Исследовательская работа "Самосовершенствование личности педагога"
статья по зож на тему
Работая в образовании уже 42 года, я понимаю, что у педагогов вследствие воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности происходит синдром " выгорания". Изучив методику и пройдя тесты измерения психического "выгорания" ( синдром "выгорания") в профессиях системы " человек - человек, диагностика "Синдрома" эмоционального выгорания" (СЭВ) Лазарева Н.В., я сделала вывод.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samosovershenstvovanie_lichnosti_pedagoga.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Самосовершенствование личности педагога
2016г
Работая в образовании уже 42 года, я понималю, что у педагогов вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности происходит синдром "выгорания")
Изучив методику и пройдя тесты измерения психического "выгорания" (синдром "выгорания") в профессиях системы "человек—человек" - диагностика «Синдрома эмоционального выгорания». (СЭВ) Лазарева Н. В. , я сделала вывод,что у меня уровень эмоционального истощения ниже среднего.
Надо заметить, что работа с людьми всегда несет с собой большую энергию и от педагога так же требует больших эмоциональных энергетических затрат. Тест проведен в самый трудный момент, начало учебного года в первом классе. И дети, и я еще не успели растратить свои силы, но и адаптироваться к школе первоклассники не успели, а я не сразу привыкла после четвероклассников к малышам. Впереди предстояло много продолжительного и трудоемкого общения и работы. Но все – равно, на данном этапе считаю результат теста положительным.
Деперсонализация - состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я». Собственное телесное или духовное естество воспринимается при деперсонализации как частично или полностью утраченное. Деперсонализация может привести к комплексу неполноценности.
Деперсонализация личности в моих ответах по методике - низкий уровень. Это очень хорошо! Я взрослый образованный состоявшийся в семейной жизни человек. Я – мама, жена, сестра, дочь, бабушка, свекровь. Со всеми социальными ролями справляюсь. Поэтому понимаю себя и свое место в обществе.
Редукция личностных достижений - проявляется в снижении чувства компетентности в работе, недовольстве собой, ощущении уменьшения ценности своей деятельности, пренебрежении служебными обязанностями, ограничении своих возможностей, в негативном самовосприятии в профессиональном плане. Редукция личностных достижений в моих ответах – выше среднего. Такой результат можно объяснить тем, что работаю в данной школе 5 лет, и не все, что происходит в школе мне нравится, что планирую на уроках проходит, не так как хочется. В связи с этим и появляется недовольство от проделанной работы, хочется переделать или изменить ее. В большей степени это проявляется в недовольстве собой в профессиональном плане. Но над этим вопросом я работаю. Стараюсь понимать требования администрации, ищу партнеров, единомышленников в педагогическом коллективе. А их найти в женском коллективе очень трудно. Пересматриваю проведенные уроки, подбираю методики, ищу новые методы и способы подачи материала. Читаю методическую литературу, в основном это средства Интернет сайтов и образовательных порталов.
Работая с тестами я смогла оценить модель профессионального поведения меня как педагога.
Приоритетные ценности.
Я понимаю, что если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
По результатам теста выяснилось преобладание острой значимости для меня интересов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие учеников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью.
На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников.
О «самодостаточности» учителя. Концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношении с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая вызвана или личностными особенностями или неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Круг интересов учителя не исчерпывается только работой, есть и другие возможности самореализации. От себя могу обосновать такой результат тем, что коллектив весьма своеобразный, друзей особых нет.. С моей стороны у меня очень насыщенная личная жизнь ( дружная семья, дача, совместные мероприятия, отдых, поездки), поэтому очень много интересных занятий и дел помимо работы.
Психоэмоциональное состояние.
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Преобладание моих ответов предполагает нестабильность психоэмоционального состояния учителя состоящего из врожденной повышенной чувствительности нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности неадекватной реакции на обстоятельства. Результат совершенно справедливый, так как есть факторы, на рабочем месте выводящие из равновесия, но с помощью медитаций и аутотренингов эту ситуацию я исправляю.
Самооценка.
Самооценка или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Представление учителя о принципах преподавания определяются его самооценкой.
Первый вариант говорит о позитивном самовосприятии человека в полной мере реализующего свои возможности. Таким педагогам легко создать на уроке атмосферу живого общения. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Я принимаю себя такой, какая я есть. Работаю над недостатками, радуюсь успехам. В данный момент у меня есть возможность реализовать себя в роли учителя, чему я рада и меня это очень вдохновляет.
Стиль преподавания.
На формирования стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности. Жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем профессиональных обязанностей.
Мои ответы говорят о демократическом стиле учителя.
Учитель привлекает учеников к принятию решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личностные качества учеников.
Методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость. Естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности профессиональной деятельности. К моим ученикам я отношусь как к взрослым людям, уважаю их мнение и многому у них учусь.
Уровень субъективного контроля.
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
Результат моих ответов говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. Не могу охарактеризовать ответ на этот пункт. Как учитель я делаю все возможное, для того чтобы мои ученики осознали суть и смысл своей деятельность.
Удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала и зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.
Результат говорит о достаточной удовлетворенности человека своим трудом, высокой профессиональной мотивации, интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, о спокойной трудовой адаптации.
Что могу посоветовать педагогам( из своего личного опыта)
Профилактика эмоционального выгорания.
Для профилактики психического и эмоционального "выгорания" я пользуюсь следующими приемами и методиками.
Приемы антистрессовой защиты:
- Отвлекайтесь:
Если есть дача, то это вам должно помочь!
Много пользы может принести прогулки на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности.
2. Снижайте значимость событий:
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации, выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом. ( Опять –таки, работа на даче).
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний. Вышивайте, рисуйте, вяжите, пойте, танцуйте.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации). Всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
Методы саморегуляции:
В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.
Примеры: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца…
3. Медитация;
Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.
4. Йога;
Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.
Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
5. Релаксация;
Если мышцы расслаблены, то человек находится в состоянии полного душевного покоя.
Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
6. Визуализация ресурсного состояния;
Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.
Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.
Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.
7. Кинезиологический комплекс.
Кинезиологический комплекс упражнений.
Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.
Если хотите расслабиться и отдохнуть, то:
Наденьте, пожалуйста, наушники и включите любую мелодию.
Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц.
Не скрещивайте руки.
Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутренне равновесие, гармонию.
Личностное и профессиональное развитие – очень хорошее средство от разочарования и эмоционального истощения!
Будьте здоровы, уважаемые педагоги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Личность педагога в современной школе" и презентация
Этот материал вы можете использовать, участвуя с докладом на педагогическом совете по данной теме....
Доклад "Личность педагога в современной школе" + презентация
Этот материал можно использовать при выступлении на педагогическом совете....
Характерологический анализ личности педагога
Характерологический анализ личности педагогаСовременные требования к личности педагога...
Личность педагога в современной школе
Презентация на тему "Личность педагога в современной школе". Может служить дополнением к выступлению на МО...
"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...
Личность педагога в современной школе
буклет на педагогический дебют...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В данной статье представлены материал выступления XII Арзамасских Сретенских Образовательных чтений....