Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

Оболенцева Елена Евгеньевна

Методическая разработка содержит  материалы по использованию здоровьесберегательных  приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metod_razrabotka.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Петродворцового района  г.Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»

bud_zdorov

                                                                                                Отдел информационных технологий

    педагог доп. образования Оболенцева Е. Е.

2016 г.

Оглавление

  1. Введение

стр. 2

  1. Использование здоровьесберегающих технологий
  1. стр. 3 - 6
  1. Заключение
  1. стр. 7
  1. Список литературы
  1. стр. 7

Введение

                                                                             «Забота о здоровье ребёнка  –

                                                                                                  это  прежде   всего забота о гармоничной

                                                                                        полноте  всех физических и духовных

                                                                            сил, и   венцом  этой гармонии

                                                                             является радость творчества»

                                                                                     В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся. Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что  педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся в стенах  дополнительного образования.

В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.  Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для ребят большие трудности.

И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», которые представляют собой – систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Столь важная роль здоровьесбережения интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося его положительного отношения к обучению, к педагогу, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и  принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Я  убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Каждое занятие  должно быть приятным для ребенка, поэтому при проведении  занятия я руководствуюсь заповедью   «Не навреди!».  Важным условием является проветривание помещения, важно  чтобы в кабинете был свежий воздух. Ребята посещают занятия обязательно в сменной обуви.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия. От  правильной  организации занятия, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние учащихся   в  процессе    деятельности,  а так как  занятия по робототехнике требуют длительного зрительного сосредоточения во время сборки модели,  возможность   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность, поэтому  я стараюсь руководствоваться следующими здоровьесберегающими технологиями:  

  1. положительный эмоциональный настрой на занятии это  - благоприятный психологический климат (доброжелательность,  сотрудничество, комфорт, учет возрастных особенностей эмоциональные разрядки на занятии (шутка, улыбка, смешная история);
  2. наглядность;
  3. смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  4. физкультминутки, динамические паузы;
  5. дифференцированный подход в обучении;
  6. групповая работа, работа в парах;
  7.  игровые моменты;
  8. самомассаж, точечный массаж;
  9. воспитательные моменты  на занятии (беседы),  т.е. наличие в содержательной части занятия  вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
  10.  санитарно – гигиенические условия;
  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Использование таких несложных приемов на каждом занятии, несомненно, принесет свои плоды.

  1. Психологический настрой на занятие. 

занятиеможно начать со слов педагога: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за педагогом:

– «Я в ДДТ на занятии».

– «Сейчас я начну заниматься».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на занятии».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу создать интересную модель».

      – «Я готов к работе».

– «Работаю!»

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

Каждый раз педагог  импровизирует варианты «установочных» слов.

Важно понимать, что не всем детям легко дается  сборка модели по техническим картам, кто-то быстро выполняет сборку модели, кто-то медленнее, ребята переживают по этому поводу,  поэтому просто  необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, на месте, где более «слабый» учащийся  чувствует поддержку товарища, старшие помогают младшим в сборке моделей. Иногда учащимся  сложно запомнить даже  хорошо понятный материал. Для этого очень полезно, даже необходимо,  развивать зрительную память. Можно использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать более крупно, использовать цвет.

Часто учащийся, много раз, слышащий изучаемый термин, понимающий его смысл, не в силах его правильно произнести, что ставит его в неловкое положение перед ребятами. Здесь поможет  хоровое проговаривание названий  отдельных выражений,  терминов.

Я всегда помню об этом и на каждом занятии стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

   

2.  Физкультминутка – обязательный  элемент  здоровьесберегающей    организации  занятия      

 Все знают, что движение – это жизнь.

Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.

Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный,  профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:

  •  включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
  • для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
  • Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой
  •  продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
  • комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения,  
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,  
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
  1. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры могут помочь:          

- Развить внимание, терпение;

-   Стимулировать фантазию;

-  Активизировать работу мозга;

-  Научиться управлять своим телом.

  1. Зрительная гимнастика:

 Поддержание умственной и физической работоспособности детей  на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи,  так как ребята программируют модели, поэтому зрительная гимнастика помогает:

-  Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

-  Развить зрительную координацию;

-  Укреплять глазные мышцы;

-  Развить зоркость и внимательность; 

-  Улучшить зрение.

4.  Релаксация на занятиях. 

Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5  минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из кабинета.

Сейчас  я приведу примеры активных методов релаксации:

Методы «Земля, воздух, огонь и вода»

Педагог  просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

  1. Воздух.

 Ребята начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ребята  делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

  1. Земля.

Теперь учащиеся  должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог  вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

  1. Огонь. 

Ребята  активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.  Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

  1. Вода. 

          Дети  просто представляют себе, что комната превращается в бассейн.   Ребята,   делают мягкие, свободные движения в «воде»,  следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Примечание: Если педагог  сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным учащимся  активнее участвовать в упражнении.

Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать. Именно поэтому  с раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.  Я надеюсь, что и педагоги нашего ДДТ будут применять  на занятиях здоровьесберегающие технологии.

Литература

  1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
  3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.

Ссылки на источники использованных материалов:

mircitaty.comЦитаты о здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста

В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно  включался в работу, ощущая психологичес...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»

Заявленная   тема   звучит   крайне   актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня  последних лет  поддержка "талантливого  р...

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".

Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...