Применение игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни обучающихся
статья по зож

Боженова Юлия Анатольевна

Применение игровых технологий в организации работы по формированию здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская конференция «Здоровьесберегающие технологии в практике работы социального педагога»

Автор: Боженова Юлия Анатольевна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

 Тема доклада: «Применение игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни обучающихся».

А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Для успешной социализации школьников необходимо так реализовывать социально-педагогическую деятельность, чтобы сохранять и развивать здоровье. При этом здоровье понимается как системная категория, включающая физический, психический, социальный и духовный компоненты в их взаимосвязи. Описываемая деятельность может быть успешной лишь при условии сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, в частности учащихся, их родителей и педагогов.

Следует отметить, что в понимании сущности здоровьесбережения в педагогической науке на сегодняшний день нет единства. Так, Д.В. Викторов отмечает, что в понятии «здоровьесбережение» учеными выделяются различные аспекты: - самоактуализация и самоосуществление (Н.М. Амосов); - физическое саморазвитие и самовоспитание (В.С. Быков, П.И. Костенок); - индивидуальность (В.И. Ильинич, С.Б. Лозанский); - здоровье и здравостроение (В.А. Вишневский); - автономия личности (Г.П. Назарова); - субъективные культурные потребности в освоении здорового стиля жизни (В.К. Бальсевич, Ю.М. Николаев. Даже поверхностный анализ представленных взглядов показывает, что не смотря на некоторые разночтения, большинство авторов рассматривают здоровье в широком смысле, как системную категорию и полагают, что сохранить здоровье, заботясь только о физическом благополучии не возможно. Вышесказанное позволяет сформулировать одну из основных задач социально-педагогической деятельности в школе как создание в учреждении здоровьесберегающей среды, представляющей собой гибкую, эмоционально- комфортную, развивающую систему с благоприятным режимом жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая среда основана на принципах сохранения и развития индивидуального здоровья и стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного, эстетического развития личности. Особенностями здоровьесберегающей среды образовательного учреждения называют: позитивную основу, направленность на процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала физического, социокультурного, духовнонравственного здоровья воспитанников;  инновационно-творческую основу формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому воспитаннику в отдельности и коллективу в целом. Результатом рассматриваемого направления социально-педагогической деятельности должно стать формирование у всех участников образовательного процесса культуры здоровья. Культура здоровья включает совокупность знаний философского, педагогического, психологического, медицинского направлений, обогащает физическую, психическую, духовную, социальную жизнь индивида, способствует формированию личностного отношения к здоровью и жизнедеятельности, осмыслению человеком парадигм бытия.

Одна из задач современного социального педагога это постараться сформировать ответственность за свое здоровье у воспитанников.  Найти контакт с обучающими, сформировать у нихсознательное, положительное отношения к здоровому образу жизни помогут  - игровые технологии.

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является  одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Важно отметить, что помимо  воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

Проект музыкальной, шуточной  игры–инсценировки, сочетающей в себе физические упражнения, танец и театр одновременно является простым и доступным средством, позволяющим формировать культуру здорового образа жизни ученика. Данная игра может проводиться как часть урока физической культуры или как физкульминутка на перемене.

Подготовка к данному мероприятию не займет много времени. Участникам не обязательно учить роли или стараться идеально повторить все движения друг за другом. Время действия игры составляет от пяти до семи минут. Мероприятие можно проводить на свежем воздухе (на стадионе или во внутреннем дворе школы). Все роли исполняют исключительно сами учащиеся. Социальный педагог и педагог-организатор объясняют, что надо делать, следят за происходящим процессом, направляют и поддерживают подростков.

Проект  школьного мероприятия «Быть здоровым – здорово!»

Длительность мероприятия: пять минут
Место проведения: школьный стадион

Целевая аудитория: учащиеся средней и старшей школы.

Музыкальное сопровождение: песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении группы «А- Студио».
Техническое оснащение: аудиосистема, колонки  с усилителем звука.
Цель мероприятия: формирование у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни.

                            Сценарий шуточной  игры–инсценировки

Заранее по радиотрансляции учащие школы информируются о том, что сейчас на стадионе школы будет происходить интересные события. Поучаствовать приглашаются ученики старшей и средней школы. Ученики младших классов могут наблюдать за происходящим из окон своего класса.

К назначенному месту и времени, на стадион школы   подходит молодой человек, одетый бутафорски: синее трико «80-х» годов, яркий  пуховик, шапка с помпоном, в ушах наушники, на носу  старые очки.

Через колонки транслируется припев под гитару песни В.Высоцкого «Гимнастика».  Музыка играет десять секунд, затем  внезапно замолкает. Звук заезженной пластики (как будто ди-джей решил сменить пластинку) начинает играть та же песня, только в современной обработке группы «А-Студио». Человек начинает под нее делать зарядку( комплекс несложных движений, напоминающих танец).

Через две минуты к нему подходят еще 3-е молодых людей, становятся недалеко и начинают копировать его движения. Через одну минуту еще четыре человека, становятся в линию за первыми и тоже начинают их копировать, потом подходят еще несколько учащихся и так далее. Человек, одетый в стиле 80-х годов, делает знак участникам и увлекает всех  за собой для  небольшой пробежки по кругу.

Музыка заканчивается. Человек из  80-х годов снимает шапочку, очки, пуховик. Становится видно, что это  совсем молодой подросток! На спине  у него надпись «Здоровым быть – это круто!». Она прикреплена поверх одежды. Он поворачивается и показывает ее зрителям и участникам. Ребята аплодируют друг другу, возвращаются в школу.

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...