Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными" для 4 класса
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Черниюк Надежда Борисовна

Программа расчитана для учащихся 4 класса. Имеется календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными»  разработана  на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, К.А.Семеновой «Растём здоровыми и сильными» Самара: Издательство «Учебная литература», 2012 г..

  Программа рассмотрена на заседании педагогического совета  

от «__»_________2016 г., протокол №__

Председатель _________                               (__________________)

Пояснительная записка

        Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с  тем  уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

       По мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25% всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20% составляют наследственные факторы, 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до50-55%) является образ жизни человека. Поэтому так необходимо уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении. Решающую роль в этом может сыграть школа. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям .

     Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современно жизни.

     Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В предлагаемой программе курса «Растем здоровыми и сильными» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий  мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

Задачи курса:

  • Формировать представления об основных факторах и «законах" здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
  • Подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
  • Воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
  • Формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Общая характеристика курса

Курс «Растем здоровыми и сильными», рассчитанный на два года – 3 и 4 классы, включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети  расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации,  учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем – своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

Содержание второго раздела («Законы здоровья») нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Изучение курса «Растем здоровыми и сильными» в интересной и занимательной  форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье,  научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

Место курса в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 34 часа. 

Изменения: согласно учебному плану МОУ «Журавлевская СОШ» на 2016-2017учебный год, а также календарём учебных четвертей, каникул и праздничных дней рабочая программа по курсу «Растём здоровыми и сильными» составлена на 33 часа.

 Программный материал распределён таким образом:

Учебно - тематический план

Название темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1. Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Занятие-обсуждение

2

2

2. Знаешь ли ты себя? Занятие-викторина

1

1

3. Красивое и сильное тело. Занятие-презентация

4

4

4. Режим дня. Зачем школьникам режим. Занятие-практикум

2

2

5. Доброе утро! Спокойной ночи! Занятие-игра

2

2

6. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..» Занятие-игра

1

1

7. ...И зубной порошок! Занятие-игра

1

1

7. Кожа - зеркало здоровья. Занятие-практикум

1

1

8. Дышим полной грудью. Занятие-практикум

1

1

9. Какой должна быть наша пища. Занятие-обсуждение

3

3

10. По ту сторону микроскопа. Занятие-практикум

1

1

11. Берегите сердце. Занятие-презентация

1

1

12. Наши незаменимые помощники. Занятие-презентация

1

2

13. Чище, краше, лучше! Занятие-практикум

3

3

14. Держи голову в холоде... а ноги в тепле. Занятие-игра

1

2

15. Наш защитник иммунитет. Занятие-игра

1

1

16. Айболит спешит на помощь. Занятие-игра

1

1

17. Вот, ребята, йод и вата!.. Занятие-практикум

2

2

18. Силачи и геркулесы (занятие-обобщение).

2

2

19. Резерв

3

Итого

34

33

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;

- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;

- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;

- принимать и сохранять познавательные задачи, в т.ч. практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;

- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

- адекватно использовать коммуникативные , прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

-  контролировать свои действия в коллективной работе;

- соблюдать правила взаимодействия с игроками;

- во время подвижных игр учитывать реакцию партнера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой  или игровой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:  

- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;

- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- характеризовать роль и значение  режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать  деятельность, несмотря на различия во мнениях;

- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.

Содержание программы

Законы здоровья (34 часа)

Бесценный дар природы. Что такое здоровье? 

Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.

Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.

Знаешь ли ты себя? Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента.

Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг - командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.

Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.

Красивое и сильное тело. Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.

Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.

Режим дня. Зачем школьникам режим. «Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.

Доброе утро! Спокойной ночи! Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости - в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.

Гигиена сна, подготовка ко сну.

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..»

Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.

«...И зубной порошок!» Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.

Кожа - зеркало здоровья. Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти - особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».

Дышим полной грудью. Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.

Какой должна быть наша пища. Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин).

Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.

По ту сторону микроскопа. Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.

Берегите сердце. Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови.

Наши незаменимые помощники. Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.

Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.

Держи голову в холоде... а ноги в тепле. Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.

Наш защитник иммунитет. Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».

Айболит спешит на помощь. Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.

Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи.

Силачи и геркулесы (занятие-обобщение). Рост и взросление. Акселерация.

Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.

 


                                                                                       Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план

 Дата

факт

Тема учебного занятия

Форма и тип занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

07.09

Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Занятие-обсуждение

1

Беседа

Коллективное творческое дело (создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека)

Дать представление о роли здоровья в жизни человека

2.

14.09

Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Занятие-дискуссия

1

Беседа

Коллективное творческое дело (создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека)

 Формировать понятия у учащихся о негативных факторах,  влияющих на здоровье человека

3.

21.09

Знаешь ли ты себя? Занятие-викторина

1

Беседа, обсуждение

 Упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления; задания на определение типа темперамента

Воспитывать бережное отношение к себе, к людям

4.

28.09

Красивое и сильное тело. Занятие-конференция

1

Беседа

 Работа в группе: формулировка правил сохранения хорошей осанки

Воспитание качеств: сила воли, выносливость, трудолюбие

5.

05.10

Красивое и сильное тело. Занятие-презентация

1

Беседа – рассуждение

Работа в группе: разработка комплекса упражнений, формирующих осанку

Бережное отношение к выполнению любого дела

6.

12.10

Красивое и сильное тело. Занятие-практикум.

1

Беседа -рассуждение

 Работа в группе: укрепление и тренировка мышц

Воспитание ответственности, самостоятельности  

7.

19.10

Красивое и сильное тело. Занятие-практикум.

1

Ответы на вопросы

Подвижные игры

 Воспитание ответственности, самостоятельности

8.

26.09

Режим дня. Зачем школьникам

режим? Занятие-игра

1

Обсуждение «Учение + увлечение»

Работа в группе: составление индивидуальной тетради-памятки «Мой распорядок дня». «Помни твёрдо, что режим людям всем необходим».

Учить детей способам повышения работоспособность, составлять режим дня.

9.

09.11

Режим дня. Зачем школьникам

режим? Занятие-игра

1

Обсуждение «Учение + увлечение»

Работа в группе: составление индивидуальной тетради-памятки «Мой распорядок дня»

Прививать умения и навыки переключения на разные виды деятельности во избежания утомления

10.

16.11

Доброе утро! Спокойной ночи! Занятие-практикум.

1

Беседа

Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики, подвижные игры

Воспитание хорошего вкуса

11.

23.11

Доброе утро! Спокойной ночи! Занятие-практикум

1

Познавательная беседа.

 Творческое задание: сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе

Расширить представления детей о здоровом образе жизни

12.

30.11

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Занятие-практикум

1

Беседа

 Конкурс плакатов на тему занятия

Формировать  у детей осознанный выбор здорового образа жизни

13.

07.12

...И зубной порошок! Занятие-практикум.

1

Беседа с врачом-стоматологом;

Обсуждение правил гигиены 

Формировать  у детей осознанный выбор здорового образа жизни

14.

14.12

Кожа - зеркало здоровья Занятие-практикум

1

Исследование своего организма

Подвижные игры

Учить правилам проведения процедуры закаливания

15.

21.12

Дышим полной грудью. Занятие-практикум

1

Беседа

 Подвижные игры, дыхательные упражнения; измерение объема легких 

Формировать  у детей осознанный выбор здорового образа жизни

16.

11.01

 Какой должна быть наша нища. Занятие-рассуждение

1

Беседа

 Экскурсия в школьную столовую

Воспитывать культуру правильного питания

17.              

18.01

Какой должна быть наша нища. Занятие-практикум

1

Беседа

Доклады детей о здоровом питании

Формировать отношение к правильному питанию как составной части здорового образа жизни

18.

25.01

Какой должна быть наша нища. Занятие-практикум

1

Ответы на вопросы

 Пословицы, поговорки, загадки о пище

Формировать отношение к правильному питанию как составной части здорового образа жизни

19.

01.02

 По ту сторону микроскопа. Занятие-практикум

1

Беседа, рассказ

Лабораторная работа

Учить анализировать       свой     свои действия

20.

08.02

Берегите сердце. Занятие-игра

1

Беседа

 Измерение пульса, исследование изменения пульса;

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

21.

15.02

Берегите сердце. Занятие-практикум

1

Беседа

Рассматривание капли крови через микроскоп; подвижные игры

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

22.

22.02

 Наши незаменимые помощники. Занятие-практикум

1

Познавательная беседа

Разработка упражнений для тренировки глазных мышц

Воспитывать правильное отношение к здоровью

23.

01.03

Наши незаменимые помощники. Занятие-практикум

1

Познавательная беседа

Разработка упражнений для тренировки глазных мышц

Воспитывать правильное отношение к здоровью

24.

15.03

 Чище, краше, лучше! Занятие-игра

1

Спартакиада.

Расширить представления о здоровом образе жизни

25.

29.03

Чище, краше, лучше! Занятие-практикум

1

Ответы на вопросы

Викторина (история открытий в медицине). Юморина

Расширить представления о здоровом образе жизни

26.

05.04

Чище, краше, лучше! Занятие-викторина

1

Ответы на вопросы

Викторина (история открытий в медицине). Юморина

Расширить представления о здоровом образе жизни

27.

12.04

Держи голову в холоде... а ноги в тепле Занятие-игра.

1

Беседа

  Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

28.

19.04

Держи голову в холоде... а ноги в тепле Занятие-практикум

1

Беседа

  Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

29.

26.04

Наш защитник иммунитет. Занятие-экскурсия

1

Беседа

Экскурсия в медицинский кабинет

Соблюдать правила безопасности в игре

30.

03.05

Айболит спешит на помощь. Занятие-практикум. Занятие-викторина

1

Беседа рассказ

Работа в группе: ими- тационно-игровые ситуации. Измерение давления

Соблюдать правила безопасности в игре

31.

10.05

Вот, ребята, йод и вата!.. Занятие-викторина

1

Беседа по ТБ

Викторина: проверка знаний о заболеваниях и травмах; отработка навыков оказания первой помощи

Учить анализировать       свой     свои действия

32..

17.05

Вот, ребята, йод и вата!.. Занятие-викторина

1

Беседа по ТБ

Викторина: проверка знаний о заболеваниях и травмах; отработка навыков оказания первой помощи

Учить анализировать       свой     свои действия

33.

24.05

Силачи и геркулесы. Занятие- обобщение

1

Ответы на вопросы

Сообщения учащихся об Олимпийских играх; наша копилка интересных фактов.

Развивать творческие способности, инициативность

Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по курсу используются беседы,  игры, выставки рисунков, экскурсии, викторины, конференции.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Учебные и методические пособия:

Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007. - 176 с.

Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005. – 144 с.

Смирнова Т.В. удивительные приключения  Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.

Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1-4 классы). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 176 с.

Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.

Специальное  сопровождение (оборудование):- компьютер; проекционное оборудование; доступ в Интернет;

- учебно-лабораторное оборудование (микроскоп, тонометр медицинский, весы, сантиметр);

- плакаты (физиология человека, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, правила дорожного движения, экологические проблемы и т.д.); необходимый реквизит для практических работ (оказание первой помощи, сервировка стола и т.п.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"

       В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "для 4 класса "Две недели в лагере здоровья"

Рабочая программа курса «Две недели в лагере здоровья» составлена на основе авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс

Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое поколение" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое поколение" 1 класс...