Дополнительное образование: формирование культуры здорового образа жизни.
статья по зож (1 класс) на тему

Из опыта работы педагога дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование: формирование культуры здорового образа жизни.

В своей работе педагога дополнительного образования я использую здоровьесберегающие технологии.

Для  достижения эффективности применения здоровьесберегающих технологий, нужно учитывать стиль общения педагога с учащимися. В данном случае, единственным стилем общения, соответствующим принципам здоровьесбережения, является демократический.

Поэтому я в своей работе стараюсь общаться с учащимися с позиции дружеского взаимопонимания, вызывать у детей положительные эмоции, уверенность в себе, помочь им понять ценность сотрудничества в совместной деятельности.

  На практике я убедилась, именно демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности, возможность не бояться ошибиться при решении поставленной задачи.

  Именно демократический стиль близок по духу педагогике здоровьесбережения.

   Помимо выбора демократического стиля общения, я решила следовать  в своей работе принципам   здоровьесберегающих образовательных технологий (« Не навреди!», принципы сознательности, систематичности и последовательности, постепенности, индивидуализации и доступности, непрерывности, всестороннего и гармоничного развития личности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, активности и системности чередования нагрузки и отдыха, акмеологического подхода и аксиологического подхода, природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности).

   Занятия мы начинаем со  сбора на ковровом покрытии, где все садятся в круг и приветствуют друг друга. Затем проводится беседа, помогающая положительно настроиться на предстоящее занятие. Заканчивать  сбор мы предпочитаем высказыванием добрых  пожеланий собравшимся. Данная технология способствует созданию комфортного психологического  климата , помогает детям сплотиться и положительно влияет на их здоровье.

  Далее  на каждом занятии проводятся две физкультминутки для повышения  работоспособности детей, предупреждения преждевременного переутомления и снятия статического мышечного напряжения. Физкультминутки проводятся с учётом специфики занятия, при необходимости с музыкальным сопровождением, элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав физкультминутки могут входить следующие упражнения: по формированию осанки, по укреплению зрения, на укрепление мышц рук, для отдыха позвоночника, для ног, выполняемые на ковре, релаксационные для мимических мышц лица, на выработку правильного дыхания, а также потягивания и самомассаж.

  Поскольку четверть обучающихся имеет проблемы со зрением, на каждом занятии  мы проводим гимнастику для глаз.

  Физкультминутка проводится в чистом, проветренном помещении. Обязательное условие проведения физкультминуток- положительный эмоциональный фон.

   При необходимости физкультминутки заменяются «минутками покоя», помогающими детям расслабиться.

  Во все занятия я включаю эмоциональные разрядки: шутки, улыбку, небольшие стихотворения, афоризмы, музыкальные минутки, юмористические картинки.

   На каждом занятии я использую рефлексию (от латинского reflexio- обращение назад).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

  Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, но и на любом его этапе.

          Проведение рефлексии не только содержания  материала и деятельности, но и настроения и эмоционального состояния, позволяет установить эмоциональный контакт с   детьми, узнать, комфортно ли чувствует себя ребёнок и при необходимости принять адекватные меры.

Я познакомила детей с групповой формой работы, в которой они взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом, занимая активную позицию. Положительное влияние такой формы работы на здоровье  состоит в том, что она даёт каждому ребёнку возможность получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у  детей, имеющих трудности, развивается  тревожность; позволяют ребёнку утвердиться себе, попробовать свои силы; способствуют формированию мотивации.

    В дальнейшей работе стараюсь проводить как можно больше занятий в  нетрадиционной форме, таких как игра, дискуссия, викторина, путешествие, занятия в форме соревнований и игр, занятия-сказки, занятия-сюрпризы.

  Нетрадиционные занятия развивают способности ученика, формируют интерес, снимают напряжение и скованность, оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей. Они положительно влияют на уровень адаптации, мотивацию, снижают тревожность.

   Если позволяет специфика занятия, дети во время него  перемещаются по классу, объединяясь в различные группы, выполняя разнообразные задания, что способствует повышению двигательной активности  и интереса, снижая при этом утомляемость. Некоторые занятия проводятся на ковровом покрытии, что очень нравится детям. В работе я стараюсь использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению, превращая таким образом детей из «потребителей » в субъектов действия.

   На занятиях я стараюсь создавать ситуации успеха путём снятия страха, авансирования успешности результата, скрытого инструктирования, хвалю детей как за общий результат, так и за отдельные  выполненные этапы задания, повышая активность детей  и снижая тревожность.

  Каждое своё занятие я анализирую с позиций здоровьесбережения, учитывая:

1.обстановку и гигиенические условия в кабинете;

2.число видов  деятельности;

3.среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов  деятельности;

4.чередование видов преподавания;

5.наличие  методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения детей; это такие методы, как:

-метод свободного выбора ( свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества);

-активные методы ( обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, ученик как исследователь);

-методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, воображения, самооценки и взаимооценки);

6.место и длительность применения ТСО;

7.позы детей, чередования поз;

8.физкультминуток и других оздоровительных моментов на занятии;

9.наличие у детей мотивации к  деятельности и используемые педагогом методы для повышения данной мотивации;

10.наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

11.психологический климат на занятии;

12.наличие на занятии эмоциональных разрядок;

13.плотность занятия;

14.Момент наступления утомления детей и снижение их  активности;

15.темп и особенности окончания занятия.

    Одним из важнейших факторов  здоровьесбережения  можно считать применение компьютерных технологий. Это позволяет совместить игровую и учебную деятельность, обеспечивая смену её видов; повышает интенсивность  процесса и  усиливает мотивацию, развивает индивидуальные возможности ребёнка, осуществляет его познавательное развитие, позволяет изменять темп и формы изучения материала- всё это делает компьютер незаменимым помощником педагога я в снижении утомляемости детей.

Но, по исследованиям учёных, компьютер влияет на все биологические характеристики организма и, в первую очередь, на его физическое и психическое состояние. У учащихся младших классов компьютер прежде всего вызывает « компьютерную зависимость», а также оказывает негативное влияние на зрение и осанку. Поэтому я всегда строго дозирую использование информационных компьютерных технологий, учитывая при этом место и время работы с компьютером на занятии, чтобы излишняя компьютеризация не отразилась негативно она здоровье учащихся.

 

Отдельно хочется сказать о нашей работе над социальным проектом « Будьте здоровы!».

  Изучив на классном часе « Я и мой мир» темы из блока «Жизнь и здоровье человека», большинство детей захотело создать проект, связанный со здоровьесбережением.

  Мы создали социальный проект «Будьте здоровы», в рамках которого провели следующую работу:

- создавали презентации и показывали их другим детям;

-придумывали комплексы утренней зарядки и проводили их с другими детьми;

-провели конкурс девизов, посвящённый здоровому образу жизни, напечатали их и раздали их обучающимся гимназии;

-составили основные правила гигиены для гимназистов и напечатали их ;

-создали фильм о здоровом образе жизни и показали его другим детям;

-провели выставку рисунков о здоровом образе жизни.

 

  Работа над проектом «Будьте здоровы» так увлекла детей, что в следующем году мы решили её продолжить и создали проект «Играйте на здоровье!».

  В рамках этого проекта мы выяснили при помощи анкетирования, какими видами спорта занимаются наши ровесники, а какими только мечтают заниматься.

  В результате обработки полученных данных выяснилось, что спортом занимаются практически все дети из нашей гимназии, но иногда в силу освобождения от физкультуры или по медицинским показаниям вынуждены бывают отменить свои занятия.

  Мы решили предложить гимназистам такие спортивные игры, которые не требуют специальной спортивной подготовки, большой сосредоточенности, тяжёлых нагрузок.

  Опираясь на данные анкет, мы придумали комплекс спортивных игр, не требующих специальной спортивной подготовки,  и сначала провели их  между собой.

  Ко дню Защиты Детей, традиционно проводимому в нашей гимназии весной, мы подготовили свои эстафеты и предложили  включить их в программу соревнований. Дети были счастливы, когда  их задания с удовольствием выполняли другие обучающиеся нашей гимназии.

   Работа над данными проектами помогла сформировать у детей культуру здорового образа жизни, а также способствовала сохранению их  здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...