Школа безопасности
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Тонких Марина Анатольевна

Внеклассное занятие-практикум «Школа безопасности» (3-4 классы), по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_bezopasnosti.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная  школа №16»

Школа безопасности (Конспект открытого занятия-практикума

для обучающихся 3-4 классов)

         Выполнила:

 Тонких Марина Анатольевна,

        учитель начальных классов

        МАОУ «ООШ № 16»

Соликамск, 2016


Вед. Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести занятие «Школа безопасности». Ребята, на нашем занятии вы познакомитесь, как вести тебя в экстренных ситуациях, будете учиться оказывать первую помощь.

Моими помощниками будут: Галина Васильевна Ш. - наш врач. Она расскажет о признаках некоторых травм.

 Ученики 6 класса, консультанты. Они будут вести рубрику «Помоги себе сам» и отвечать за практическую часть. Эти дети посещают кружок «Школа безопасности», который ведёт Вячеслав Васильевич Б.

 Ученики 4 класса - помогут мне вести это занятие.

На табло 6 окошечек, выберите любое.

Окошечко №1.  Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, газом.

Вед. В быту используется много различных химических веществ в красивой упаковке, которые хочется попробовать на вкус, понюхать. Это могут быть моющие и дезинфицирующие средства, отрава для насекомых и мышей, лосьоны, дезодоранты и многое другое, что ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.

Отравиться можно и обычными фруктами и овощами. Для того чтобы фрукты не испортили  вредители и долго хранились, их обрабатывают специальными веществами. Поэтому перед употреблением их необходимо тщательно мыть в проточной воде. Много ядовитых веществ содержат выхлопные газы автомобилей. Их впитывает растительность вдоль дороги (грибы, ягоды). Они также могут быть причиной отравления.

1/1 Врач.  Признаки отравления ядовитыми веществами.

  1. Острые боли в области живота.
  2. Боли и ожоги во рту.
  3. Расстройство желудка.
  4. Нарушение координации движений.
  5. Затруднённое дыхание.

Консультанты. Расскажут, что нужно сделать, чтобы помочь самому себе при отравлении.

  1. Вызовите врача и сообщите взрослым.
  2. Выпейте несколько стаканов воды (маленькими глотками).
  3. Вызовите рвоту. Если отравились едкими жидкостями (отбеливатель, белизна, уксус и т. п.)- рвоту вызывать не следует.
  4. Измельчите активированный уголь и выпейте.  

Окошечко №2.   Первая помощь при травмах.

Вед. – Какие бывают травмы?

Разберём несколько травм.

2/1Растяжение связок и вывих костей.

Вед.- Растяжение связок суставов нередко происходит при падении или внезапных резких движениях. Чаще всего травмируются связки голеностопного сустава, когда подвёртывается стопа. При вывихе одна из костей смещается, происходит разрыв связок. Вывихи бывают открытыми, когда повреждается кожа, и закрытыми, когда наружных повреждений нет.

- Врачи утверждают, что примерно в половине случаев вывих происходит в плечевом суставе. Это объясняется тем, что, падая, мы опираемся на вытянутую руку. Вторым по частоте является вывих локтевого сустава.

Врач. Признаки растяжения связок и вывиха костей.

  1. Сильная боль.
  2. Припухлость.
  3. Изменение цвета кожи.

Консультанты. «Помоги себе сам»

  1. Вызовите врача.
  2. Туго перебинтуйте сустав, чтобы обеспечить неподвижность костей и уменьшить отёк тканей.
  3. Приложите холодный компресс.
  4. Спокойно посидите или полежите.

Практическая работа (вопросы).

Вед. Расскажите, ребята, как надо правильно наложить холодный компресс?

2/2  Переломы.

Вед. Переломы бывают открытыми и закрытыми.

- Подумайте, чем они отличаются?

 Открытые переломы часто сопровождаются развитием гнойных процессов мягких тканей, костей и инфекцией всего организма. Любой перелом опасен осложнениями.

Консультанты. «Помоги себе сам»

  1. Вызовите врача, сообщите взрослым.

При открытом переломе:

  1. Освободите от одежды место перелома.
  2. Остановите кровотечение, прижав пальцами крупные кровеносные сосуды выше и ниже раны.
  3. Протрите вокруг раны йодом, спиртом и наложите стерильную повязку.

При закрытом переломе:

      2. Приложите холодный компресс.

3.Наложите временную шину, прибинтовав её к месту перелома, чтобы не возникло смещения костей.

4.Исключите всякое движение.

Практическая работа (групповая).

Наложение шины.

  1. Приготовьте шины (дощечки, кусочки фанеры).
  2. Приложите шины к сломанному месту так, чтобы обеспечить ему спокойное состояние.
  3. Прибинтуйте шину к сломанному месту.

2/3 Ушибы и порезы.

Вед. Вы наверняка ушибались. Что вы чувствовали при ушибе? Как выглядит место ушиба? Что вы делали, если ушиблись?

-Чтобы ослабить боль, снять отек, уменьшить кровоизлияние, надо приложить к месту ушиба холодный компресс.

-Г. В., правы ребята?

-Сейчас послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова и скажите, какую травму получила Таня?

(Стихотворение рассказывает ученик 4 класса)

Таня шьёт для куклы Кати

Замечательное платье,

Лоскуток взяла красивый,

Ножницы и раскроила.

Нитки есть, иголка –

Только мало толку:

Вместо ткани почему-то

Попадает игла в руку.

Расцарапала ладошку –

Как не сможет даже кошка.

Стонет Таня, слёзы льёт -

Больше платьице не шьёт.

Вед.- Что за травма?

- Как выглядит оцарапанное или порезанное место?

Консультанты. «Помоги себе сам»

  1. Промойте место повреждения струёй воды (лучше кипячёной).
  2. Продезинфицируйте ранку, поливая на неё струйкой бледно-розового раствора марганцовки.
  3. Кожу вокруг ранки смажьте настойкой йода или бриллиантовой зеленью
  4. Наложите стерильную повязку.

Практическая работа (в парах).

Как правильно забинтовать рану.

  1. Приложите конец бинта к ране, сделайте один полный оборот.
  2. Сделайте два или три оборота ниже раны, два-три оборота на месте раны и заканчивайте перевязку после двух-трех оборотов выше раны.
  3. Разрежьте конец бинта пополам и завяжите узел (только не над раной).

Окошечко №3.  Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос или горло.

Вед.- Врачи утверждают, что инородные тела иногда попадают в глаз или горло, значительно реже – в ухо или в нос. Как вы думаете, почему?

Ухо, горло, нос хорошо защищены. Глаз всегда открыт, в него может залететь мошка, попасть соринка или ресница, которая должна его защищать.

- Можно ли самостоятельно достать постороннее тело из уха, горла, носа или глаза?

Чаще приходится обращаться к врачу. Но первую помощь себе оказать необходимо.

Консультанты. Первая помощь при попадании соринки в глаз.

  1. Не трите глаз.
  2. Налейте в миску воды и опустите в неё лицо.
  3. Поморгайте глазами в воде несколько минут.
  4. Если вода не вымыла соринку, прикройте глаз чистой салфеткой и отправляйтесь в поликлинику к врачу-окулисту.

Первая помощь при попадании крошки в горло.

  1. Наклонитесь вперёд так, чтобы голова опустилась ниже плеч.
  2. Попросите кого-нибудь ударить вас ладонью по спине (между лопатками) так, чтобы вызвать кашель.
  3. Если постороннее тело выскочило, маленькими глотками выпейте полчашки воды.    

Врач. Признаки, если что-то попало в ухо:

  • Звон в ухе
  • Ухо хуже слышит
  • Острая боль

Вед. Г. В., а что можете сказать,  когда инородное тело попадает в нос?

Обязательно обращайтесь к врачу.

ЗАРЯДКА.

Окошечко №4 . Первая помощь при перегревании и тепловом ударе и обморожениях.

4/1Тепловой удар.

Вед.- Историки утверждают, что в 332 г. до н. э., во время перехода Александра Македонского через пустыню, от солнечного и теплового удара людей погибло больше, чем в последующих битвах. Причины же теплового удара были выяснены лишь в XIX веке французским ученым Клодом Бернаром. Он соорудил тепловую камеру и изучал, как экспериментальные животные переносят жару.

Врач.  Признаки теплового удара.

  1. Слабость.
  2. Головокружение.
  3. Шум в ушах.
  4. Судороги.
  5. Тошнота, рвота.

Консультанты. «Помоги себе сам»

  1. Перейдите в прохладное место.
  2. Ложитесь на спину, подложив под голову что-нибудь твёрдое.
  3. На лоб положите холодный компресс.
  4. Выпейте воды.

4/2 Обморожение.

Вед.- Прослушайте отрывок из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец» про известную нам Таню. (Рассказывает ученик 4 класса)

В январе мороз силён –

Заморозил реки он,

Окна все разрисовал,

Птичек певчих напугал.

Третий день мороз под тридцать –

Детям дома не сидится.

Вышла Таня на крыльцо,

Заморозила лицо:

Нос у Тани побелел,

Рот как будто онемел

И бежит мороз по коже,

Что с ним сделать Таня может?

Вед.- Что случилось с Таней?

- Как выглядит на морозе человек?

- Как надо вести себя на морозе, чтобы не замерзнуть?

-Итак, зимой можно обморозиться. Различают общее и местное обморожение.

Врач.  Признаки обморожения.

Общее обморожение: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.

Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.

Консультанты. «Помоги себе сам»

 При общем обморожении:

  1. Примите горячую ванну и после неё разотритесь сухим полотенцем.
  2. Завернитесь во что-нибудь тёплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью.
  3. Выпейте горячего чаю.

При местном обморожении:

  1. Не допускайте быстрого нагревания переохлаждённых участков тела.
  2. Протрите спиртом отмороженные места, затем разотрите их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности.
  3. Смажьте отмороженный участок несолёным жиром.

Окошечко №5.Поражение электрическим током.

Вед. Что объединяет предметы, о которых говорится в следующих загадках?

  • Стоит на кухне белый дом,

Торжественный на вид.

Как будто твёрдым молоком

Со всех сторон покрыт. (Холодильник.)

  • Два соседа-колеса

Собирают голоса.

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон.)

  • Взял я хлеб мягкий,

А  вернул хрустящий. (Тостер.)

  • Девчонка - балаболка

На крыльце сидела,

Головой вертела,

Языком молола.

Что ей на язык попадается –

В  пыль рассыпается. (Кофемолка.)

Вед. Тело человека, вода, металлические предметы хорошо проводят электрический ток, поэтому соприкосновение с оголёнными проводами для человека небезопасно.

- Г. В., что может произойти с человеком при поражении электрическим током?

Врач.  Может произойти так называемый электрический удар, при котором повреждаются кожа и внутренние органы. Возможна остановка дыхания и сердца. Короткий  эл.  удар   может отбросить человека от источника тока и тем самым спасти его от смерти.

Консультанты. Первая помощь пострадавшему.

  1. Отключите электрический прибор, выверните пробки или выключите рубильник.
  2. Позвоните по телефону «03» или «01» (назовите точный адрес и расскажите, что случилось).
  3. Встаньте на резиновый коврик, сухую доску или бумагу.
  4. Деревянным или стеклянным предметом (шваброй, стулом, линейкой, бутылкой) отбросьте провод от пострадавшего.

Вед. А чтобы не попасть в такую беду, давайте составим правила электрической безопасности.

  1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, DVD, утюг и другие электроприборы.
  2. Не тяните эл. провод руками.
  3. Не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них.
  4. Не включайте электроприборы мокрыми руками.
  5. Не суй в розетку пальцы и другие предметы.

Окошечко №6.Первая помощь при укусе насекомых, кошек и собак.

6/1 Укус  насекомых.

Вед. Вспомните, героями, каких сказок и рассказов становились мухи, комары, тараканы, блохи?

- Одни из них вызывают у нас симпатию, других мы опасаемся и не любим. Ещё в средние века мух называли «адскими птичками» за то, что они вместе с мышами и крысами разносили по Европе чуму и холеру. Опасен для человека и укус клеща. Клещи разносят инфекцию и высасывают из человека и животных кровь. Пчёлы, осы и даже комары – полезные насекомые. Но мы боимся их укусов.

- Какие последствия может вызвать укус пчелы (осы)? С этим вопросом мы обратимся к нашему врачу, Г.В.

Врач. Признаки аллергии:

  1. Большой отёк.
  2. Затруднённое дыхание.
  3. Боли (спазмы) в животе.
  4. Тошнота.

Консультанты. Как помочь себе, если укусила пчела:

  1. Вытащите жало.
  2. Приложите к ранке холодный компресс.

Если место укуса сильно чешется:

  1. Протрите больное место раствором питьевой соды.
  2. Размельчите листья подорожника и приложите к месту укуса.

Если заметили присосавшегося к телу клеща:

  1. Капните на клеща подсолнечным маслом и наложите повязку на полчаса, затем вытащите его пинцетом.
  2. Промойте ранку мыльной водой.

6/2 Укус собак.

 Вед. Поднимите руку, у кого из вас есть домашние животные?

- Кошки и собаки живут рядом с нами, и мы думаем, что знаем всё о них. Так ли это?

Кошки в гневе царапают и хозяев, и гостей.

Врач.  Какие последствия могут быть после укусов этих животных?

  1. Ранки от укусов  плохо заживают.
  2.  Через укус животного передаются некоторые опасные болезни (тиф, чума, бешенство).
  3.  Если погладить больную кошку, можно заразиться глистами или стригущим лишаём.

Консультанты. «Помоги себе сам»  Если вас укусила собака.

  1. Промойте рану водой с мылом, чтобы устранить слюну животного.
  2. Наложите чистую повязку.
  3. Сообщите взрослым.
  4. Обратитесь к врачу.

Итог:  «Оцени себя сам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...

Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)

В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей мл...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"

     Программа направлена на создание условий по организации непрерывного про­цесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...

Классный час с презентацией в начальной школе «Безопасность и здоровье» (в рамках «Недели безопасности»)

Материал классного часа помогает сформулировать правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Занятие предназначено для учащихся начальных классов коррекционных школ I, II и V видов....

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности".

Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар са...

Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности «Школа безопасности!»

Материал поможет учителю через образные ассоциации формировать основы безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре; воспитывать у детей чувства ответственности за своё поведение...