Мастер-класс "Здоровье молодого поколения"
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Савкова Оксана Юрьевна

Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является здоровье Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь - этому нас учат в школе, реабилитационном центре для несовершеннолетних. Но не все понимают, что здоровье - это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы чего-то не понимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие "Здоровье"?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Здоровье молодого поколения"

Цель: создание условий для формирования у воспитанников системы научных знаний о здоровье.

Задачи:

  1. Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
  2. Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение воспитанников к своему здоровью.
  3. Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:

Ход занятия

Организационный этап:

Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.

Актуализация первичного опыта воспитанников:

  • Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого в данной группе. (Варианты ответов).
  • Обсудить проблему. – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

  • Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Изучение нового материала:

1. Совместное целеполагание.

Воспитатель обращает внимание детей на тему занятия, записанную на доске. <Слайд 2>.

– О чём сегодня пойдёт речь на занятии? (Варианты ответов).

– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.

– Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.

Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе, в реабилитационном центре. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

2. Эстафета двух групп у доски.

Задание на ассоциации <Слайд 7>:

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.

3. Изучение понятия “Здоровье”.

Воспитатель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>. 

Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:

  • как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
  • умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает:

  • понимание своих чувств и умение выражать их;
  • знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;
  • уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает:

  • осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;
  • понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
  • развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.

Личностный аспект здоровья означает:

  • осознание себя в качестве личности;
  • развитие “Я – концепции ” человека;
  • стремление к достижениям;
  • понимание того, подразумевается под успехом;
  • самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.

Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.

Группа  делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. <Слайд 11>.

/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/

(Варианты ответов, в которых, участники подгрупп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).

– Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.

Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. <Слайд 12>. 

4. Понятие ЗОЖ.

– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд 13>. 

Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.

– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).

Презентации работ групп.

5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).

А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.

Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.

Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.

В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.

6. Собрать пословицу (Работа в группах)

Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.

  1. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.
  2. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд 17>.

– Какие высказывания о здоровье вам еще известны?

Пословицы о здоровье:

  1. “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
  2. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
  3. “Со спортом дружить – сильными быть”.
  4. “Здоровыми быть – горе забыть”.
  • Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.
  • Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).
  • Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).

– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?

– А как вы заботитесь о своем здоровье?

Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.

Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

  1. Я никогда не курю.
  2. Я всегда завтракаю.
  3. Я ем не спеша.
  4. Я не переедаю.
  5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
  6. Я сплю не менее 8 часов в сутки.
  7. Я поддерживаю нормальную массу тела.
  8. Я знаю показатели своего здоровья.
  9. Я ежедневно хожу пешком.
  10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.

Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:

Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Подведение итогов.

Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...” <Слайд 21>. 

Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>. 

Воспитатель желает всем здоровья и благодарит за работу на занятии. <Слайд 23>. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблемы формирования молодого поколения петербуржцев"

Проблема формирования молодого поколения петербуржцев разных возрастов (от дошкольников до студентов) волнует педагогов  уже довольно давно. Отсутствие толерантности, эмпатии, культуры общения, з...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс  «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитаниямолодого поколения России»(участие обучающихся 7-8 классов)...

Визитная карточка школьной республики "Молодое поколение"

Материал подобран для визитной карточки школьной организации на слет РДШ....