Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Шахматы» 1 класс.
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему

Самбур Наталья Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_shahmaty_v_1v_klasse.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»

                               

                   

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ «Софринская СОШ № 2»

 _________________    Никонова Н.В.

                                                                            Приказ от «____»__________   2015 г. № ____  

Рабочая программа

по внеурочной деятельности –

кружок «Шахматы»

1В класс.

Составитель: Самбур Н.А.,

учитель начальных классов 

2015 г.

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок. Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизовать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако, установка сделать из ребенка гроссмейстера не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель конкретизирована следующими задачами:

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

                                  Место курса в образовательном процессе

      Программой «Шахматы» предусматривается 33 занятия (1 занятие в неделю).

                                          Содержание программы

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

 В учебниках для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” самый элементарный шахматный материал закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.

I. Шахматная доска (4 часа).

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры (9 часов).

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

III. Начальная расстановка фигур (4 часа).

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)(8 часов)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение». Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

V. Цель шахматной партии (5 часов).

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения (3 часа).

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

                               Планируемые результаты обучения

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты 

У ученика сформируется

 готовность и способность учащихся к саморазвитию,

мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

 сформированность основ российской, гражданской идентичности;

возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Ученик получит возможность для формирования

возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;

понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;

умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

собственного опыта творческой деятельности.

устойчивого интереса к занятиям шахматами,

появление умений выстраивать внутренний план действий,

пространственное воображение,

целеустремленности, настойчивости в достижении цели,

самостоятельности выбора решения и ответственности за них.

          Метапредметные результаты

Ученик научится:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

 Ученик получит возможность научиться:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре

 Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

К концу первого года обучения дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

 Ученик научится:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

 Ученик получит возможность научиться:

рокировать;

объявлять шах, мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Учебно-тематическое планирование учебного материала

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Шахматная доска.

4

нет

2

Шахматные фигуры.

9

нет

3

Начальная расстановка фигур.

4

нет

4

Ходы и взятие фигур.

8

нет

5

Цель шахматной партии.

5

нет

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3

нет

Итого:

33

нет

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Шахматы» в 1В классе. 2015/2016 учебный год.

№№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Коли-чество часов

Дата проведения

плани-руемая

факти-ческая

                                                                    1 четверть ( 9 часов)

                                                        Шахматная доска. Шахматные фигуры. (9 часов)

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля.

Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам.

1

2

Шахматная доска.

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа. Левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.

1

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа. Левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.

1

4

Центр шахматной доски.

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа. Левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

Находить признаки отличия, сходства двух-трех предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу.

1

6

Ладья.

Знакомство с фигурой.

1

7

Слон.

Знакомство с фигурой.

1

8

Ферзь.

Знакомство с фигурой.

1

9

Конь.

Знакомство с фигурой.

1

                                                              2 четверть ( 7 часов)

             Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур ( 7 часов)

10

Пешка.

Знакомство с фигурой.

1

11

Король.

Знакомство с фигурой.

1

12

Сравнительная сила фигур.

Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок предметов по силе. Моделировать отношения строгого порядка

1

13

Ценность шахматных фигур

Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок предметов по ценности. Моделировать отношения строгого порядка

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок предметов по величине. Моделировать отношения строгого порядка

1

16

Правило“Каждый ферзь любит свой цвет”.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие фигур.

1

                                                         3 четверть ( 10  часов)

                     Начальная расстановка фигур. Ходы и взятие фигур ( 9 часов)

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Исследование, наблюдение, сравнение, сопоставление взаимосвязи.

1

18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх – вниз, вправо – влево.

1

19

Игра “на уничтожение”.

Работать в группах: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Прогнозировать результат

1

20

Белопольные и чернопольные фигуры.

Описывать фигуры с использованием цвета поля. Сравнивать, упорядочивать фигуры, располагая их в порядке расстановки.

1

21

Одноцветные и разноцветные фигуры.

Описывать фигуры с использованием цвета. Сравнивать, упорядочивать фигуры, располагая их в порядке расстановки.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

Описывать фигуры с использованием их качества. Сравнивать фигуры. Упорядочивать фигуры, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) качества.

1

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.

Описывать фигуры с использованием их местоположения. Сравнивать, упорядочивать, располагая их в верном порядке увеличения.

1

24

Взятие на проходе.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур

1

25

Превращение пешки.

Знакомство с особенностями пешки и способах ее превращения.

1

                                                   Цель шахматной партии.                                                                        Игра всеми фигурами из начального положения ( 8 часов)

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур.

1

                                                            4 четверть ( 7 часов)

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.

Моделировать задачу, анализировать условие задачи в несколько действий, составлять план ее решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

1

28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

Работать в группах: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Прогнозировать результат

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур. Прогнозировать результат

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

Моделировать задачу, анализировать условие задачи в несколько действий, составлять план ее решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

1

32

Представления о том, как начинать шахматную партию.

Работать в группах: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

1

33

Короткие шахматные партии.

Работать в группах: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Материально-технические средства:

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

шахматные часы – 2 штуки;

словарь шахматных терминов;

комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Печатная продукция:

Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зав. кафедрой начальных классов                                                                        ____________________Бортникова Е.И.                                                                          «____»_августа_____ 2015 г.

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зам. директора по УВР                                                                        ____________________Черникова О.И.                                                                          «____»_августа_____ 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Книголюбы" 2 класс

Здесь представлена рабочая программа кружка "Книголюбы" для 2 класса.       Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расшир...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Шахматы» 2 класс.

Ознакомление с игрой в шахматы очень развивает детей, помогает увидеть математику с необычного ракурса....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Ритмика" для 1\3 классов. Спортивно-оздоровительное направление

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам для 2 класса

Курс "Шахматы в школе" под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дид...