Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке
статья по теме

Молчанова Галина Ивановна

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_zdorovesberezhenie_molchanova.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор

формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения выдвигает новые требования  к учету  индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников. Стандарт ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Одной из главных задач современной  российской школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни.

В начальных классах МОУ «Журавлевская СОШ» показатели здоровья детей неутешительные:  только 34% школьников практически здоровы,  48% имеют функциональные отклонения и 18%  уже с различными хроническими заболеваниями.

Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Ребенок значительную часть времени проводит в школе, поэтому необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся. Все это порождает противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида.

Проработав в школе 19 лет и проанализировав причины школьных болезней, автор пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Важно включать ребёнка в творческий процесс обучения, что способствует не только развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит в той или иной степени, является насилием. А насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Для решения поставленной цели учитель использует на уроках активные методы и формы здоровьесберегающего обучения.

Само понятие “здоровьесберегающие технологии” появилось в педагогике сравнительно недавно. В настоящее время проблемами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в нашей стране занимаются ведущие  педагоги Н.К. Смирнов, А.М.Амосов, В.Ф.Базарный. Ведь в современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Неслучайно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования под руководством член-корреспондента РАО А.М.Кондакова и академика РАО Л.П.Кезина была разработана «Примерная основная образовательная программа начального общего образования», которая не только определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, но и направлена на формирование общей культуры обучающихся, а также на сохранение и укрепление здоровья детей. Стандарт выдвигает высокие требования к выпускнику начальной школы: здоровый ребенок - это, прежде всего, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

«Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка»[1].

Целью педагогической деятельности учителя начальных классов является обеспечение положительной динамики в состоянии здоровья учащихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Задача учителя заключается в исследовании и оценки состояния здоровья детей, в формирование установки на здоровый образ жизни.

Главными причинами снижения здоровья детей являются:

  1. малоподвижный образ жизни
  2. перегрузка учебного процесса многими дисциплинами
  3. несбалансированное питание
  4. отсутствие здорового образа жизни во многих семьях
  5. неблагополучная экологическая ситуация.

В современной школе основная форма обучения – классно-урочная, которая предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа. Каждый педагог должен строить урок на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

 Комфортное начало урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"

 в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Каждый урок следует начинать с минутки эмоционального настроя, которую  можно  проводить  в форме веселого четверостишья, диалога или беседы (1-2 минуты). Главное, заинтересовать, заинтриговать и увлечь ребенка. Например, таких:

1.  Поговорим? О чем?

О разном, и о прочем,

О том, что хорошо и хорошо не очень…

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим? Поговорим!

Вдруг станет интересно…

2. «Ладошки»: повернулись, улыбнулись, протянули друг другу ладошки, подарили частичку тепла. В классе сразу стало тепло, уютно, атмосфера хорошего настроения и сотрудничества.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих здоровьесберегающих технологий:

1. Игровая технология

 В начальных классах игра – мощнейшая сфера самовыражения и самоопределения человека. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни.

       Существует большое разнообразие игровых форм и приёмов, способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий

  1. игры на развитие психических процессов
  2. подвижные игры
  3. дидактические игры

Важно «не заиграться»: урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен быть интересным, т.е. современным. Это могут быть и уроки-экскурсии, уроки-практикумы, уроки-исследования.

2. Технология  дифференцированного обучения

Одной из актуальных проблем методики преподавания в начальных классах является дифференцированный подход в обучении. Основными принципами дифференцированного подхода считается учёт индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого учащегося.

Свои уроки учитель строит с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используются трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать «слабому» ученику и уделять внимание «сильному». «Сильные» учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, «слабые» – меньше ощущают своё отставание от лидеров.

Переступая порог школы, каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и д.п. Успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие чего могут развиваться детские неврозы. Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью общества, оставаясь при этом гуманным.

Технологию  дифференцированного обучения можно и нужно использовать на всех этапах уроках. Дифференцированный подход помогает учащимся преодолевать трудности для достижения поставленных целей; при его реализации учитываются индивидуальные особенности и механизмы развития психики школьников. Реализация принципов здоровьесбережения учащихся через урок осуществляется таким образом, чтобы на всех этапах учебного занятия отсутствовала стрессообразующая  среда.

3. Физкультурно-оздоровительные технология

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является чередование работы и отдыха. Отдых во время занятий в школе вовсе не означает состояние полного покоя. О пассивном отдыхе речь может идти лишь при очень большом утомлении. Характер отдыха должен быть противоположен характеру работы. Здесь уместно использовать физкультурно-оздоровительные технология:

  1. Физкультурные минутки
  2. Пальчиковая гимнастика
  1. Зрительная гимнастика
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Саморефлексия

Физкультминутки необходимо проводить на каждом уроке. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, спользуемых для активного отдыха. Обычно это 3-5 физических упражнений во время урока. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. В начальной школе - в стихах, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

            Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки.

Кроме того, необходимо контролировать психологический климат на уроке, включая в урок эмоциональную разрядку; строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток можно включить:

  1. упражнения по формированию осанки
  2. укреплению зрения
  3. укрепления мышц рук,
  4. отдых позвоночника
  5. упражнения для ног
  6. релаксационные упражнения для мимики лица
  7. массаж области груди, лица, рук, ног
  8. упражнения, направленные на выработку рационального дыхания

Пальчиковые игры

Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции. Развитие ручной моторики у учеников первого класса имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.

Игра «Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Игра «Оса»

Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

Рекомендуются различные упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Обязательно надо применять при интенсивной нагрузке  во время письма. Пальчиковые игры помогают:

  1. подготовить руку к письму
  1. развить внимание, терпение
  2. стимулировать фантазию
  3. активизировать работу мозга
  4. научиться управлять своим телом

Зрительная гимнастика

Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности  направлена на сохранение остроты зрения у детей.  Предполагается использование разнообразных приемов.

“ Стрельба глазами”

 Двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.

“ Письмо носом”

Закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

 В начале учебного года медицинский работник проверяет зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяется рабочее место каждого ребенка в классе, которое в течение года может меняться.

Еще одной особенностью организации учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее ¼. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо).

Один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, офтальмотренажёра: на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.  Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По команде дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению, обязательно стоя. При этом каждому упражнению придаю игровой характер.

Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр.

Дыхательная гимнастика

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому рекомендуется включать в урок упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Дыхательная гимнастика обязательна на уроках литературного чтения, русского языка, физической культуры.

Можно использовать такие упражнения. Например:

 “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

“Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

“Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

«Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].

Релаксация

Релаксация помогает учителю во время урока снять стресс у детей, способствует расслаблению мышц, снятию усталости. Проводится в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или середине урока. Затраты времени, отводимые на релаксацию, полностью окупаются  – повышается  работоспособность и активность детей.

Цветотерапия

Уже в древности люди знали, каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Музыкальная терапия

Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние". Вербально-музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения.

Для прослушивания могут быть использованы и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

                                  Саморефлексия

Способствует развитию у ученика процессов самонаблюдения, анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта или посредника, а строителем своего здоровья на всех этапах остаётся сам ученик. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Таким образом, применение  здоровьесберегающих технологий в начальных классах направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; опирается на принципы преемственности, вариативности; приводит к повышению мотивации  учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; росту учебных достижений; достигается через учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке.

Итоги тестирования показали, что школьники знают правила здорового образа жизни и следуют им в повседневной жизни. Из 10 анкетируемых учащихся в зоне риска находится 1 ученик, с которым учитель продолжит индивидуальную работу.

Начальная школа - это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражений не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека - гражданин новой России

Библиографический список

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
  2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
  3. Иванов, О.А. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса / О.А. Иванов, И.И. Колисник, М.Ю. Михайлина и др.  -  Волгоград: Учитель, 2010.      
  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вентана-

Граф, 2008. 112 с.  

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка обучающихся в школе. Практика административной работы. - № 1. – 2006.


[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с.158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».

laquo;Организационно-методические условия современного урока. Использование современных образовательных технологий»...

Применение игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни обучающихся

Применение игровых технологий в организации работы по формированию здорового образа жизни....

"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"

ull;В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национа...