Методическая разработка по теме "Уроки ритмики в начальной школе"
учебно-методический материал по зож на тему

Методическая разработка к проведению уроков ритмики в начальной школе, направленная на поддержание здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«УРОКИ РИТМИКИ

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ»

Учитель: Гребнева Ольга Николаевна, МБОУ «Школа  №8 г.Рязани»

Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится волей-неволей заложником , быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь). Это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.(сутулая форма спины, функциональные нарушения осанки, сколиозы 1 и 2степени).Дети становятся физически слабыми, рыхлыми, с лишним весом, изнеженными и заласканными мамами и бабушками (особенно обидно за мальчиков, что следствием чрезмерного оберегания их становится отсутствие мужественности внешнего вида) и просто физически ленивыми. Они не просто не умеют, но, самое главное, не хотят активно двигаться. Причины этого мы все прекрасно знаем.

 Большинство детей не умеет глубоко приседать, прыгать на месте и с продвижением, прыгать на скакалках, боятся ловить мяч и т. д. Даже стоять в строю для многих огромный труд (обязательно надо сесть, опереться на что-нибудь, облокотиться). После небольшой непрерывной нагрузки быстро устают (просят разрешить посидеть и отдохнуть). И вот наши дети превращаются в маленьких старичков. А ведь нагрузка на уроке строго

дозирована, специально подобрана и не является очень большой и чаще всего очень полезна при некоторых заболеваниях.

 Можно представить, чем грозит отсутствие двигательной активности детям в

будущем, ведь движение - это жизнь, а подвижность суставов - это молодость. Одно успокаивает, что пока таких детей ещё не так много, но с каждым годом их становится всё больше и больше.

Именно поэтому поиск здоровьесберегающих технологий, их внедрение и

распространение этого опыта является одной из важнейших педагогических и воспитательных задач современной школы. Следовательно, необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе. Помочь в этом могут уроки ритмики и физкультуры.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В настоящее время существует много здоровьесберегающих направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это оздоровительная ритмическая гимнастика. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект. В нашей школе ритмика проводится вместо третьего урока физкультуры.Почему? Чтобы ответить на этот вопрос
давайте рассмотрим, что такое ритмика, т.к. многие  ритмику приравнивают к хореографии. Это неверно. Рассмотрим  два понятия: ритмики и хореографии. В Большом энциклопедическом словаре ритмика-совокупность всех проявлений ритма в музыке. В Толковом словаре Ушакова ритмика-это ритмические движения с музыкальным сопровождением. В Словаре иностранных слов(2007г.) ритмика- система физических упражнений под музыку для развития чувства ритма. В некоторых словарях ритмику приравнивают к аэробике-оздоровительной гимнастике. Хореография- это искусство сочинения танца. Это более профессиональное понятие.Чтобы заниматься хореографией необходимо иметь природные способности: пластичность, музыкальный слух, чувство ритма, координацию, умение слушать. В рамках общеобразовательной школы детям трудно полноценно освоить сложные хореографические элементы. Для этого существуют кружки по хореографии, где детей, как мы знаем,  тщательно отбирают. Поэтому урок ритмики чем то напоминает урок физкультуры, но основан на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовывать свои движения с музыкой. На уроках ритмики детям предоставляется возможность проявить свою самостоятельность, творческое воображение, оказывают организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Дети испытывают радость от предоставленной возможности выразить себя в движении. На уроке постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. В отличие от урока физкультуры на ритмике нет необходимости сдавать нормативы. Поэтому на этом уроке могут заниматься все дети, независимо от состояния здоровья.

 Оздоровительная ритмическая гимнастика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

 Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учеников.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Упражнения ритмической гимнастики совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают координацию движений и правильную осанку.

На уроках в комплексы упражнений включаются элементы различных гимнастик, таких как ритмическая и художественная гимнастика, аэробика, акробатика,  «партерная» гимнастика, движения русских народных и современных танцев, а акже танцев народов мира.  Дети начинают знакомиться с упражнениями для развития различных групп мышц и различных суставов, учатся правильно составлять комплексы

упражнений для разминок. Проводятся зачёты по этим темам.

На занятиях очень часто используются игровые методы. Разнообразить занятия можно, включая в них ассоциативные и подражательные движения. Ребята не только просто повторяют упражнения за учителем, но и получают такие задания:

 Придумать гимнастические упражнения, изображающие предметы.  Придумать гимнастические упражнения, изображающие буквы и цифры. (Здесь

интересна работа в парах).

 Придумать гимнастические упражнения, изображающие движения зверей и птиц.

 Придумать гимнастические упражнения, изображающие сказочных героев.

 Изобразить, как одно и то же движение может сделать молодой и старый человек,

весёлый и грустный, деревянная и тряпичная кукла и т. д.

 Виды ходьбы: как идут военные, как идут спортсмены, как надо идти, когда все

спят и т. д.

 Виды бега: как олень, как мышка, как лисичка и т. д.

 

Упражнениям даются различные названия, это помогает детям сопоставить

движение, музыку и образ, придаёт упражнению эмоциональную окраску, вызывает интерес к занятиям.

На уроках применяются различные виды разминок. Даже самый скучный

комплекс общефизических упражнений можно сделать весёлым и интересным. Наградой за хорошую работу на уроке являются подвижные игры. Очень часто игры придумываются специально или адаптируются под возраст, игровую ситуацию, ситуацию урока. Игры подбираются так, чтобы в них была не только хорошая физическая нагрузка, но и развивалось логическое мышление и, конечно же, происходил эмоциональный выброс школьников. Упражнения ритмической гимнастики и подвижные игры помогают снять излишнюю зажатость, скованность, развивают эмоциональность, образность мышления, закаляют физически.

Результатом работы является то, что большинство детей старается не пропускать занятия (даже освобождённые от физкультуры не могут усидеть на месте и просят разрешения заниматься). Это говорит о том, что у ребят появляется интерес и любовь к движению. Дети стали меньше болеть, становятся крепче и выносливей, улучшилась осанка (такие статистические данные получаются в результате медосмотров физкультурного диспансера). Ребята овладевают полезными знаниями в области физической культуры, которые просто необходимы в жизни для сохранения здоровья.

Музыкально- ритмические упражнения.
1. « Гимнастика руками».

2. « Прогулка по сказочному лесу».
3. « Праздничный марш».
4. « Порхающая бабочка».

5. « Поездка на велосипеде».

6. « Поездка в деревню».

7. « Танец быков» (фламенко).

8. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить.

9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).

10. « Полька зверей».
11. « Зеркало» ( в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
12.« Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
13.« Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает
собственное оригинальное движение.
14.« Стоп-кадр».  Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. 
Ритмические упражнения.
1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.« Ладушки»
( эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное 
внимание и координацию движений). 

Рассмотрим разделы ритмики:

---ритмические упражнения под музыку ( разминка). Учащиеся 2-3 класса могут самостоятельно проводить разминку под музыку. Этот этап ритмики хорошо тренирует память, воображение, внимание. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. 

---танцевальная азбука, танцевальные движения. (постановка корпуса ног,рук,осанка), составлениетанцевальных связок.

---танцевальный репертуар (развитие танцевальной выразительности). Знакомство и обучение элементарным элементам танцев: полька, макарена, вальс, летка-tyrf,ча-ча-ча, румба).

---упражнения на ковриках(фитнес)-развитие мышечного аппарата.

Структура урока ритмики(в зависимости от темы урока):

1.Построение и разминка. В 1 классе разминку поводит учитель. Со 2 класса можно чередовать и давать возможность проводить самим  детям под руководством учителя. 4 класс- дети проводят сами. Дети ,отличающиеся особой робостью и боязливостью, раскрепощаются, включаются в работу. Учащиеся проявляют радость от того, что учитель дал возможность провести самому занятие.

2.Разучивание элементарных хореографических понятий и танцевальные движение. На этом этапе мы учимся составлять танцевальные связки. В 1-2 классе показывает учитель. Начиная со 2 класса дети сами могут пробовать составлять танцевальные связки и показывать их ребятам.

3.Ритмические игры под музыку. Дети раскрепощаются в  условиях коллективной деятельности. Мною придуманы игры : « Придумай движение под музыку», « Птички-домики», «Змейка», « Коты и мыши»( играем под классическую музыку). В конце года устраиваем с детьми соревнования между мальчиками и девочками, между параллельными классами, которые заключаются в лучшем усвоении танцевальных элементов, на сообразительность, на быстроту реакции. Это позволяет не только улучшить настроение у учащихся, но и привить интерес к уроку ритмики.

4.Разучивание некоторых элементов танцев.

5.Упражнения на расслабление, восстановление дыхания, равновесия. Поклон.

Если урок ритмики направлен на укрепление и развитие мышечного аппарата, дети занимаются на ковриках, чередуясь с ритмичными упражнениями ( можно включить упражнения с предметами: прыгалки, мячи).Урок проверки знаний подразумевает, что учащиеся могут самостоятельно продемонстрировать одно или два упражнения на коврике.

Ритмико-гимнастические упражнения , проводимые в начале урока ритмики, дают возможность использовать их во время физкультминуток на других уроках, а также на больших переменах.

 Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. 
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу ещё раз сказать, что урок ритмики необходим в современных условиях, т.к. он позволяет развивать даже тех учеников, у которых есть физические ограничения. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей обучающихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Выпускной в начальной школе"

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Выпускной в начальной школе". Стихи посвященные учителям, слова песен, сценки, свидетельство об окончании начальной школы родителям, клятва родителей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с начальной школой"

Материал содержит сценарий праздника "Прощание с начальной школой"...

Методическая разработка по курсу технология в начальной школе.

Презентация к уроку технология 3 класс. Изготовление аппликации "Петрушка"...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...

Методическая разработка урока художественного труда в начальной школе.

Урок художественного труда посвящён изготовлению украшения - снежинки. Очень актуально провести  его накануне новогоднего праздника. В ходе урока организована групповая работа учащихся, работа по...