физминутки на уроках и во внеурочной деятельности
материал по зож на тему

Лаврухина Маргарита Ивановна
В течение дня глаза могут устать даже у тех, кто не работает постоянно с компьютером или бумагами. Физминутка для глаз – это лучший способ сохранить хорошее зрение, избежать развития различных заболеваний и снять усталость с глаз. Физминутки нужны как детям, так и взрослым. Детей желательно приучить к упражнениям еще с начальной школы. Многие учителя практикуют физминутки на своих уроках. И это правильно, ведь глаза детей очень устают в течение дня. Также упражнения для глаз крайне полезны взрослым людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутки

Во время проведения занятий внеурочной деятельности

«Я – житель планеты Земля», уроков окружающего мира.

«Где много витаминов?» Дети встают в круг. Я бросаю мяч любому ученику, называя продукт. Если в этом продукте много витаминов, то ученик ловит мяч, а остальные хлопают в ладоши. Если витаминов нет в продукте, отбрасывают, все топают ногами.

«Травы, кустарники, деревья» Называю различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.

«В Светофор мы поиграем»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем.
(Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

Красный свет нам «Стой!» — кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот.
(Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
(Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора!
(Ходьба на месте.)
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой,
(Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.

По теме "Как развивается растение" можно провести игру "Как росло растение": предлагаю детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее рассказываю, как развивается из семени растение.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц). Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

На уроках, внеклассных занятиях по математике или внеурочной деятельности «Умники и умницы»

На уроках математики в первом классе провожу игру «Море волнуется …», потом показываю рыбку с примером и называю ответ. Если правильно, то дети хлопают, если нет, то топают.
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

На уроках и внеклассных занятиях по русскому языку, классных часах, посвященных родной речи.

В первом классе чтобы дети быстрее запомнили прописные буквы, использую минутку «Угадай букву» один ребенок стоит спиной ко всем и в воздухе волшебной палочкой записывает прописную букву, а остальные угадывают. Ведущий меняется с тем, кто угадал.

Минутки с мячом кидаю, называю слово дети
- делят на слоги,
- называют синонимы, антонимы,
- ставят ударение.

«Мягкий разделительный знак»
Если услышите в слове мягкий разделительный знак, вы присядете, если его нет – прыгнете.

«Мягкий знак»
Бежишь, спешишь, поешь, о мягком знаке вспоминаешь?

«Имена существительные»
Услышите существительные мужского рода - надо похлопать, если женского надо подпрыгнуть, если среднего развести руками.

«Имя прилагательное»
Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький и т. д.

«Фразеологический зверинец»
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Дети называют животных и пантомимой или мимикой изображают их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).

Я ТЫ, ОН, ОНА - вместе дружная семья.
Вместе учимся читать, вместе учимся писать.
И конечно, и конечно - звук от буквы отличать.
Раз, два, раз, два – написать нам звук нельзя.
Звук мы произносим, слышим,
А в тетради буквы пишем.
Состоят из букв слова .
Знает это он, ты, я.
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо четко всем нам знать.
Буквы мы читаем, пишем,
Звуки произносим, слышим.
Звук от буквы отличай
И пятерки получай

Раз, два, три, четыре, пять-
Это всем нам надо знать.
Сочетанье ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Чаща, роща- здесь ЧА- ЩА
Дружит только с буквой А.
Щуку я тащу, тащу ,
И от счастья всем кричу-
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ
Все пишите с буквой У.
(Проговаривая слова физминутки, дети повторяют за учителем движения)

Запомни раз и навсегда,
Что гласные Е,Ё,Ю,Я,
В начале слова, как всегда
Обозначают звука два.
Вот в слове ЕЛКА букв четыре,
А если звуки посчитать,
То их, конечно, не четыре .
А в ЕЛКЕ звуков будет пять.
И если в слове после гласной
Окажутся Е, Ё, Ю, Я.
То будет в каждой такой букве
Звук не один, а целых два.
Нужно слитно написать.

«Части слова»
На доске записан текст. Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.
Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руку плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о – опустим их опять.
Вот и все. Настало время
С за – зарядку завершать

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Физкультминутки, посвященные развитию мелкой моторики.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

1.      Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

2.      Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре         пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,                         мизинцы

Много груш там и хурмы,                безымянные

Есть лимоны, апельсины,                 средние

Дыни, сливы, мандарины,                указательные

Но купили мы арбуз -                       большие

Это самый вкусный груз!                 все пальцы сжимаются и разжимаются

3.      Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на     ударные слоги:

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

4.      «Слоненок»    Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и   безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

5.      «Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

6.      «Семья»  Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

Игра «Буратино».

Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)

Правила выполнения упражнений.

1.         Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.

2.         Вдох делается одновременно с движением.

3.         Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов    движений в минуту.

4.         Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)

5.         Минимальное количество упражнений - три.

6.         Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

7.         Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Комплексы упражнений.

1.         «Ладошки»

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться легкое головокружение от большого количества свежего воздуха).

2.         «Погончики».

И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

3. «Кошка»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

4.         «Насос»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.

5.         «Обними плечи»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубоким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.

6.         «Большой маятник»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

Памятка для родителей 1.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?

Для того  чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, необходимо неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка для родителей 2.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий?

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.

Они могут быть такими:

  1. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
  2. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
  3. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
  4. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  5. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
  7. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным  стандартам.  Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...