Применение здоровьесберегающих технологий
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного

в начальной школе.

        Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

        За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

        Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

        Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

        Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми, увидела реальные результаты, выступила на районном семинаре, где данные технологии были восприняты с большим интересом, то у меня появилось огромное желание рассказать о технологиях.

 Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя уроки, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в начальной школе и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1.  Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья.

2.  Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом.

3. Уроки в школе проходят в основном в режиме дальнего зрения, и частично ближнего.

4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой.

5. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

6. Дети в школе перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

        Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.

        Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.        Базарный В.Ф. – русский ученый,  врач  и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в школе сориентирована против природы ребенка.

        Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».  На ее базе разработана и широко апробирована  целостная система  здоровьеразвивающих   педагогических технологий.

        Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня  успеваемости и эффективности учебного процесса.  

        Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

        Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребеночек почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.        

         

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

         Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра.

     

 Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели  физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

-развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

- снижается степень низкой склоняемости головы.

        А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

        Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую зрительно-вестибулярный тренажёр «Зевс». ЗВТ представляет собой специальную техническую систему состоящую из четырёх оптических устройств, пульта управления, комплекта сюжетно- образных кодатранспарантов, комплекта методических материалов. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.

 Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока.

        Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

        На занятиях и вне занятий провожу упражнения для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения. Для этого использую комплект плакатов для здорового и гармоничного развития учащихся, а так же интерактивные физкультминутки для глаз.

        Упражнения для развития правильной осанки влияют не только на внешний вид, но и позволяют не сгибаться в работе режима ближнего зрения, на работу внутренних органов, а именно: сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата и костно-мышечной структуры.

        С огромным увлечением они выполняют алфавит телодвижения, где, воспринимая названную букву, используется мышечное чувство, соединяя абстрактное представление с мышечным. Они телом рисуют любую букву, а это движение,  мышление, развитие.

        Физминутки (в понимании учителя – выполнение определенных движений в течение 2 – 5 секунд) я не использую, так как они на самом деле вносят существенный дисбаланс в педагогический процесс, снижая сосредоточенность. На уроках и после провожу сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику. Цель её – активизация музыкального восприятия через движение. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.

Все это позволяет не только сохранить физическое здоровье школьников, но и улучшить его.

Перед началом работы по системе Базарного был проведён медицинский осмотр детей по двум критериям:

1) Осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие.

2) Осмотр окулиста.

Медицинский осмотр учащихся (январь 2009 год)

Осмотр костно-мышечной системы

Осмотр окулиста

осанка

плоскостопие

норма – 12 чел.

нарушение

осанки – 13 чел.

норма – 16 чел.

плосковальгусные стопы – 9 чел.

норма – 17 чел.

спазм аккомодации – 8 чел

Проработав год по здоровьесберегающей системе Базарного мы провели повторное обследование учащихся по тем же критериям.

Повторный медицинский осмотр учащихся (январь 2010 год)

Осмотр костно-мышечной системы

Осмотр окулиста

осанка

плоскостопие

норма – 18 чел.

нарушение

осанки – 7 чел.

норма – 20 чел.

плосковальгусные стопы – 5 чел.

норма – 21 чел.

спазм аккомодации – 4 чел

        Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б» с применением здоровьесберегающих технологий

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б»с применением здоровьесберегающих технологий     учитель начальных классов: Поликарпова Галина Владимировна ...

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

методические материалы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках

В работе представлена классификация здоровьесберегающих технологий.  Даны методические рекомендации по применению  здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочное время. Подобран ...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....