Исследовательская работа "Самосовершенствование личности педагога"
статья по зож на тему

Воронина Раиса Васильевна.

Работая в образовании уже 42 года,   я понимаю, что у педагогов вследствие воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности происходит синдром " выгорания". Изучив методику и пройдя тесты измерения психического "выгорания" ( синдром "выгорания") в профессиях системы " человек - человек, диагностика  "Синдрома" эмоционального выгорания" (СЭВ) Лазарева Н.В., я сделала вывод.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samosovershenstvovanie_lichnosti_pedagoga.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

       Самосовершенствование личности педагога

                                                       2016г

               

Работая в образовании уже 42 года, я  понималю, что  у педагогов вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности происходит синдром "выгорания")

 Изучив методику и пройдя тесты измерения психического "выгорания" (синдром "выгорания") в профессиях системы "человек—человек"  - диагностика «Синдрома эмоционального выгорания». (СЭВ) Лазарева Н. В. , я  сделала  вывод,что у меня уровень эмоционального истощения ниже среднего.

Надо заметить, что работа с людьми всегда несет с собой большую энергию и от педагога так же требует больших эмоциональных энергетических затрат. Тест проведен в самый трудный момент, начало учебного  года в первом классе. И дети, и я еще  не успели растратить свои силы, но и адаптироваться к школе первоклассники   не успели, а я не сразу привыкла после четвероклассников к   малышам.  Впереди  предстояло много  продолжительного и трудоемкого общения и работы.  Но все – равно, на данном этапе считаю результат теста положительным.

Деперсонализация - состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я». Собственное телесное или духовное естество воспринимается при деперсонализации как частично или полностью утраченное. Деперсонализация может привести к комплексу неполноценности.

 Деперсонализация личности в моих ответах по методике  - низкий уровень.  Это очень хорошо! Я взрослый образованный состоявшийся в семейной жизни человек. Я – мама, жена, сестра, дочь, бабушка, свекровь. Со всеми социальными ролями справляюсь. Поэтому понимаю себя и свое место в обществе.

  Редукция личностных достижений - проявляется в снижении чувства компетентности в работе, недовольстве собой, ощущении уменьшения ценности своей деятельности, пренебрежении служебными обязанностями, ограничении своих возможностей, в негативном самовосприятии в профессиональном плане. Редукция личностных достижений в моих ответах  – выше среднего. Такой результат можно объяснить тем, что работаю в данной  школе 5 лет,  и не все, что  происходит в школе мне нравится, что планирую на уроках проходит,  не так как хочется. В связи с этим и появляется недовольство от проделанной работы, хочется переделать или изменить ее. В большей степени это проявляется в недовольстве собой в профессиональном плане. Но над этим вопросом я работаю.  Стараюсь понимать требования администрации, ищу партнеров, единомышленников в  педагогическом коллективе. А их найти в женском коллективе очень трудно. Пересматриваю проведенные уроки, подбираю методики, ищу новые методы и способы подачи материала. Читаю методическую литературу, в основном это средства Интернет сайтов и образовательных порталов.

Работая с тестами я смогла  оценить модель профессионального поведения меня как  педагога.

Приоритетные ценности.

 Я понимаю, что если  общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

По результатам теста выяснилось преобладание  острой значимости для меня интересов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие учеников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью.

На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников.

О «самодостаточности» учителя. Концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношении с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая вызвана или личностными особенностями  или неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Круг интересов учителя не исчерпывается только работой, есть и другие возможности самореализации. От себя могу обосновать такой результат тем, что коллектив  весьма своеобразный, друзей особых нет.. С моей стороны у меня очень насыщенная личная жизнь ( дружная семья, дача, совместные мероприятия, отдых, поездки), поэтому очень много интересных занятий и дел помимо работы.

Психоэмоциональное  состояние.

 Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

Преобладание моих ответов предполагает нестабильность психоэмоционального  состояния учителя состоящего из врожденной повышенной чувствительности нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности неадекватной реакции на обстоятельства. Результат совершенно справедливый, так как есть факторы, на рабочем месте выводящие из равновесия, но с помощью медитаций и  аутотренингов эту ситуацию я исправляю.

Самооценка.

Самооценка или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Представление учителя о принципах преподавания определяются его самооценкой.

Первый вариант говорит о позитивном самовосприятии человека в полной мере реализующего свои возможности. Таким педагогам легко создать на уроке атмосферу живого общения. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Я принимаю себя такой, какая я есть. Работаю над недостатками, радуюсь успехам. В данный момент  у меня есть возможность реализовать себя в роли учителя,  чему я рада и меня это  очень вдохновляет.

 Стиль преподавания.

На формирования стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности. Жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем профессиональных обязанностей.

Мои ответы говорят о демократическом стиле учителя.

Учитель привлекает учеников к принятию решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личностные качества учеников.

Методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость. Естественность и доброжелательность в общении,  способствующие эффективности профессиональной деятельности. К моим ученикам я отношусь как к взрослым людям, уважаю их мнение и многому у них учусь.

Уровень субъективного контроля.

 Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми мы готовы взять на себя. Профессия  учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

Результат моих ответов говорит о недостаточной сформированности  ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. Не могу охарактеризовать ответ на этот пункт. Как учитель я делаю все возможное, для того чтобы мои ученики осознали  суть и смысл своей деятельность.

Удовлетворенность трудом.

 Удовлетворенность трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала и зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.

Результат говорит о достаточной удовлетворенности человека своим трудом, высокой профессиональной мотивации,  интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности,   о спокойной  трудовой адаптации.

 Что могу посоветовать педагогам( из своего личного опыта)

                       Профилактика эмоционального выгорания.

Для  профилактики психического  и  эмоционального "выгорания" я пользуюсь следующими приемами и методиками.

Приемы антистрессовой защиты:

  1. Отвлекайтесь:

Если есть дача, то   это  вам должно помочь!

Много пользы может принести  прогулки на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности.

2. Снижайте значимость событий:

Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации, выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом. ( Опять –таки,   работа на даче).

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний. Вышивайте, рисуйте, вяжите, пойте, танцуйте.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации). Всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

Методы саморегуляции:

1. Антистрессовое дыхание;

В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:

Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

2. Аутогенная тренировка;

В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.

Примеры: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца…

3. Медитация;

Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.

4. Йога;

Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.

Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.

Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.

Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.

5. Релаксация;

Если мышцы расслаблены, то человек находится в состоянии полного душевного покоя.

Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.

Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.

6. Визуализация ресурсного состояния;

Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.

Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

7. Кинезиологический комплекс.

Кинезиологический комплекс упражнений.

Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.

Если хотите расслабиться и отдохнуть, то:

Наденьте, пожалуйста, наушники и включите любую мелодию.

Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц.

Не скрещивайте руки.

Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутренне равновесие, гармонию.

Личностное и профессиональное развитие – очень хорошее средство от разочарования и эмоционального истощения!

Будьте здоровы, уважаемые педагоги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личность педагога в современной школе" и презентация

Этот материал вы можете использовать, участвуя с докладом на педагогическом совете по данной теме....

Доклад "Личность педагога в современной школе" + презентация

Этот материал можно использовать при выступлении на педагогическом совете....

Характерологический анализ личности педагога

Характерологический анализ личности педагогаСовременные требования к личности педагога...

Личность педагога в современной школе

Презентация на тему "Личность педагога в современной школе". Может служить дополнением к выступлению на МО...

"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...

Личность педагога в современной школе

буклет на педагогический дебют...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....