Рабочая программа по ритмике для 1-4 классов
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мною разработана и адаптирована рабочая программа по ритмике, в которой упор делается не на хореографические элементы, а на общефизические укрепляющие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторская программа по ритмике30.25 КБ

Предварительный просмотр:

                              Авторская программа по ритмике

Класс : 1-4

Сроки реализации:  4 года

Учитель: Гребнева О.Н.

                                    Пояснительная записка

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.  

Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.

                                                          Общая характеристика курса

Предмет “Ритмика” изучается в 1 – 4 классах, на изучение в каждом классе отведено по 1 часу в неделю: 1 класс -33часа, 2-4 классы – 34 часа, всего 135 часов.

Предмет “Ритмика” включает разминку, общеразвивающие упражнения и диско-танцы.      Обучению  детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.   Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Общие теоретические понятия:

В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

  • позиции ног,
  • позиции рук,
  • позиции в паре,
  • позиции европейских танцев,
  • позиции латиноамериканских танцев,
  • линия танца,
  • направление движения,
  • углы поворотов.

Разминка проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Общеукрепляющие движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

  • на носках, каблуках,
  • перекаты стопы,
  • высоко поднимая колени,
  • выпады,
  • ход лицом и спиной,
  • бег с подскоками,
  • галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  • “линии”,
  • “хоровод”,
  • “шахматы”,
  • “змейка”,
  • “круг”.

Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Диско – танцы изучают основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Учащиеся обучаются  отдельным бальным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

                                           Требования к результаты овладения курса

Личностные : сформировать умение определять правила поведения при сотрудничестве, сформировать умение правильно приветствовать учителя, научиться организованно строиться, научиться делать выбор, как поступить,  научиться передвигаться, не мешая друг другу.

Предметные:

ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

 ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

выполнять игровые и плясовые движения;

ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями;      

передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

 передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

 повторять любой ритм, заданный учителем;

правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

 различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке, отличать верно выполненное движение от неверного, работать по предложенному учителем плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные: отличать новое от уже известного, самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции, самостоятельно выполнять требуемые перемены направлений и темпа движений.

Коммуникативные:  научитьс я рассчитываться по порядку для построения в колонну, шеренги, задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами)

Содержание курса

Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  • куда наступает (как переносим вес);
  • как ставим ногу (как работает стопа);
  • что делает колено;
  • как работают бедра;
  • что делает корпус;
  • как танцуют руки;
  • куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная и парная.

Принципы программы : для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие  принципы:

 -принцип формирования у детей художественного восприятия;

 -принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

 -принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

-принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;

-принцип систематичности и последовательности ;

 -принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;

 -принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

 -принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-принцип доступности и посильности;

-принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания в урочной деятельности и внеурочной деятельности.

                                                              1класс

1час в неделю, 33 часа.

     Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Учащиеся должны уметь:

      готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

      ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

      ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

      ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

      соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

      выполнять игровые и плясовые движения;

      выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

   

                                                                                 2 КЛАСС

1 час в неделю, 34 часа.

Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать.

Воспитательные задачи: подготовка к уроку, переключение от одного вида к другому в ходе танца.

Общеразвивающие упражнения.

Диско-танцы: «Летка-Енка», “Полька”,  “Стирка”.  

    Учащиеся должны уметь:

      принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

      организованно строиться (быстро, точно);

      сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

      самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

      соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

      легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

      ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

3 КЛАСС

1 час в неделю, 34 часа.

Задача – еще более развить чувства ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре.

Общеразвивающие упражнения.

Диско-танцы: «Рок-н-ролл», “Ча - ча – ча”, “Румба”, “Полька».

       Учащиеся должны уметь:

      рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

      соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

      самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

      ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

      передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. Д.;

      передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

      повторять любой ритм, заданный учителем;

      задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

 

4 КЛАСС

1 час в неделю, 34 часа.

Осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность.

Общеразвивающие упражнения.

Диско-танцы: “Медленный вальс”, “Рок-н-ролл”, “Вальс”, «Ча-ча-ча», «Румба», «Джампстайл».

Учащиеся должны уметь:

      правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

      различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

      отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

                                           Тематическое планирование

                                                                1 класс

1. Обучение ритмики в 1 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

2. Понятие “ритмика”. Основные движения, понятия.

3. ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног.

4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5. Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела.

6. Движения по линии танца. Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела.

7. Перестроение для танцев. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса.

8. Разучивание разминки. Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.

9. Позиции рук. Основные правила.

10. Позиции ног. Основные правила.

11. Позиции в паре. Основные правила.

12. Танец “Полька”. Элементы танца.

13. Красота движений.

14-15. Партерный экзерсис.

16. Разучивание танца “Полька”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.

17. Закрепление.

18. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника.

19. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Диско-танец “Летка-енка”.

20. Повторение позиций в паре, позиции европейских танцев.

21. Проверка ориентации на танцевальной площадке. Танец “Стирка”.

22. Закрепление. Танцы “Летка-енка”, “Полька”,  “Стирка”.

23. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

24. Музыкально-ритмические игры “Балетмейстер”, “Шаг”.

25. Танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.

26. Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

27-28. Разучивание элементарного бального танца. Понятие “либретто”.

29. Составление либретто на сказку “Буратино”. Закрепление.

30. Сказка – танец “Буратино”.

31-33. Музыкально-ритмические игры: “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”, “Охранник музея”.

2 класс

1. Обучение ритмики во 2 классе: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Виды ходьбы. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

2. Элементы асимметричной гимнастики.

3. Разучивание разминки.

4. Упражнения на развитие координации.

5. Перестроение для танцев. Рисунок танца.

6. Позиции рук. Основные правила.

7. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.

8. Танец “Полька”. Позиции в паре. Основные правила.

9. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис

10. Партерный экзерсис.

11. Конкурс “Шумовых инструментов”. Закрепление.

12. Музыкально-ритмические игры “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”.

13. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

14. Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук. Упражнения на выстукивания.

15. Отработка движений.

16. Закрепление.

17. Танец “Рок-н-ролл”.

18. Понятие “линия танца”. Общеразвивающие упражнения.

19. Отработка построение “линии”, “хорошие”, “шахматы”…

20. Танец “Ча-ча-ча”. Основные движения. Позиции латиноамериканских танцев.

21. Отработка движений танца “Ча-ча-ча”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов”.

22. ОРУ: перекаты стопы, носках, каблуках. “Вальс” - основные движения.

23. История образования “Вальса”. Позиции ног, рук. Отработка движений.

24. Танец “Музыкальный”. Позиции в паре.

25. Основные положения рук, ног в паре.

26. Закрепление танцев “Вальс”, “Музыкальный”, “Ча-ча-ча”.

27. ОРУ. Партерный экзерсис

28. Партерный экзерсис. Основные движения. Танец “Румба”.

29. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).

30. Музыкально-ритмические игры “Я и мир вокруг нас”, “Шаг”, “Волк и заяц”.

31. Музыкально-ритмические композиции “Весна”.

32. Партерный экзертис.

33. Многообразность и необычность движений разных народов.

34. Урок-смотр знаний.

3 класс

1. Обучение ритмики в 3 классе: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Упражнения на развитие координации. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

2. Движения по линии танца. Перестроения для танцев.

3. Музыкально-ритмические игры (линия танца, перестроения).

4. Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики.

5. Позиции рук. Основные правила.

6. Позиции ног. Основные правила.

7. ”Красота движений” - компоновка ОРУ.

8. Закрепление материала.

9-10. Партерный экзерсис.

11. Музыкально-ритмические игры.

12. Разминка. “Медленный вальс”. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

13. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.

14. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

15. «Прыжковый рок-н-ролл».

16. Классический экзерсис. Позиции ног, позиции рук.

17. Классический экзерсис. Постановка тела.  

18. Танец “Прыжковый рок-н-ролл”. Тесты для определения подвижности голеностопного сустава.

19. Упражнения танца “Ча-ча-ча”. Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов.

20. Позиции ног, рук в паре. Отработка движений. Танец “Ладошки”.

21. Танец «Джампстайл». Упражнения на расслабление мышц тела.

22. Традиции народа в своеобразии движений.  

23. Танец “Вальс”. Понятие о сложной координации. Ведение в паре.

24. Музыкально-ритмический комплект игр.

25. Закрепление. Танцы “Рок-н-ролл”, “Ча-ча-ча”, “Джампстайл”, “Ладошки”.

26. Музыкально-ритмические игры “Переноска мяча”, “Кто раньше?”

27.ОРУ. Тесты на развитие голеностопного сустава.

28. Народная хореография. Танцы разных народов.

29. Музыкально-ритмические игры разных народов “Медведи и пчелы”, “Яблоки”.

30. Танцевально-ритмические упражнения “Твист”, “Голубец”.

31. Закрепление.

32. Партерный экзерсис .

33. Партерный экзерсис .

34. Урок – смотр знаний

                                                                 4 класс

1.Обучение ритмики в 4 классе.Основные понятия, упражнения на развитие координации.Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

2.Движения по линии танца. Перестроение для танцев.

3.ОРУ. Позиции рук.Основные правила.

4.ОРУ.Позиции ног. Основные правила.

5.Музыкально-ритмические игры.

6. «Джампстайл».Основные движения.

7.Закрепление материала.

8.Повороты в танце «Джампстайл».

9.Партерный экзерсис.

10.Партерный экзерсис.

11.Танец «Венский вальс».Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

12. «Венский вальс».Основные шаги.

13. «Венский вальс».Работа в парах.

14.Классический экзерсис.

15.Танец «Румба».Постановка тела.

16.Позиции рук и ног в паре.

17.Партерный экзертис.

18.Танец «Ча-ча-ча».Основные шаги.

19.Работа в парах.

20.Закрепление материала.

21.Музыкально-ритмические игры.

22.Элементы народной хореографии.

23.Танец «рок-н-ролл», «Прыжковый рок-н-ролл».

24.Работа в парах.

25.Партерный экзертис.

26.Музыкально-ритмические игры разных народов.

27.Танцевально-ритмические упражнения «Твист», «Голубцы».

28.Музыкальная игра «Придумай танец».

29.ОРУ.Партерный экзерсис.

30.Работа в парах. «Румба», «Ча-ча-ча», «Вальс».

31.Классический экзерсис.Постановка тела.

32.Партерный экзерсис.Упражнения на расслабление мышц.

33.Музыкально-танцевальные игры «Вспомни танцы».

34.Урок-смотр знаний.

                                      Материально-техническое обеспечение курса.

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:

 -наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;

 -качественное освещение в дневное и вечернее время;

 -музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

 -специальная форма и обувь для занятий;

-для занятий партером - коврик;

-костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями.)

                                              Учебно-методическая литература.

1.Проведение учебных занятий по ритмической гимнастике в школе.  Рязань, 1994, РГНУ им.С.Есенина

2.Бахто С.Е. Программа «Ритмика и танец» для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Москва, 1984г.

3.Т.В.Пуртонова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. Учите детей танцевать. Москва, 2003г. 3.Ионова И.И. 4.ЗацепинаК., Климов А.и др. Народно-сценический танец. Учебно- методическое пособие.-М. Искусство, 1976.

5.Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно- методическое пособие.- М. ПБОЮЛ Монастырская М. 2003.

6. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно- методическое пособие.- Перьм: ОЦХТУ «Росток», 2005. 17. Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно- методическое пособие.- Перьм: ОЦХТУ «Росток», 2005.

8.Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно- методическое пособие.- Перьм: ОЦХТУ «Росток», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида

Рабочая программа разработана  на основе:-  программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...

Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов.

Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов начальной школы. Настоящая программа предназначена для младших классов средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года обучения....

рабочая программа по ритмике 2 класс

Коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально - ритмической деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Актуальностью данного курса является  коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...

Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами муз...