Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

Оболенцева Елена Евгеньевна

Методическая разработка содержит  материалы по использованию здоровьесберегательных  приемов на занятиях по робототехнике с учащимися младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metod_razrabotka.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Петродворцового района  г.Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по программе «ПервоРобот LEGO WeDo – мир фантазий» с детьми младшего школьного возраста»

bud_zdorov

                                                                                                Отдел информационных технологий

    педагог доп. образования Оболенцева Е. Е.

2016 г.

Оглавление

  1. Введение

стр. 2

  1. Использование здоровьесберегающих технологий
  1. стр. 3 - 6
  1. Заключение
  1. стр. 7
  1. Список литературы
  1. стр. 7

Введение

                                                                             «Забота о здоровье ребёнка  –

                                                                                                  это  прежде   всего забота о гармоничной

                                                                                        полноте  всех физических и духовных

                                                                            сил, и   венцом  этой гармонии

                                                                             является радость творчества»

                                                                                     В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся. Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что  педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся в стенах  дополнительного образования.

В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.  Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для ребят большие трудности.

И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», которые представляют собой – систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Столь важная роль здоровьесбережения интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося его положительного отношения к обучению, к педагогу, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и  принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Я  убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Каждое занятие  должно быть приятным для ребенка, поэтому при проведении  занятия я руководствуюсь заповедью   «Не навреди!».  Важным условием является проветривание помещения, важно  чтобы в кабинете был свежий воздух. Ребята посещают занятия обязательно в сменной обуви.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия. От  правильной  организации занятия, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние учащихся   в  процессе    деятельности,  а так как  занятия по робототехнике требуют длительного зрительного сосредоточения во время сборки модели,  возможность   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность, поэтому  я стараюсь руководствоваться следующими здоровьесберегающими технологиями:  

  1. положительный эмоциональный настрой на занятии это  - благоприятный психологический климат (доброжелательность,  сотрудничество, комфорт, учет возрастных особенностей эмоциональные разрядки на занятии (шутка, улыбка, смешная история);
  2. наглядность;
  3. смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  4. физкультминутки, динамические паузы;
  5. дифференцированный подход в обучении;
  6. групповая работа, работа в парах;
  7.  игровые моменты;
  8. самомассаж, точечный массаж;
  9. воспитательные моменты  на занятии (беседы),  т.е. наличие в содержательной части занятия  вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
  10.  санитарно – гигиенические условия;
  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Использование таких несложных приемов на каждом занятии, несомненно, принесет свои плоды.

  1. Психологический настрой на занятие. 

занятиеможно начать со слов педагога: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за педагогом:

– «Я в ДДТ на занятии».

– «Сейчас я начну заниматься».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на занятии».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу создать интересную модель».

      – «Я готов к работе».

– «Работаю!»

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

Каждый раз педагог  импровизирует варианты «установочных» слов.

Важно понимать, что не всем детям легко дается  сборка модели по техническим картам, кто-то быстро выполняет сборку модели, кто-то медленнее, ребята переживают по этому поводу,  поэтому просто  необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, на месте, где более «слабый» учащийся  чувствует поддержку товарища, старшие помогают младшим в сборке моделей. Иногда учащимся  сложно запомнить даже  хорошо понятный материал. Для этого очень полезно, даже необходимо,  развивать зрительную память. Можно использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать более крупно, использовать цвет.

Часто учащийся, много раз, слышащий изучаемый термин, понимающий его смысл, не в силах его правильно произнести, что ставит его в неловкое положение перед ребятами. Здесь поможет  хоровое проговаривание названий  отдельных выражений,  терминов.

Я всегда помню об этом и на каждом занятии стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

   

2.  Физкультминутка – обязательный  элемент  здоровьесберегающей    организации  занятия      

 Все знают, что движение – это жизнь.

Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.

Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный,  профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:

  •  включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
  • для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
  • Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой
  •  продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
  • комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения,  
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,  
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
  1. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры могут помочь:          

- Развить внимание, терпение;

-   Стимулировать фантазию;

-  Активизировать работу мозга;

-  Научиться управлять своим телом.

  1. Зрительная гимнастика:

 Поддержание умственной и физической работоспособности детей  на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи,  так как ребята программируют модели, поэтому зрительная гимнастика помогает:

-  Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

-  Развить зрительную координацию;

-  Укреплять глазные мышцы;

-  Развить зоркость и внимательность; 

-  Улучшить зрение.

4.  Релаксация на занятиях. 

Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5  минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из кабинета.

Сейчас  я приведу примеры активных методов релаксации:

Методы «Земля, воздух, огонь и вода»

Педагог  просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

  1. Воздух.

 Ребята начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ребята  делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

  1. Земля.

Теперь учащиеся  должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог  вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

  1. Огонь. 

Ребята  активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.  Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

  1. Вода. 

          Дети  просто представляют себе, что комната превращается в бассейн.   Ребята,   делают мягкие, свободные движения в «воде»,  следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Примечание: Если педагог  сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным учащимся  активнее участвовать в упражнении.

Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать. Именно поэтому  с раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.  Я надеюсь, что и педагоги нашего ДДТ будут применять  на занятиях здоровьесберегающие технологии.

Литература

  1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
  3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.

Ссылки на источники использованных материалов:

mircitaty.comЦитаты о здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста

В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно  включался в работу, ощущая психологичес...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»

Заявленная   тема   звучит   крайне   актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня  последних лет  поддержка "талантливого  р...

Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".

Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...

Методическая разработка "Программа работы с одаренными детьми младшего школьного возраст"

одаренный ребенок - это ребенок, который имеет ярко выраженные способности и дарования...