Материал для конкурса "Начальная школа - территория здоровья".
материал по зож на тему

Мухортова Наталья Викторовна

Начальная школа является базой, основой всего образования человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_ter.zdor_.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Крутологовская СОШ

НАША «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

        

Информационная карта

«Начальная школа – территория здоровья»

Выполнила: учитель 3 класса Мухортова Наталья Викторовна

Педагогический стаж работы 6 лет

Образование высшее, 2 категория

Новосибирская область, Коченевский район, с. Крутологово ул. Школьная 2\1

Пояснительная записка

Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое психическое здоровье.

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического  состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу «Здоровье»?

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей-предметников.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
  5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье).

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многообразна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающий организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.

Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, половое воспитание, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.

Основные направления работы   по оздоровлению учащихся:

  1. Физкультурных пауз для учащихся 1-4 классов.
  2. Организация гимнастики до занятий.
  3. Организация подвижных  перемен.
  4. Формирование мотивации здорового образа жизни у обучающихся на                                 уроках общеобразовательного цикла
  5. Проведение тематические классные часы
  6. Вовлечение детей в занятия в спортивных кружках.
  7. Привлечение  к участию в спортивных соревнованиях.
  8. Организация дней здоровья.
  9. Соблюдение санитарно – гигиенических требований к организации        учебного процесса.
  10. Контроль за прохождением учащимися регулярные медицинские осмотры и        доведение до сведения родителям их результат.
  11. Просветительская работа с родителями.

Цели программы:

  1. Сформировать у учащихся правильное представление о здоровье.
  2. Вызвать у них стремление к сохранению своего здоровья.
  3. Формирование мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания у обучающихся.

Задачи программы:

  1. Изучение  и учет в работе с детьми их состояния здоровья
  2. Создание условий для  сохранения здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни.
  3. Включение в действие принципа мотивации индивидуального здоровья.

Направления работы по реализации программы  «Здоровье»

  1. Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возростных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
  3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах ( санитарно – гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
  4. Проведение совместно с медицинским работником школы и социально – психологической службой ( если такая есть в школе) просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
  6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
  7. Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.

Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.

Содержание программы:

Направления

Темы

Физкультурные паузы.

«Скок –скок», «Три медведя»,»Гимнастика для глаз».

Гимнастика до занятий.

Игра «Полезные и неполезные».

Подвижные перемены.

Игры: «Паук», «Море волнуется», «Солнышко играет», «Цапля», «Пять имен», «Сядь первым».

Мотивация на уроках.

«Изучение правил о правильном питании», «Как сохранить зрение, слух».

Тематические классные часы.

«Растения и человек», «Детские забавы», «Осенний калейдоскоп» - о здоровой и полезной пище.

Спортивные кружки.

«Спортивная секция», «Теннис».

Спортивные соревнования.

«Мальчишки вперед», «В здоровом теле – здоровый дух!»

Дни здоровья.

«Робинзонада», «Путешествие на поезде здоровья».

Работа с родителями.

Беседа «Режим дня школьника», беседа «Наш класс на перемене».

Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз для учащихся 1-4 классов, гимнастики до занятий и подвижной перемены.

Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках

Физкультурные минуты – это активный отдых, который проводится на общеобразовательных уроках для того, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала.

Физкультурные паузы представляют собой комплекс из 9-10 упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время выполнения 2-3 минуты.

Физминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Физминутка

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли пятки.

Гимнастика до учебных занятий

Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляет дежурный ученик. Для проведения гимнастики в школе используем классные комнаты. Учащиеся занимаются в течение 5 минут. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов.

Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня и содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения.

Игра «Полезные и неполезные»

Условия игры: я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте.

Физические упражнения и игры на переменах

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, т.е. проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения не сложные. Мы используем такие игры, правила которых разрешают детям произвольно, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.

Задача внеклассной работы состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма.

Войди в круг.

Играющие, плечами касаясь друг друга, образуют плотное кольцо. Один из игроков, находясь за пределами этого кольца, стремится проникнуть в круг, тогда как остальные препятствуют этому.

Затем с тем же игроком игра проводится ещё раз , только теперь он находится в центре круга. Его задача: выйти из круга.

Игру желательно провести со всеми участниками. Она поможет определить отношения в коллективе.

Слушай команду

Звучит музыка. Все спокойно прохаживаются по комнате. Вдруг музыка смолкает, и ведущий шепотом произносит команду: сесть на стулья, поднять правую руку, построиться парами, поднять левую руку, встать на одну ногу, попрыгать и др.

Яша и Маша.

Участники игры выбирают двух водящих- «Яшу и Машу». Им завязывают глаза и, взявшись за руки, образуют вокруг них круг.

По команде ведущего «Яша» начинает ловить «Машу». Чтобы узнать где она находится, «Яша» поминутно спрашивает: Маша ты где?». «Маша» отвечает: «Яша, я здесь!» - и перебегает на другое место. Если водящие оказываются слишком близко друг от друга, играющие дружно кричат: «Огонь!». Когда «Яша» поймает «Машу», выбирается новая пара водящих

«Хорошая осанка»

Участникам кладут на головы одинаковые предметы. Цепочкой они ходят друг за другом , затем по команде ведущего садятся на стул, встают, делают гимнастические упражнения и т. д..Кто дольше продержит предмет на голове, тот и победитель.

Приглашение.

Играющие образуют круг: в середине его водящий. Он, танцуя, обходит круг, потом останавливается против одного из играющих и приглашает его на танец. Приглашенный должен повторять все его движения. Так в танце они вдвоем приглашают третьего….Цепочка танцующих все увеличивается, двигаясь за водящим по кругу.

Неожиданно музыка прерывается, и танцующие разбегаются, стремясь как можно быстрее занять место там, где был круг. Тот, кто замешкается и не успеет занять место в кругу, становится водящим.

«Волейбол с воздушными шарами»

В комнате на высоте 1,5 м протягивают веревку и привязывают к ней два воздушных шара, связанных вместе. В каждый из шаров наливают немного воды, чтобы сделать их потяжелее. Команды по 3-4 человека  располагаются по обе стороны веревки и начинают играть воздушными шарами так, как играют в волейбол, стремясь не дать им упасть на своем поле. Побеждает команда получившая меньше штрафных очков.

Работа по формированию мотивации здорового образа жизни у учащихся

на уроках общеобразовательного цикла

Название темы и предмета

Название беседы

Литературное чтение

Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок»

Польза водных процедур.

Русский язык

Имя прилагательное.

Подбор синонимов к прилагательному «здоровый».

Математика

Решение задач.

Составление задач о спорте, утренней зарядке.

Окружающий мир

Как мы воспринимаем окружающий мир.

Наше питание.

Беседа «Как сберечь зрение, слух».

Изучение правил о правильном питании

Гигиенические условия

По мнению ученых, удельный вес влияния отрицательных факторов окружающей среды в школе  очень велик.  Учителям, использующим здоровьесберегающие образовательные технологии следует обращать внимание на следующие факторы:

  1. Действие звуковых раздражителей - монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих  - вызывает  головную боль, быструю утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройство функции внимания. Создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков создает предпосылки благоприятного психологического климата в классе
  2. Воздушно-тепловой режим в школах Наряду с поддерживанием оптимальной температуры в классе, что не зависит от учителя, следует до начала занятий и после окончания  осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
  3. Имеет значение и  цветовая  гамма в интерьере учебного  помещения Использование при оформлении интерьера таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщено-голубой, красный, черный, белый, насыщенно-зеленый. Такая окружающая обстановка раздражает или угнетает учащегося. У него учащается или урежается пульс и повышается артериальное давление. Работоспособность падает, снижается внимание, поэтому в оформлении класса я стараюсь использовать: мебель цвета натурального дерева; озеленение класса.

4 Правильное, рациональное питание - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно в детском и подростковом. Для здорового образа жизни учащихся в школе создаю в классе благоприятный психологический климат от раздражающих посторонних звуков; осуществляю сквозное проветривание учебных помещений до начала занятий и после окончания; для хорошей работоспособности учащихся стараюсь использовать цветовую гамму в интерьере учебного помещения.

Тематические классные часы

Беседа «Как сохранить зрение?»

Цели:

  • познакомить учащихся с устройством органа зрения – глаза, причинами появления глазных заболеваний, способами их профилактики;
  • разучить упражнения для профилактики глазных  заболеваний и утомляемости глаз.

Оборудование: муляж глаза, плакаты с гимнастикой для глаз.

Ход занятия

  1. Введение в тему.

Классный руководитель. Молодые люди в очках… Это уже стало привычным для нашего времени. Не правда ли? Особая проблема – близорукость у школьников.

Близорукость – это дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. А ведь отличное зрение – важная составная часть здоровья. Всем необходимо заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукаризненного зрения, надо особо внимательно относится к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказываться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста, не забывайте об этом.

- Как же избежать ухудшения зрения?

II. Профилактика глазных заболеваний (советы специалиста – школьного врача, офтальмолога).

  1. Причины патологии зрения.

Школьный врач. Однако какие бы функции ни приписывались органу зрения, все-таки основная его задача – давать нам « картинку того, что находится у нас перед глазами». А четкое изображение возможно только при условии, что лучи света, проникающие через глазные среды, фокусируются на сетчатке. Вот здесь и начинаются проблемы большинства людей, страдающих плохим зрением. Одной из причин нечеткого видения предметов является аномальная длина глазного яблока, при которой фокус света не может попасть на сетчатку. В зависимости от того, где непосредственно располагается главный фокус, различают следующие нарушения зрения – близорукость или дальнозоркость. Дальнозоркость чаща всего проявляется во второй половине жизни, а вот близорукость может возникнуть в любом возрасте при невыполнении определенных правил. Дело в том, что при длительном разглядывании мелких деталей текста, фиксировании взгляда на странице книги или экране монитора постепенно изменяются хрусталик и роговица, что и приводит к близорукости.

  1. Предупреждение близорукости.

Школьный врач. Можно ли бороться с причинами, вызывающими ослабления зрения? Да, можно. Нужно только выполнять определенные правила, которые помогают сберечь зрение:  

  • Необходимое достаточное освещение – это обязательное условие для зрительной работы ( чтения, письма, рукоделия). Рекомендуется местное освещение ( настольная лампа) с лампочкой мощьностью 60 ватт и абажуром такой конструкции что бы свет был направлен на рабочую поверхность стола; во время работы за столом настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не лохилась тень от руки. Помимо настольной лампы, рекомендуется включать и общее освещение, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности.
  • Полноценно питайтесь для сохранения хорошего зрения. Рекомендуется придерживаться специальной диеты. Ешьте побольше овощей и фруктов красного , оранжевого и желтого цветов, например, тыкву, морковь, облепиху, абрикосы. Они богаты витаминами А, Е, С и бета – коритоном, необходимыми для поддержания зрения. Летом очень хорошо употреблять в пищу чернику, так как в этой ягоде содержатся особые вещества, улучшающие зрение.
  • Не читайте лежа, а также в транспорте, идущем по тряской дороге.
  • При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге.

Делайте специальную гимнастику для глаз, она поможет вам сохранить зрение, а кому-то и улучшить его.

При работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:

- делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;

- через каждые две – три минуты отводите взгляд от экрана и смотрите в даль;

- старайтесь чаще моргать, это улучшает естественную защиту глаз слезой.

   Разучивание  упражнений гимнастики для глаз:    

  1. Подвигайте глазами вправо – влево и вверх – вниз, затем сведите взгляд к носу. Совершайте круговые движения глазами, словно выписывая « восьмерку».
  2. Поставьте локти на стол, ладонями закройте глаза и постарайтесь почувствовать приятное тепло рук. Оставайтесь в такой позе в течении четырех – пяти минут.
  3. Расположите указательный палец на расстоянии 15 – 25 см от глаз и поводите им вправо – влево, фокусируя на нем взгляд. Одновременно старайтесь увидеть предметы, расположенные за ним.

III.Советы « береги зрение».

Классный руководитель. К сожалению, ухудшить зрение, а то и вовсе потерять его можно не только во время чтения или работы с компьютером. Зрение можно потерять и в результате травмы, полученной во время игры или работы. Неудачное падение, удар головой, ранение глаза – вот причины, вызывающие потерю зрения.

- Как вы думаете, где мы можем получить такие травмы?

Совершенно верно, во время спортивных игр или при несоблюдении правил безопасной работы с различными веществами ( клеем, краской и т.д) или инструментами ( ножом, стамеской и т.д.).

Слепота – это непоправимое горе, серьезно осложняющее жизнь. Слепому человеку недоступно многое в нашем мире. Потому я призываю вас: « Берегите зрение!»

IV . Игра « ориентирование в пространстве».

Классный руководитель. Насколько трудно ориентироваться в пространстве  слепому человеку или человеку, имеющему слабое зрение, попробуйте оценить в предлагаемой игре.

Задание: с завязанными глазами пройдите от доски до своего места или же обойдите расставленные препятствия.

V. заключительное слово классного руководителя.

Говорят, глаза – зеркало души. И не только: они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Берегите свое зрение. Помните, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы. Встречайте закаты и рассветы, внимательно рассматривайте цветы и листья. И, конечно, регулярно делайте гимнастику для глаз, соблюдайте правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать вас своей красотой.  

Семь «С»

(спортивное состязание)

Цели: развивать силу, скорость, сноровку, сообразительность, глазомер, точность, моторику кисти и пальцев рук, смекалку; воспитывать сплоченность коллектива, дисциплинированность, дух спортивного азарта, стремление к победе, выносливость, выдержку.

Ход праздника

  1. Организационный момент.

Учитель. Внимание! Сегодня состоится спортивное состязание «Семь С» самых счастливых спортсменов.

- Команды! Равняйсь! Смирно!

Дети.   Мы растем сильными, смелыми,

             На солнце загорелыми,

            Ноги наши быстрые,

             Метки наши выстрелы.

            Крепки наши мускулы.

             И глаза не тусклые.

             По порядку стройся в ряд!

             На игру пришел отряд!

Учитель. У каждой команды должно быть название. Угадайте, как называются наши команды? Отгадайте загадки.

Капитан 1.Всегда со мной мой дом родной –

                  Блестящий панцирь костяной.

                  Я суеты не выношу

                  И на себе его ношу.

Дети.        Черепаха.

Капитан 2. Вы узнаете меня

                    По одной примете.

                    Сорок ножек точно нет

                    Ни у кого на свете.

Дети.          Сороконожка.

( В зале на штору вешаются эмблемы).

Учитель. А теперь команды представятся и скажут свой девиз.

Капитан 1. Команда «Черепаха». Наш девиз:

                              « Хоть мы медленно ползем,

                                Но победу мы возьмем!»

Капитан 2. Команда «сороконожка». Наш девиз:

                                « главное не победа, а участие!»

Учитель. Представляю вам жюри.

Жюри. Мы приветствуем команды

             И желаем от души,

             Чтоб результаты ваши

              Все были хороши.

             Чтоб не знали сегодня усталости

              И доставили много всем радости.

  1. Спортивные конкурсы.

Учитель. Начинаем состязание. Перед каждым видом я буду загадывать болельщикам загадку, а вы должны ее отгадать. Отгадка является названием конкурса.

  1. Пчела ( 2 обруча и 8 цветков).

Учитель. Эта всем жужжит: «Жара!»

                 Собирать нектар пора.

                  Рвать цветы не торопись.

                  Эй, ужалю! Берегись!

Объяснение: в каждом обруче напротив команды лежат по 4 цветка. По свистку бежит первый игрок, берет цветок и возвращается  на место, потом бежит следующий. Оцеивается скорость, сообразительность.

  1. Цапля.

Учитель.  Легче в собственном болоте

                  За лягушек побороться.

                  «Не хотим мы в цирк ни капли!» -

                  Циркачу сказали цапли!

Объяснение: по одному игроку выходят из команды. По свистку становятся на одну любую ногу и стоят как можно дольше. Оценивается стойкость. Те игроки, которые простоят дольше всех, приносят победу своей команде.

3.Заяц.

Учитель. Скок – поскок – наискосок,

                Через поле и в лесок.

                Эй, лиса, прости – прощай!

                 Не попьем сегодня чай!

Объяснение: по свистку скачем до отметки, как заяц, возвращаемся так же. Оценивается скорость, артистичность, дисциплинированность.

               4.Носорог. ( 2 стойки и 8 кольцебросов).

Учитель. Убежать от толстяка

                Нелегко наверняка,

                Не встречайтесь за порогом

                С этим крупным носорогом.

Объяснение: напротив каждой команды стоит стойка. Нужно кольцеброс накинуть на носик стойки. Оценивается сноровка, меткость, точность.

. 5.Ежик ( 8 кеглей).

Учитель. Рано утром в октябре

                Дворник ходит во дворе,

                Подобрал он все грибочки,

                Что росли у пня и елки.

Объяснение. Напротив каждой команды стоят кегли – грибочки. По свистку бегут первые до самого дальнего грибка, рвут и возвращаются к команде. Оценивается скорость, правильность, сплоченность команды, дисциплинированность.

III.Подведение итогов.

Учитель. Вот и подошли к концу наши веселые состязания. Пока жюри подводит итоги, скажите мне, для чего нужно заниматься физкультурой?

- В каких видах спорта не обойтись без меча? ( Футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на траве, теннис, водное поло, регби ( овальный мяч), бейсбол ( с битой, как лапта), гандбол ( как баскетбол, только бросают в ворота), поло ( на конях),  художественная гимнастика).

- Какие виды спорта проходят на льду? ( Хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт).

- А почему наше состязание называется « Семь C»? (Сила, смелость, сноровка, скорость и т.д.)

- Да, потому что наши дети:

                                               1- самые спортивные,

                                               2- самые сильные,

                                                3- самые смелые,

                                                4- самые сообразительные,

                                                5- самые стойкие,

                                                6- самые сплоченные,

                                                7- самые симпатичные.

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Спортивные соревнования

Цели:

  1. Воспитание интереса к занятиям физкультурой и спортом, развитие двигательной активности учащихся.
  2. Воспитание культуры общения учащихся.

В спорте, как в жизни, всё течет, всё меняется. Одни чемпионы сменяют других, новые соревнования приходят на смену старым. Спорт – это не только рекорды. Это прежде всего стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Физкульт – ура!

Дни здоровья

Цели:

- Укрепление физического и психического здоровья учащихся.

- Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.

- Формирование культуры двигательной активности учащихся.

- Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги

Диагностика уровня здоровья обучающихся

Анкета «Моё здоровье»

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.

Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен: 3 –да, 2 – частично, 1 – нет.

  1.  Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни и по каким причинам?

А) из-за простудных заболеваний –

Б) из-за отсутствия закалки –

В) по другим причинам –

           2. Делаешь ли утром физическую зарядку? –

           3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры? –

           4. Занимаешься на уроке физкультуры

                   А) с полной отдачей –

                   Б) без желания –

                   В) лишь бы не ругали –

           5. Занимаешься ли ты спортом длительно?

                   А) в школьной секции –

                   Б) в спортивной школе –

           6. Оцени степень усталости на уроках сегодня

                    А) на математике –

                    Б) на физкультуре –

                    В) на русском языке –

                    Г) на чтении –

                     Д) на окружающем мире –

            7. Были ли физические паузы на ваших уроках? –

Сравнительный анализ пропусков занятий по болезни

Степень усталости учащихся на различных уроках

Анкета для родителей

Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребенка.

Оцените баллами 1, 2, 3 (т.е. низкий, доступный, оптимальный уровни).

  1. Как часто болеет ваш ребенок:

А) каждый месяц –

Б) раз в год и реже –

В) раз в четверть –

  1. Оцените значимость (важность) физической зарядки для здоровья вашего ребенка –
  2. Оцените выполнение физзарядки вашим ребенком –
  3. Оцените соблюдение им  режима дня в школе –
  4. Оцените выполнение режима вашим ребенком дома –
  5. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребенка –
  6. Оцените участие вашего ребенка во внеклассных спортивных занятиях -

Заполнив эту таблицу, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.

Таблица определения степени переутомления и перегрузки учащихся.

Ф.И.

Сонливое состояние

раздражительность

Головная боль

Боль в желудке

головокружение

Ваня А.

ч

н

н

н

н

Миша А.

и

и

и

и

н

Саша А.

н

ч

н

н

н

Надя А.

и

н

и

и

и

Денис А.

н

и

и

н

н

В – всегда,Ч – часто, И – иногда, Н – никогда

Степень переутомления и перегрузки учащихся

Общее состояние класса невысокое. По таблице мы видим, что у учащихся иногда бывают головные боли. В избежание этого проветриваем классную комнату. Снять сонливое состояние и раздражительность проводим физические паузы на уроках и подвижные игры на переменах.

Вывод.

Исходя из этого, считаем, что целостное понимание здоровья подразумевает единство организма и личности. Личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни. Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Таким образом, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного регулировать свое состояние с учетом индивидуальных особенностей собственного организма.

Для этого нужна мотивация формирования здоровья, знаний своего организма и способов совершенствования здоровья, а также освоение практических навыков его сохранения и укрепления, ведения здорового образа жизни.

Следовательно, работа по сохранению и укреплению физического здоровья детей нашей школы строится на уже имеющемся фундаменте благоприятного психологического климата, психосохранного характера обучения, социальной поддержки , системе нравственного воспитания.

Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, созданных в нашей школе, способствует успешному обучению и сохранению здоровья детей.

Список литературы

1.  Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности». – М.: Вербум – М, 2001.

2.  Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977.

3.Лезина Н. П. «Уроки здоровья». – Начальная школа. - № 7, 2004.

 4. Рагимова О.А. «Пути оздоровления младших школьников». – Начальная школа. - № 1, 2009.

5. Учебно – методическое пособие «Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении». – 3-е изд., исправленное. – Новосибирск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»

Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...

"Школа - территория здоровья"

Выступление по обмену опытом...

Родительское собрание "Школа-территория здоровья"+презентация

Родительское собрание "Школа - территория здоровья" с презентацией...

"Школа - территория здоровья"

Данный материал представляет собой статью из опыта работы школы по созданию здоровьесберегающей среды. МОУСОШ № 1 на протяжении многих лет работает над данной темы. За годы работы накоплен опыт, котор...

Школа территория здоровья

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предел...

"Школа - территория здоровья"

Рабочая программа направлена на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, в ней описаны методики и технологии направленные на  организацию и реализацию здоровьесберегающей...

Проект для начальной школы "Школа - территория здоровья"

Проект "Школа - территория здоровья" был реализован в начальной шокле в 2016-2017 учебном году. В опубликованном материале вы найдете не только положение о проекте, но и результаты его реализации с фо...