организационный этап.

    Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

    -  повышать уровень учебной мотивации.

    Мотивирует учащихся на начало урока

    - Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями. Для чего вы пришли на урок?

    Предлагает улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

    Слушают учителя.

    Делятся своими мыслями.

    Улыбаются. Желают друг другу удачи.

    II этап.

    Актуализация опорных знаний.

    -  актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

    - Для того чтобы определить тему нашего урока, давайте проведем викторину и выясним о чём будет говориться на нашем занятии.

    Я буду читать загадки, а вы отгадываете.

    Круглое, румяное, я расту на ветке.
    Любят меня взрослые, и маленькие детки.
    (Яблоко)
    Я длинный и зелёный, вкусен я соленый,
    Вкусен и сырой. Кто же я такой?
    (Огурец)

    Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
    (Малина)

    Просит учащихся определить тему урока.

    Слушают учителя, вступают в диалог

    Отгадывают загадки, получают жетоны за правильные ответы.

    Вступают в диалог, делятся своими мыслями.

    Определяют тему урока.

    III этап.

    Сообщение новых познавательных сведений

    - создать условия для определения детьми цели занятия, постановки учебных задач

    Предлагает детям сформулировать цель и задачи урока.

    - Какую роль играют овощи, ягоды и фрукты  в питании?

    Витамин А 

    Помни истину простую -
    Лучше видит только тот.
    Кто жует морковь сырую,
    Или пьёт морковный сок.

    Витамин В

    Очень важно спозаранку,
    Есть за завтраком овсянку.
    Черный хлеб полезен нам -
    И не только по утрам.

    Витамин С

    От простуды и ангины
    Помогают апельсины.
    Ну, а лучше есть лимон,
    Хоть и очень кислый он.

    Витамин Д

    Рыбий жир всего полезней!
    Хоть противный - надо пить.
    Он спасает от болезней.
    Без болезней - лучше жить!

    Витамин «В»

    Свекла, яблоко, картофель,
    Репа, тыква, помидор..
    Витамины «В» имеют
    И отдать нам их сумеют.
    Витамин «С»

    А вот «С» едим со щами,
    И с плодами, овощами,
    Он в капусте и в шпинате,
    И в шиповнике, в томате,
    Поищите на земле - и в салате, в щавеле.

    Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответы.

    Читают вопросы, представленные на слайде: 

    1. Ассортимент овощей, ягод и фруктов.
    2. Витамины, их роль для здоровья человека.
    3. Блюда из овощей, ягод и фруктов.

    Слушают стихотворения.

    Вступают в диалог, делают выводы

    IV этап.

    Музыкальная физкультминутка для глаз «Солнечные зайчики»

    - организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия напряженности глаз

    Предлагает посмотреть физкультминутку (презентация учителя)

    Делают упражнения для глаз

    V этап.

    Закрепление новых знаний

    Обратная связь и коррекция после применения знаний

    - проверить знания, полученные на занятии по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу.  

    Предлагает выполнить проверочные задания в рабочей тетради

    Работают с листами  рабочей тетради.

    Соревнуются.

    Оценивают свою работу в парах.

    VI этап.

    Домашнее задание по выбору  

    - формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой  информации, создавать модель для выполнения учебного задания.

    Предлагает  разноуровневое домашнее задание  

    1)Придумать блюдо из растительных продуктов («Овощное блюдо», «Фруктоягодный десерт», «Напитки») и нарисовать его.

    2) Найти загадки, стихи о витаминах, овощах, ягодах и фруктах.

    Выбирают задание.

    VII этап.

    Рефлексия. Итог занятия

    - учить анализировать и обобщать полученные знания.

    Подводит итог занятия по намеченным вопросам в начале урока.

    Отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы.

                                                                                                                                                                                      (Приложение 2)

    Методическое и материально – техническое обеспечение

    Оборудование и  обеспечение программы

    Для осуществления образовательного процесса по программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие  принадлежности:

    - компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

    - набор цифровых образовательных ресурсов по проектной технологии.

                        Список литературы:

    1. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье, 1997.
    2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие, 2013.
    3. Безруких М.М., Филиппова Т.А.  Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь, 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системе работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" (2 класс)

    Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания.Для воспол...

    Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс

    Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....

    Внеклассное мероприятие: «Разговор о правильном питании» (2 класс)

    Данное мероприятие разработано на основе учебно - методического комплекта 1 части программы «Разговор о правильном питании». Основная цель мероприятия - формирование у учащихся основных пр...

    Пояснительная записка кружка "Разговор о правильном питании" 2 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Разговор о правильном питании" 2 класс. УМК "Школа России"...

    Календарно-тематическое планирование кружка "Разговор о правильном питании" 2 класс

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Разговор о правильном питании" 2 класс. УМК "Школа России"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 2 класс

    Рабочая программа для 2 класса "Разговор о правильном питании" составлена  в соответствии с требованиями ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 2 класс.

    Программа содержит КТП по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"....