Диагностирование наличия интереса к знаниям о здоровом образе жизни в дополнительном образовании
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Описание опыта работы по диагностике интереса обучающихся к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. А. ШЕВЧЕНКО

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НАЛИЧИЯ ИНТЕРЕСА К ЗНАНИЯМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди школьников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.

Особые возможности для формирования знаний об основах здорового образа жизни у детей предоставляют в учреждениях дополнительного образования, так как они занимают особое место в сфере свободного времени детей, их деятельность основана на личностных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих школьников. Именно поэтому данные учреждения при соответствующей подготовке педагогических кадров смогут превратить свою деятельность в творческий процесс, направленный на сохранение и развитие здоровья подростков, привитие им здорового образа жизни.

Для решения данной проблемы нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проходил среди воспитанников эколого-биологического отдела Дворца Творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района. Его целью было установить сформированность интереса и знаний о здоровом образе жизни и выяснить, соблюдают ли ребята правила здорового образа жизни.

Для этого мы провели анкетирование по диагностической методике «ЗУСИ». Диагностика направлена на выявление уровня воспитанников по 4 показателям:

1. знания - знания о здоровье и организме человека;

2. умения - умения, связанные с определением некоторых физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья;

3. интерес к знаниям - интерес к знаниям об организме человека и его здоровье;

4. самонаблюдение - интерес к самонаблюдению и оценка своего здоровья

Результаты анкетирования представлены на диаграмме 1.

Анализ результатов анкетирования привел к следующим выводам:

  1. первичная диагностика показала, что большая часть (91%) воспитанников имеет низкий уровень знаний о здоровье и организме человека. Воспитанники не могут дать полного и точного определения здоровью. Это понятие сводится лишь к отсутствию физической болезни. Воспитанники не знакомы со строением человека и понятиями, связанными с его жизнедеятельностью.
  2.  У воспитанников преобладает низкий уровень (96%) сформированности умений, связанных с определением физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья. Воспитанники не знают, как улучшить свое самочувствие, не умеют планировать свой день.
  3. Большая часть (67%) воспитанников имеет высокий уровень интереса к знаниям об организме человека и его здоровье. Они осознают, что имеющихся знаний не достаточно для здоровой жизни и понимают необходимость получения этих знаний.
  4. По результатам первичной диагностики 66% воспитанников проявляют высокий интерес к себе и своему здоровью. Возможно, они не всегда делают это правильно и поэтому оценивают состояние своего здоровья неадекватно, но интерес проявляют.

Таким образом, мы видим, что у воспитанников отсутствуют элементарные знания о необходимости соблюдения режимов питания и сна, об отдыхе и вредных привычках.  Под правильным питанием большинство понимает употребление «полезных» продуктов, однако, к полезным продуктам относят только овощи и фрукты. При этом ребята не могут дать объяснения, чем эти продукты полезны, и чем вредны все остальные. Так же у воспитанников отсутствуют знания о необходимости сна и отдыха, большинство понимают, что это необходимо, но для чего именно это нужно объяснить не могут. Отсутствуют знания о факторах здоровья и их процентном соотношении.

Все это указывает на необходимость повышения знаний воспитанников о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Школьные программы по биологии не могут вместить в себя все выше перечисленные аспекты. В результате чего возрастает значение дополнительного образование т.к. здесь есть более широкие возможности для формирования знаний о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Диаграмма 1. Сформированность интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье у воспитанников до начала эксперимента.

На основе анализа анкет нами  были определены: методы, формы и средства образовательного процесса, отобрано содержание программы. Занятия по программе «Не болей-ка» проводились в объединениях эколого-биологического отдела Дворца Творчества «У Вознесенского моста» с воспитанниками 7 – 11 лет.

Эксперимент проводился в течение двух лет. По результатам эксперимента можно сделать вывод о сформированности у учащихся знаний о строении человеческого организма, здоровье, умений, связанных со здоровым образом жизни, наличии интереса к своему организму (диаграмма 2). Знания проверялись путем анкетирования по окончанию всех занятий.

Анализ анкет показал, что:

  1. большинство воспитанников (88%) имеют высокий уровень знаний о здоровье и организме человека, а также о факторах влияющих на здоровье
  2. лишь 8% воспитанников показали низкий уровень умений. Остальные 92% проявили себя на высоком уровне. Они научились простейшим приемам оказания первой помощи и научились избегать ситуаций, ослабляющих их здоровье
  3. в конце года диагностика показала, что лишь 6% воспитанников имеют низкий интерес к знаниям и 94% воспитанников имеют высокий уровень.
  4. к концу года лишь 2% воспитанников не проявляли особого интереса к самонаблюдению. Остальные 98% с большим интересом наблюдали за собой и своим здоровьем. Воспитанники научились наблюдать не только за своим здоровьем, но и за здоровьем своих близких, друзей и домашних питомцев

Таким образом, за время обучения в объединении «Не болей-ка» воспитанники приобрели и усвоили большой объем знаний о здоровье и организме человека, а также факторах влияющих на здоровье. У воспитанников сформировались умения, связанные с определением физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья, а также оказания первой помощи. Не смотря на большой объем знаний, у воспитанников сохранился высокий уровень интереса к приобретению все новых и новых знаний. Воспитанники научились наблюдать за собой и своим здоровьем, а также здоровьем своих близких, друзей и даже домашних питомцев.

Диаграмма 2. Сформированность интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье у воспитанников после проведения эксперимента

Наше исследование показало, что знания о здоровом образе жизни являются основой для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья, но в школьном курсе биологии отводится не достаточно внимания на их формирование, в результате чего у учащихся эти знания отсутствуют. Система дополнительного образования, позволяет через неформальное общение с детьми, развитие их творческого потенциала решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни.

В ходе исследования нами была разработана программа «Не болей-ка». Для этого было отобрано соответствующее содержание, включающее основные понятия, связанные со строением человеческого организма и факторами здоровья. Выявлены эффективные формы, методы и средства для формирования знаний о здоровом образе жизни, предполагающие активное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом, активизацию и развитие творческого потенциала воспитанников. Данная методика экспериментально апробирована и ее эффективность доказана. Анализ анкет показал повышение у воспитанников интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абаев А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей дис. канд. пед. наук - Владикавказ, 2007
  2. Барканов С.В  Роль дополнительного образования в выборе здорового образа жизни: возможности творческих центров//Здоровье детей  - М: Первое сент,  2006.
  3. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура – СПб, 2004, №2. (электронная публикация) http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N2/p61-63.htm
  4. Малютина М.В. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования дис. канд. пед.  - Магнитогорск, 2005.
  5. Павлова М. Здоровьесберегающие тхнологии в образовании -http://zdorovayashkola.ru/zzt/zzt/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....

Дополнительное образование: формирование культуры здорового образа жизни.

Из опыта работы педагога дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни....

Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...

Развитие устойчивого интереса детей к здоровому образу жизни

Проблеме здоровья детей уделяется большое внимание и решать ее можно по различным направлениям: двигательная активность, профилактика заболевний, организация питания, формирование мотиваций к здоровом...

«Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, уче...

мероприятия направленные на формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни

данный материал разработан для учащихся 1 класса и напрвлен на первичное формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни у младших школьников...