Методическая разработка занятия по ПДД "Помни правила дорожного движения"
план-конспект по зож на тему

Репина Светлана Николаевна

Занятие-практикум по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_attestatsiya.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 37»

г. Сыктывкара

(МОУ «НОШ № 37» г.Сыктывкара)

«37 №-а  ичöт школа»

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

(«37 №-а ИШ» СМВУ)

Занятие  по  программе  курса  внеурочной  деятельности  «Азбука  дорожного движения»

Тема: «Помни правила дорожного движения»

Автор: Репина Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «НОШ № 37» г. Сыктывкара

Сыктывкар

2017г.

Методическая разработка занятия по программе

 «Азбука дорожного движения»

Тема: «Помни правила дорожного движения»

(занятие-практикум)

Цель:  формирование представлений младших школьников о правилах безопасного дорожного движения, воспитание ответственности за свою жизнь.   

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге,  умения предвидеть опасность, воспитывать  наблюдательность, осторожность.
  2. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить дороги.
  3. Воспитание уважительного отношения к труду водителей, к пешеходам и пассажирам, чувства взаимовыручки, товарищества.

Оборудование: 3 конверта с описанием ситуаций; зелёный, жёлтый, красный круги для игры «Светофор»; памятки; магниты: красные, жёлтые, зелёные.

Ход занятия

Этапы и формы занятия

Ход занятия

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

  1. Организация класса

Беседа «Для чего нужно знать ПДД?»

- Для чего нужно знать ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ? (ответы детей)

На улицах и дорогах нашего города всё ещё происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. И это в основном учащиеся начальных классов. Одна из причин происшествий – незнание или несоблюдение правил безопасного движения. Сегодня мы ещё раз поговорим об этих правилах.

Личностные УУД:

Развитие готовности способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в знании правил дорожного движения.

  1. Закрепление изученного материала.

Обсуждение рассказа.

Авария.

Вот какой случай произошёл недавно на одном из самых широких проспектов Москвы. По проспекту ехал тяжёлый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофёр прибавил скорость.

Внезапно из-за кустов на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всём на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся грузовику.

Опытный шофёр был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев её.

Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью  ударил по двум стоявшим возле тротуара легковым машинам.

Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…

- Где можно играть, не нарушая Правил дорожного движения? (ответы детей)

- Ребята, если вам захочется поиграть с друзьями в мяч, то сначала выберите безопасное место для игры, и тогда всё будет в порядке.

Коммуникативные УУД:

Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого.

Познавательные УУД:

Развитие творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания.

Личностные УУД:

Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

  1. Работа в группах. Обсуждение ситуаций.

- Как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (ответы детей)

Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит конверт, в котором лежит листок с описанием ситуации, произошедшей с пешеходами на тротуарах и обочинах. Прочитайте текст, обсудите в группе. Постарайтесь показать нам инсценировку этой ситуации.

Ситуация 1

Участники (прохожие) делятся на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Вы должны найти ответы на вопросы и показать:

- С какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы?

- Как и с какой стороны можно обойти пешеходов?

- Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом?

Ситуация 2

Каждый ученик берёт что-либо в руку – портфель, сумку, зонтик. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы и показать:

- В какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов?

- Как надо держать зонтик?

- Как пропустить человека, который идёт навстречу?

Ситуация 3

Несколько учеников изображают пешеходов, которые громко разговаривают, смеются, ссорятся, сорят, свистят, толкаются, едят, мешают движению других пешеходов. Другие ученики обсуждают ситуацию. Далее следует коллективное обсуждение.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению в целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Умение слышать и слушать друг друга. Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Познавательные УУД:

Умение выделить и определить основную идею текста; умение аргументировать свой выбор.

  1. Физкультминутка

Игра «Светофор». Если показывают красный цвет – ученики стоят на месте, если – жёлтый – хлопают в ладоши, если зелёный – шагают на месте.

Коммуникативные УУД:

Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого.

  1. Закрепление изученного материала.

Обсуждение рассказа.

Теперь вспомним правила перехода через  дорогу. Послушайте ещё один рассказ.

Одна секунда – много это или мало?

Что для пешехода одна секунда – один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60-80 км/ч, проезжает больше 20 метров.

Иногда пешеход видит – машина совсем близко, но нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом. Думает водитель успеет затормозить.

Он не хочет понимать, что водитель при всём своём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надёжные тормоза.

А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется.

В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.

- Какие правила перехода вы помните? (ответы детей)

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу.

Личностные УУД:

Выполнение моральных норм в отношении своих сверстников во внеучебных видах деятельности. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные УУД:

Умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Правила перехода через дорогу.

Дорога с односторонним движением.

Несмотря на то, что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины «скорой помощи», милиции, противопожарной и аварийных служб.

Дорога с двухсторонним движением.

Подойдя к проезжей части, надо остановиться и посмотреть сначала во все стороны, чтобы оценить ситуацию, затем посмотреть налево, а дойдя до середины – направо, продолжая контролировать ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперёд ли назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колёса.

Загородная дорога.

Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за одного из поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. С помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Познавательные УУД:

Умение выделить и определить основную идею текста; умение аргументировать свой выбор.

  1. Итог урока.
  1. Дорожная задача

Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа – мальчики. Вторая группа – девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки  - вдоль левой стороны. Вопрос: кто из них прав? Почему? (Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам нужно двигаться по левой стороне, навстречу идущему транспорту.)

- Помните эти правила и выполняйте их, чтобы не случилось так, как в рассказе.

Невозможно ничего исправить.

… Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу. Решив, по-видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Ещё мгновение – и ребёнок погибнет под колёсами тяжёлой машины!

Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всём ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. А пожилой шофёр уронил голову на руки, которые ещё сжимали руль. Шофёр спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью…

Как это не печально, но подобные аварии происходят в наших городах не так уж редко. Разбиваются машины, остаются навсегда калеками, а то и погибают хорошие, смелые и благородные люди.

- Давайте разберёмся, почему нельзя переходить дорогу, где вздумается.

Потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где пешеходам разрешён переход улицы, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы.

Привычка переходить проезжую часть где угодно приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.

Регулятивные УУД:

Адекватность оценивания своих знаний и умений.

Познавательные УУД:

Поиск решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

Умение устраивать эффективные групповые обсуждения. Адекватное межличностное восприятие. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД:

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  1. Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты?»

  1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.)
  2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? ( Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.)
  3. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлёкшись игрой, могут попасть под колёса машин.)
  4. Можно ли переходить улицу на жёлтый сигнал светофора? (Нельзя. Жёлтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зелёного сигнала.)
  5. Как надо переходить улицу, если нет светофора? (Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины. Посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.)
  6. В какой последовательности расположены сигналы в трёхсекционном светофоре? (Сигналы в трёхсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, жёлтый, зелёный.)

Личностные УУД:

Выполнение моральных норм в отношении своих сверстников во внеучебных видах деятельности. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  1. Подведение итогов.

Работа с памятками.

Задачи-шутки.

Раздать детям памятки «Призыв от инспекторов ГИБДД».

Наш юный друг!

По улицам и дорогам нескончаемым потоком  движутся автомобили, мотороллеры, автобусы. Они имеют большую скорость, их быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен.

Мы обращаемся к тебе, юный друг, и верим, что выйдя из дома или из школы на улицу, ты всюду будешь помнить наши дружеские советы.

- Будь всегда примером в соблюдении Правил дорожного движения и требуй этого от своих товарищей.

- Переходи улицу по пешеходным переходам и только презелёном сигнале светофора, а там, где его нет, - при отсутствии идущего транспорта.

- Не выбегай внезапно на дорогу.

-. Ожидая автобус,  стой на тротуаре или на посадочной площадке.

- Не выезжай на велосипеде на дорогу, если не выучил правил движения  и тем более если тебе нет 14 лет.

- Помни о малышах. Чтобы сохранить им жизнь, здоровье, уведи их с проезжей части дороги.

Соблюдая Правила дорожного движения, ты, юный друг, будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители!

  1. Задачи – шутки

Задача 1.

За моими друзьями Серёжей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Серёжа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал полицейский за нарушение Правил дорожного движения? (Двоих друзей – Колю и Петю.)

Задача 2

Тигр, Винни Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигр решил это сделать на шоссе – гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Прав Пух.)

Задача 3

Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шофёры с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? (Неправильно поступили Винтик и Шпунтик. Они нарушили ПДД.)

Задача 4

Волк-регулировщик стоял на перекрёстке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Скольких нарушителей забрал Волк, если известно, что Вовочка 2 раза перешёл улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильм? (Двух нарушителей – Вовочку и Петю.)

- Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. А главное ваша жизнь будет безопасней. (На доске магниты красного, жёлтого и зелёного цвета)

- Если у вас сегодня на занятии всё получилось, вы со всем справились, то возьмите магнит зелёного цвета, если возникли небольшие затруднения – возьмите магнит жёлтого цвета, а если что-то не получилось – возьмите магнит красного цвета. Магниты поместите в сигналы светофора.

Регулятивные УУД:

Адекватность оценивания своих знаний и умений.

Способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в любой деятельности.

Коммуникативные УУД:  Адекватное межличностное восприятие. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД:

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Используемые ресурсы

  1. Сайт: www.obrazpro.ru
  2. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по основам безопасности и жизнедеятельности: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка социально-значимого проекта "Правила дорожного движения"

Социально-значимый проект по ПДД в начальной школе. В разработке представлено полное описание плана работв над проектом....

Внеклассное занятие по ПДД "Правила дорожного движения знай и соблюдай"

Внеклассное занятие проводится в форме игры с целью формирования правильного поведения на дороге....

Методическая разработка занятия по изучению правил дорожного движения

Причинами роста дорожно- транспортных происшествий, по- прежнему является отсутствие у юных участников дорожного движения знаний и навыков безопасного поведения на проезжей части....

Дидактический материал к занятию по теме: «Правила дорожного движения» для 1 – 4 классов «Особый ребенок»

Дидактический материал в виде сказки может быть полезен при изучении темы "Правила дорожного  движения"  в 1-4 классах "Особый ребенок". В доступной форме знакомит учащихся с видами пешеходн...

Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"

Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...

Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»

Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....