Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании».
методическая разработка по зож (3, 4 класс) на тему

Мишуткина Галина Михайловна
Молоко для детей просто незаменимо, ведь в нем содержатся такие аминокислоты как метионин и лизин. Именно эти аминокислоты принимают участие в формировании антител, ферментов пищеварения и инсулина. Также метионин, аминокислота, которая содержится в молоке, связывает и выводит тяжелые металлы из организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metodicheskih_razrabotok_po_programme.docx273.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании».

«Молоко и молочные продукты»

(2 часть программы «Две недели в лагере здоровья»)

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTdh1YbLoCZVV22KrTPci7WLEQDNw6V2UC7fy91FdWffEZ6Er9F

                                                       Разработчик: Мишуткина Г.М.

                                       учитель начальных классов

                        МБОУ      Ужовская    средняя

       общеобразовательная школа

                                                    Возраст учащихся 8-9 лет

Адрес: 607900 Нижегородская обл.,  Починковский р-н.,

п. Ужовка ул. Пушкинская д. 52 « а»

Телефон 88319731115.

2014г.

По программе «Разговор о правильном питании» работаю с 2005 года. Неоднократно принимала участие в конкурсах по данной программе.

В этом году работаю по второй части программы «Две недели в лагере здоровья». Одна из тем этой части программы - «Молоко и молочные продукты». При знакомстве с этой темой я решила особое внимание заострить детей на пользу для здоровья молока и молочных продуктов. Наблюдая за детьми в столовой, я обратила внимание на то, что мои ученики с большой неохотой  едят молочные продукты. Исходя из этого, я решила провести с учащимися нашего класса мероприятие, посвященное этим продуктам.

Данная  методическая разработка создана по программе «Две недели в лагере здоровья», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева по теме: «Молоко и молочные продукты». Методическая разработка рекомендуется для учащихся 3 классов.

   Это занятие позволяет формировать  положительное отношение  к   здоровому питанию и сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания человека

При подготовке к этому мероприятию дети сами и с помощью родителей находили материал о молочных продуктах, рецепты приготовления молочных продуктов.

Я считаю, что после проведения данного мероприятия получив знания о полезности данных продуктов, поучаствовав в приготовлении блюд, дети с большим желанием в свое меню будут их включать.

  Новизна данной работы заключается в том, что элементы исследовательской деятельности учащихся; современные педагогические технологии, используемые педагогом способствуют формированию у учащихся различных видов УУД. 


 

Цель :

Ознакомить учащихся с питательной ценностью молока и молочных продуктов

Задачи;

Формировать УУД:

Регулятивные УУД:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

-  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

     - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

        

Коммуникативные УУД:

- формулирование собственного мнения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Ход мероприятия

Приглашение.

Звучит веселая музыка. Выходят 2 скомороха

1-й скоморох.  Вы не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

Дети собираются –

Мероприятие начинается!

2- й скоморох.В 3 класс открыты двери!

Поспешите все сюда!

Полезные  знания

Получите здесь, друзья!

Сообщение темы классного часа.

- Для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь. нам надо отгадать ребусы:

мок-к+ло+коз-з=   молоко

кем-м+фил-л+р=     кефир

см+ми+е+т-им+а+н+а=    сметана

лас+лив+у-а-лу+ки=    сливки

й+оги+ум-ми+рт=    йогурт

сам+р-а+яж+ен-мс+ка=    ряженка

- Какова тема нашего мероприятия? (молоко и молочные продукты)

- Какую задачу поставим себе, изучая эту тему? (узнать о пользе, свойствах молока, как в домашних условиях приготовить молочных продукты)

Сообщение о пользе молока.

- О «волшебной силе» молока нам расскажет наш школьный повар.

Исконно молоко считалось одним из важнейших продуктов питания. Молоко и молочные продукты составляли основу рациона большинства людей. Недаром же не существует для младенца пищи более полезной, безопасной, качественной, чем молоко. А почему наши бабушки и мамы заставляют нас пить горячее молоко при простудах?

Чем же так полезно молоко? Как оно влияет на организм человека? Потребление молока в каком количестве и форме будет иметь наибольшую пользу? Молоко — уникальный продукт по  пищевой и биологической ценности, усваиваемости и значению для организма. Академик Иван  Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и  молочные продукты содержат все необходимые  для организма пищевые вещества. Жаль, что многие дети относятся с пренебрежением к такому замечательному продукту. «Я бы слово «молоко», - говорил академик Павлов И.П., - всегда писал большими буквами». 
Даже без знания химического состава и физических свойств, лишь на основе наблюдений за влиянием молока на организм человека, древние мыслители применяли его для лечения многих болезней. Этот продукт активно использовали врачи Древнего Египта, Греции и Рима.

Молоко для детей просто незаменимо, ведь в нем содержатся такие аминокислоты как метионин и лизин. Именно эти аминокислоты принимают участие в формировании антител, ферментов пищеварения и инсулина. Также метионин, аминокислота, которая содержится в молоке, связывает и выводит тяжелые металлы из организма ребенка.

В общей сложности в молоке содержится более 200 различных органических и минеральных веществ, которые благотворно влияют на развитие детского организма. Молоко для детей полезно также тем, что оно хорошо повышает уровень железа в крови, и с его помощью можно лечить гастрит с повышенной кислотностью, заболевания двенадцатиперстной кишки, язву желудка. Очень хорошо молоко способствует лечению заболеваний печени.

Как ни странно, молоко для детей может принести еще пользу в стоматологии. Оно помогает при профилактике заболевания кариеса. Молоко насыщает зубы детей кальцием и понижает их чувствительность к его возбудителям.

Польза молока доказана еще задолго до нас. Нам же остается только заботиться о своем здоровье, употребляя этот продукт.
 Из молока можно приготовить коктейль. Коктейль – напиток из смеси всевозможных соков, фруктов, ягод, сливок, яиц, меда и др.Обычно коктейли бывают яркими, разноцветными. «Коктейль» в переводе с английского языка означает «петушиный хвост». Коктейли тщательно смешивают в специальном металлическом сосуде (шекере). В домашних условиях можно использовать обычную стеклянную двухлитровую банку. В нее закладывают нужные компоненты, банку плотно закрывают крышкой и сильно встряхивают в течение 2-3 минут, придерживая крышку. Некоторые коктейли не нуждаются в смешивании, их готовят непосредственно в бокалах или в фужерах. Очень быстро и легко приготовить коктейль в миксере. Коктейль можно подавать на десерт.

Рецепт молочного коктейля на 1 порцию. (повар дарит каждому ребенку рецепт коктейля)http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=179901465-66-72&n=21

Молочный коктейль

  • 100 г молока,
  • 40 г мороженого, 
  • 1-2 чайных ложки сиропа.

Все взбить в блендере до пышной пены.

Исследовательская работа в группах.

Тема исследовательской деятельности учащихся: «Определение свойств молока» 
Оборудование: 
вещества: молоко, соль, сахар, какао; 
предметы: чайные ложки, стаканы, коктейльные трубочки, салфетки;
таблицы для записывания выводов по итогам исследования


Работа проводилась в группах: руководитель каждой группы распределил обязанности между экспертами. Все данные записывались в таблицу. В целях подведения итогов работы экспертов был проведён сравнительный анализ исследований каждой группы. 

свойство

оборудование

вывод

цвет

стакан с молоком

жидкость белого цвета

прозрачность

стакан с молоком, чайная ложка

непрозрачное

вкус, запах

стакан с молоком, коктейльные трубочки, салфетки

имеет специфический запах; приятный, сладковатый вкус

молоко – растворитель

стакан с молоком, соль, сахар, какао, чайные ложки, салфетки

добавляем соль и сахар - меняется вкус молока; 

добавляем какао – вкус и цвет молока 

Вывод: молоко является растворителем для данных веществ.

- Как мы применяем в жизни эти свойства молока?

(варим молочные напитки, каши, молочные супы, используя свойство молоко - растворитель)

Знакомство с молочными продуктами.

(выступают заранее подготовленные ученики)

Простокваша

 Простокваша

Простокваша "Домик в деревне"- победитель Контрольной закупки

Простокваша – это старинный русский кисломолочный напиток, который получают в результате сквашивания обезжиренного или топленого молока. Простокваша легко переваривается и хорошо усваивается.

Виды простоквашиСуществует много разновидностей простокваши: обыкновенная, мечниковская, украинская (ряженка), йогурт и др. Они различаются в зависимости от использованного молока и вида молочнокислых дрожжей.

Мечниковская простокваша отличается от обычной более выраженными антибактериальными свойствами и большим содержанием витаминов.

Ряженка (или «украинская простокваша») – это продукт, полученный на основе топленого молока и сливок. У ряженки приятный вкус и кремовый оттенок, она отличается повышенным содержанием жира (4%, 6%, 8%). В ряженке содержится большое количество минеральных веществ. Варенец готовится из топленого молока, где закваской служит сметана. Родина варенца – Сибирь. Средняя его жирность 2,5%. В России варенец обычно подавали к чаю.

Свойства

Систематическое употребление простокваши замедляет процесс старения

Приготовление

Обычную простоквашу очень легко приготовить в домашних условиях. Для ее изготовления потребуется:

– молоко цельное (желательно не менее 3 л, для более надежного терморежима),

– закваска (кисломолочные продукты с живыми бактериями, например, хлебный мякиш, ложка сметаны или кефира). Выбирая закваску, необходимо помнить, что от типа бактерий зависит вкус конечного продукта. Достаточно одной чайной ложки закваски,

– сахар (2 ст. ложки).

Молоко разогревается до температуры, близкой к кипению или минуту кипятится, затем охлаждается до 35–40 °С. После этого в молоко добавляют закваску и сахар и разливают в стеклянные бутылки или банки. Посуду с молоком ставят в теплое место или закутывают в одеяло. Через 4–8 часов свежеприготовленную простоквашу ставят в холодильник на 8–10 часов, чтобы она приобрела необходимую густоту, вкус и аромат.Хранить простоквашу следует в холодильнике не более 3–5 суток.

Употребление

Перед употреблением в простоквашу можно добавить вкусовые и ароматические добавки: ванилин, корицу, мед и др. Из простокваши выходят очень вкусные освежающие напитки, супы, пироги, оладьи.

Сметана

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=446127405-26-72&n=21

http://www.scosmetic.ru/upload/shop_3/2/0/2/item_202/shop_items_catalog_image202.jpg

Сметаной называют вкусный и полезный кисломолочный продукт, который получают особым путем из специальной закваски и сливок. Польза сметаны в том, что она содержит бесчисленное множество полезных веществ, причем употреблять ее можно с каким-либо продуктом, блюдом или в качестве сытной еды.

Еще наши предки с удовольствием употребляли в пищу продукт, чтобы запастись полезными веществами и микроминералами.  Богата сметана также кальцием, поэтому она употребляется детьми для укрепления ослабленной костной системы, достаточно употребить 1-2 столовые ложки белого яства в день.

     Сметану используют еще и от  ожогов (солнечных и бытовых). Если вы не очень обожглись и кожа не покрылась волдырями, можно смешать 4 ст.л. подсолнечного масла с 2 ст.л. сметаны с яичным желтком и, густо намазав пораженный участок этой массой, сверху наложить повязку из марли. Менять ее следует 4 раз в сутки. При солнечных ожогах можно смазывать обожженные участки кожи тонким слоем сметаны. Это размягчит кожу и снимет боль, а место ожога заживет уже на следующий день.

Сметану легко приготовить в домашних условиях. Для этого в сливки нужно внести специальную закваску или сметану хорошего качества и дать отстояться при комнатной температуре. Когда сливки скиснут, их надо поставить на холод и при температуре 5-8°С выдержать в течение 24-28 ч., после чего сметана готова.

В сливки при комнатной температуре вносят закваску: простоквашу (хорошего качества) или свежую сметану, лучше конечно домашнюю.

  • Столовую ложку сметаны на стакан сливок.
  • Сливки скиснут, их ставят на верхнюю полку холодильника на 1-2 дня и преду преждают: только не мешать.
  • Сметана созреет и станет густой, будет с трудом стекать с ложки.

Такая сметана украсит любое блюдо. Её можно соединить с майонезом, с кетчупом, с молоком, если нужно заправить суп (она не свернётся в супе) или соусе-подливке.

Можно приготовить сметану и без “созревания“. Для этого в охлажденные сливки надо добавить лимонную кислоту и раствор агара или желатина. Сливки загустеют, станут кислыми на вкус и после охлаждения будут по виду и вкусу похожи на сметану.

Йогурт

http://eko-jizn.ru/wp-content/uploads/2010/05/jogurt.jpg

Йогурт относится к числу очень древних молочных продуктов, полезных для здоровья. Ему уже более тысячи лет и о нем ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как ангел раскрыл Аврааму секрет приготовления этого чудесного кушанья.

Однако более правдоподобное объяснение появления йогурта гласит, как путешественники в пустыне вдруг обнаружили, что взятое ими в дорогу молоко свернулось, превратившись в сгусток. Так ферментированные молочные продукты постепенно стали неотъемлемой частью питания наших древних предков, а теперь они радуют и нас с вами.

      Йогурт способствует улучшению усвоения других питательных веществ. Полезные бактерии, содержащиеся в йогурте, помогают более  эффективному усвоению кальция и витаминов группы В. В частности, молочная кислота, которая есть в йогурте, улучшает усвоение кальция из молока, улучшая его поглощение стенками кишечника. Йогурт укрепляет иммунитет. Есть данные, что, если человек ежедневно съедает два стаканчика йогурта, его организм интенсивно прозводит повышающий иммунитет интерферон. Бактериальные культуры, содержащиеся в йогурте, стимулируют белые клетки крови, помогающие в борьбе с инфекциями.

Полезный совет. Антибиотики убивают не только вредные, но и полезные бактерии, которые живут в кишечнике. Живые бактериальные культуры йогурта помогают восстановить микрофлору кишечника, прежде чем патогены начнут размножаться и возобладают над полезными бактериями.

Рецепт йогурта в домашних условиях:

  • Возьмем один-два  литра цельного молока и йогуртовую закваску (это может быть специальная сухая закваска, продаваемая обычно в аптеках, или же обычный магазинный живой йогурт со сроком хранения не более 7 дней).
  • Молоко необходимо довести до кипения и кипятить не менее 15 минут.

А если хорошо упарить молочко (до половины, а то и  четверти первоначального объема) — йогурт получится  более густым, плотным и однородным. Но его получится меньше;)

  • Затем молоко остужаем. Оно должно приобрести температуру не более 43-45 градусов («любимая температура бактерий»). Определить можно, опустив палец в молоко: если вы можете держать палец, не обжиагаясь, долго — температура нормальная.
  • Немного остуженного молока отливаем в чашечку и добавляем закваску. Тщательно перемешав, выливаем к остальному молоку и снова перемешиваем.
  • Теперь накрываем сосуд с молоком крышкой, укутываем в полотенце и ставим в теплом месте, например у батареи, на 4-8 часов. Молоко должно стоять неподвижно, температура его должна быть постоянно теплой.
  • Готовый йогурт ОБЯЗАТЕЛЬНО убираем в холодильник, чтобы прекратился рост бактерий. В противном случае  ваш домашний йогурт перекиснет.
  • Хранится натуральный домашний йогурт в холодильнике не более недели, в идеале — 4-5 дней.
  • Не забывайте каждый раз оставлять закваску для приготовления следующей партии йогурта (около 100- 150 г).

Кроссворд «Молоко и молочные продукты»

Какие еще молочные продукты знаете? Проверим знания, отгадав кроссворд.

        http://school.xvatit.com/images/f/f1/Morozhennoe_ice_angl4.jpghttp://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=139277295-25-72&n=21

        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=110484103-00-72&n=21

                         

        http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=137404869-26-72&n=21

       

7

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=134013652-27-72&n=21

По горизонтали:

                  1.В руках у Вани зима в стакане.

                 4. Жирная, густая назвалась ... я.

                 5. На холоде твёрдое, как лёд, а в тепле плывёт, как мёд.

                 7. Я не сливки, не сырок, белый, вкусный...

По вертикали:        

  1. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.
  2. Бежевой наряжена не кефир, а ...
  3. Знаменит он на весь мир вкусный, кисленький ...
  4. Верхний слой молока, любимое лакомство кота.

               7.   Как репка жёлт со всех сторон, чем больше дыр, тем лучше он.



Итог.

- Какова была тема нашего занятия?

- Какую пользу приносит нам молоко?

Учитель. Теперь мы ежедневно будем выпивать стакан волшебного напитка, чтобы быть сильными, здоровыми, крепкими.

Выбегают скоморохи:

1-й. Вот урок наш завершился

И никто не уморился!

2-й. Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!





https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSr23VxpNlj7MOT7v_WnnXT6EHq8qbGhxdhvXQrVn8i9wRl5InV3Qhttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTu08BjxWvMZRZKebPNJJdhUKih03x8i23mLiHdoOwXo9mVW8pT



http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/108/d-107311/107311_html_5466667e.gif










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

Участие в конкурсе методик реализации программы "Разговор о правильном питании"

Родительское собрание: "Разговор о правильном питании"....

Приказ об участии в муниципальном очном этапе конкурсов в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"

Приказ об участии в муниципальном очном этапе конкурсов в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Приказ об участии в муниципальном очном этапе конкурсов в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"

Приказ об участии в муниципальном очном этапе конкурсов в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"...

Разработка на конкурс методических идей по программе "Разговор о правильном питании"

Содержит интересные идеи для работы по одной из тем Программы....

Паспорт методического конкурса «Реализация программы «Разговор о правильном питании» как направление воспитательной работы педагога».

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 кл.Внеурочная деятельность "Разговор о правильном питании"Конспект занятия изучения нового материала на ...