Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»
методическая разработка по зож (1 класс) на тему
Методическая разработка содержит материалы по использованию здоровьесберегательных приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metod_razrabotka.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Петродворцового района г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»
Отдел информационных технологий
педагог доп. образования Оболенцева Е. Е.
2016 г.
Оглавление
| стр. 2 | |
|
| |
|
| |
|
| |
Введение
«Забота о здоровье ребёнка –
это прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся. Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся в стенах дополнительного образования.
В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для ребят большие трудности.
И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», которые представляют собой – систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Столь важная роль здоровьесбережения интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося его положительного отношения к обучению, к педагогу, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.
Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий
Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Я убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.
Каждое занятие должно быть приятным для ребенка, поэтому при проведении занятия я руководствуюсь заповедью «Не навреди!». Важным условием является проветривание помещения, важно чтобы в кабинете был свежий воздух. Ребята посещают занятия обязательно в сменной обуви.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия. От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе деятельности, а так как занятия по робототехнике требуют длительного зрительного сосредоточения во время сборки модели, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность, поэтому я стараюсь руководствоваться следующими здоровьесберегающими технологиями:
- положительный эмоциональный настрой на занятии это - благоприятный психологический климат (доброжелательность, сотрудничество, комфорт, учет возрастных особенностей эмоциональные разрядки на занятии (шутка, улыбка, смешная история);
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игровые моменты;
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на занятии (беседы), т.е. наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
- санитарно – гигиенические условия;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Использование таких несложных приемов на каждом занятии, несомненно, принесет свои плоды.
- Психологический настрой на занятие.
занятиеможно начать со слов педагога: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за педагогом:
– «Я в ДДТ на занятии».
– «Сейчас я начну заниматься».
– «Голова мыслит ясно».
– «Я буду внимателен на занятии».
– «У меня хорошее настроение».
– «Я хочу создать интересную модель».
– «Я готов к работе».
– «Работаю!»
– «Мы внимательны».
– «Все будет хорошо».
– «Мы успеем все сделать». И т. п.
Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.
Каждый раз педагог импровизирует варианты «установочных» слов.
Важно понимать, что не всем детям легко дается сборка модели по техническим картам, кто-то быстро выполняет сборку модели, кто-то медленнее, ребята переживают по этому поводу, поэтому просто необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, на месте, где более «слабый» учащийся чувствует поддержку товарища, старшие помогают младшим в сборке моделей. Иногда учащимся сложно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого очень полезно, даже необходимо, развивать зрительную память. Можно использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать более крупно, использовать цвет.
Часто учащийся, много раз, слышащий изучаемый термин, понимающий его смысл, не в силах его правильно произнести, что ставит его в неловкое положение перед ребятами. Здесь поможет хоровое проговаривание названий отдельных выражений, терминов.
Я всегда помню об этом и на каждом занятии стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
2. Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия
Все знают, что движение – это жизнь.
Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный, профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:
- включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
- для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
- продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
- комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки;
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
- Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры могут помочь:
- Развить внимание, терпение;
- Стимулировать фантазию;
- Активизировать работу мозга;
- Научиться управлять своим телом.
- Зрительная гимнастика:
Поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи, так как ребята программируют модели, поэтому зрительная гимнастика помогает:
- Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
- Развить зрительную координацию;
- Укреплять глазные мышцы;
- Развить зоркость и внимательность;
- Улучшить зрение.
4. Релаксация на занятиях.
Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.
Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из кабинета.
Сейчас я приведу примеры активных методов релаксации:
Методы «Земля, воздух, огонь и вода»
Педагог просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
- Воздух.
Ребята начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ребята делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
- Земля.
Теперь учащиеся должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
- Огонь.
Ребята активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
- Вода.
Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн. Ребята, делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание: Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным учащимся активнее участвовать в упражнении.
Заключение
Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать. Именно поэтому с раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе. Я надеюсь, что и педагоги нашего ДДТ будут применять на занятиях здоровьесберегающие технологии.
Литература
- Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
Ссылки на источники использованных материалов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста
В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно включался в работу, ощущая психологичес...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»
Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого р...
Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...
Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".
Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи
В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...