Главные вкладки

    Родительский урок «РАЗГОВОР НА ТРУДНУЮ ТЕМУ» (Беседа с родителями о здоровом образе жизни)
    консультация по зож на тему

    Дмитриева Елена Вячеславовна

    На каких основах должны склады­ваться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успеш­ным? Ответ на этот вопрос был найден у В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для мо­ральной нотации детям... и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость ма­терям и отцам».

    Ведущую роль в организации сотрудни­чества школы и семьи играет классный руководитель, задача которого состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskiy_urok_razgovor_na_trudnuyu_temu.docx25.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительский урок «РАЗГОВОР НА ТРУДНУЮ ТЕМУ»

    (Беседа с родителями о здоровом образе жизни)

    На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос был найден у В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральной нотации детям... и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».

    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель, задача которого состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

    Я как классный руководитель всегда стремлюсь установить тесный контакт с семьями школьников, вовлечь родителей в совместную деятельность. В содержание сотрудничества с ними были включены следующие направления:

    • психолого-педагогическое просвещение родителей;

    • вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

    • участие родителей в совместной с детьми деятельности;

    • оказание им психолого-педагогической помощи.

    Одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание — не менее «сложный жанр», чем уроки и внеклассные мероприятия. Результативность его во многом зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовительной работы.

    Выбираются темы наиболее актуальные для родителей.

    Для того чтобы собрание было эффективным, вызывало живой отклик у родителей, важно использовать разнообразные, но привлекательные для них формы общения: мастерские семейного опыта, «круглые столы», практикумы, вечера вопросов и ответов, организационно-деятельностные игры, собрания-диспуты.

    Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что еще рано беседовать с ними на эту трудную тему. Однако современные исследования свидетельствуют о том, к 7—9 годам мальчики и девочки неплохо информированы о воздействии на организм человека одурманивающих веществ. Дети знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименование алкогольных напитков. Младшие школьники неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих средств у них нет. Эта информативность детей носит противоречивый характер. С одной стороны, они знают, что употребление алкоголя, табачных изделий, а тем более наркотиков опасно для здоровья, с другой — они часто являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ. В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный диссонанс — одновременное присутствие противоречивых сведений о них. Именно это противоречие и является основной причиной для возникновения любопытства к курению и алкоголю.

    Далее следует познакомить родителей с факторами, способными провоцировать риск раннего приобщения к последним:

    • кризис 7 лет — рождение социального «я» ребенка;
    • реакция имитации или подражания;
    • поведенческая реакция — демонстрация своей взрослости, стремление к самостоятельности.

    Родители должны знать и о том, что есть определенные психологические особенности, повышающие риск знакомства младших школьников с одурманивающими веществами. Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Психологи определяют это как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Для таких детей характерны неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при несложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Для них характерно постоянное стремление быть в центре внимания. Зачастую таким детям не важно, хвалят их или осуждают, главное — привлечь внимание окружающих.

    Говоря о психологических особенностях, необходимо подчеркнуть, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю или курению. Реализуется ли эта предрасположенность, зависит от взрослых.

    Следующий фактор, на котором следует остановиться особо, — особенности семейного воспитания. Важное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.

    Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания, когда родители контролируют буквально каждый шаг младшего школьника, не давая ему ни малейшей возможности проявить самостоятельность.

    Что же делать родителям, если они узнали, что их ребенок курит?

    Психологи советуют не совершать необдуманных поступков, не паниковать. Самое главное — поговорить «по душам», попытаться понять, почему ребенок решил закурить. При этом важна доверительная атмосфера разговора. Психологи советуют во время этого соблюдать ряд правил.

    • Повернитесь к ребенку лицом. Глаза взрослого и ребенка должны быть на одном уровне.        
    • Соблюдайте при этом минимальную дистанцию — сядьте рядом с ребенком на диване, обнимите его.
    • В беседе важно держать паузу. После каждой своей реплики дайте ему собраться с мыслями, понять ваши переживания.

    Дети должны понять что родители расстроены, но верить, что

    зачестным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребенка не совершать неблаговидных поступков.

          Нелишне поговорить с родителями об опасности пассивного курения. Если в семье кто-то курит, от этого страдают все члены семьи. Следует объяснить ребенку, что если у взрослых есть плохая привычка, например курение, избавиться от нее очень непросто. Значит, то же может произойти и с начавшим курить ребенком.

          Продолжая разговор о профилактике вредных привычек, предлагается обсудить ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы, соприкоснуться бокалами и ... в этот момент звучит голос ребенка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!» Как быть

            После обмена мнениями с родителями приводятся статистические данные: около 78 % детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45 % сделали это с разрешения взрослых. Факты неоспоримы: положительное отношение к алкоголю формируется в семьях у многих школьников.

    Многие родители считают: если ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Существует и другая точка зрения: если ребенок постепенно осваивает традиции питья, это поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное употребление алкоголя.

    Родители должны осознавать, что ранний опыт употребления алкогольных напитков — неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья растущего человека и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.

    Так стоит ли приглашать ребенка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно, ведь семейный праздник — это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки в умеренном количестве предназначены для взрослых, а ему они помешают вырасти здоровым и сильным. У ребенка обязательно должен быть свой любимый напиток.

    Психологи советуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа могут попросить ребенка налить им «его» сока, напитка, и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока. Благодаря такому приему у ребенка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как о символе взрослости и не возникнет ощущение собственной « неполноценности ».

    Совместные праздники с участием детей не должны превращаться в пьяные посиделки — это совершенно недопустимое зрелище для ребенка. Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию. Вместе с родителями мы учим мальчиков и девочек бережно относиться к своему здоровью, строить гармоничные отношения с окружающим миром. А чтобы родители могли помочь ребенку не попасть в беду, на одном из собраний разработали обращение к ним:

    Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки!

    • Не забывайте: дети учатся тому, что видят у себя в дому: родители — пример всему.
    • Организовывайте семейные поездки, которые дети ждут с нетерпением.
    • Старайтесь завтракать и ужинать всей семьей. Не забывайте о воскресных обедах.
    • Больше доверяйте своим детям.
    • Не заставляйте ребят чувствовать, что их ошибки не исправимы.
    • Никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь и наркотики, я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
    • Чаще давайте детям возможность принимать самостоятельные решения.
    • Никогда не наказывайте их в присутствии других и чаще хвалите их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей по здоровому образу жизни

    Материал подскажет родителям как перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни....

    Родителям о здоровом образе жизни.

    В данной статье дается несколько советов родителям о воспитании здорового образа жизни ....

    Памятка для родителей по здоровому образу жизни (ЗОЖ)

    Если вы желаете, здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ...

    Памятки для родителей по здоровому образу жизни

    Памятка по здоровому образу жизни, правилах безопасности на дорогах и улицах,  « Жизнь без опасности!»  (профилактика возникновения пожаров), опросник по пожарной безопасности для взро...

    Родительское собрание на тему"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

    Собрание проводится в форме тренинга. Родители практически задействованы на протяжении всего собрания.Цель собрания: выделить  основные направления в формировании здорового образа жизни  на ...