статья "Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни"
статья по зож по теме

Чуркина Вера Николаевна

статья "Формирование у обучающихся  культуры здорового образа жизни" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vystuplenie.rar954.86 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная система формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

                                                                 Чуркина Вера Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

Волоконовского района

Белгородской области

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья. Ведь  здоровье  - это  умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие

Во все времена актуальна тема формирования здорового образа жизни, так как физически выносливые и морально устойчивые люди способны жить счастливо и трудиться на славу. Вот почему в нашей школе уже на протяжении долгого времени ведется работа по здоровьесбережению всех обучающихся и каждого в частности.  Хочу поделиться опытом работы с учащимися по ведению здорового образа жизни в своём классе.

Эту работу мы проводим как  на уроках, так и во внеурочное время. Ежеурочно проводим физкультминутки оздоровительного характера, игры с дыхательными упражнениями, разучиваем комплексы упражнений гигиенической гимнастики. Учащиеся знакомятся с тем, как вести себя дома,  на  природе, чтобы не причинить вреда своему здоровью. Во время проведения Дней здоровья, родительских собраний, обсуждаются проблемы соблюдения режима дня, вопросы положительного влияния труда на здоровье ребёнка, правильного питания, закаливания, ведения семьёй здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни – непрерывная система, которая начинается с уроков. На занятиях по русскому языку представляется большая возможность создать условия для воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни. В 1 и 2 –х классах ежемесячно провожу мини-диктанты о пользе молока, мёда, занятий физкультурой, о соблюдении режима дня. В 3-м пишем сочинения о сохранении природы, рассуждения на темы «Зачем человеку нужно заниматься спортом?», «Важно ли соблюдать режим дня?» «Что бы ты сказал человеку, который много играет в компьютерные игры?» В 4-м классе дети находят пословицы и поговорки, афоризмы о сохранении здоровья, объясняя смысл, нравственные уроки.   Использую тексты диктантов и изложений  о здоровье нравственном и физическом, о пользе спорта, о людях, которые своим примером прививают культуру ЗОЖ, например: «Первые шаги Светланы Хоркиной», «Из истории олимпиад», «Занимайтесь спортом».

На уроках математики тоже пропагандирую занятия спортом через решение задач, подобных такой: Иванов Сергей, который занимается физкультурой 60 метров пробегает за 6 секунд, а Петров Саша, который свободное время проводит за компьютерными играми, эту же дистанцию пробегает за 10 секунд. У кого выше скорость движения? Насколько и почему? Произведения по литературному чтению развивают у  учащихся нравственные качества, воспитывают духовно чистую личность. Проблемные вопросы  на уроках литературы как нельзя лучше способствуют развитию духовного здоровья. Во время изучения рассказа А.Куприна «Слон» ученики отвечают на вопрос  «Что может быть лучше лекарства?», сами формулируют вопросы по проблематике текста, пишут мини-сочинения. Также практикую уроки поэзии на природе, например, после изучения стихотворения К.Бальмонта «Аромат солнца».  Уроки по предмету «Мы и окружающий мир» - основа воспитания ЗОЖ. В разделе «Режим в жизни человека» говорим о том, каков распорядок дня учеников нашего класса, и каждый школьник составляет свой оптимальный режим, а одноклассники  обсуждают работу, дают оценку, корректируют. Изучая тело человека, ученики делают проекты об особенностях отдельных частей тела, их строении, функциях, способах защиты. Интересны проекты о пользе овощей и фруктов, о лекарственных травах. Провожу дискуссии «Зачем нужна гигиена?», «Компьютер: за и против?»

 Нельзя не отметить уроки физической культуры, где ребята играют в подвижные игры, соревнуются в эстафетах, выполняют ритмические упражнения. Здесь очень важно, чтобы каждый ученик наслаждался уроком и сохранял желание заниматься спортом, что реализую через поощрение и награждение каждого ребенка.

Здоровье сбережению учащихся способствуют смена видов деятельности на уроке, дозировка домашних заданий, которые соизмеряются с возможностями каждого ученика.

    Работа по формированию здорового и безопасного образа жизни продолжается и во внеклассной работе. Социальное здоровье отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Каждый раз, набирая первый класс, уделяю большое внимание межличностным отношениям в классе. С этой целью провожу социометрическую диагностику и по результатам  выстраиваю индивидуальный маршрут помощи  детям. Вовлекаю ребят в различные мероприятия, устраиваю посиделки, дни именинника, совместные развлечения с родителями. Как правило, все это способствует укреплению дружеских отношений в классе, дети учатся находить общий язык с родителями и педагогами. И все получают массу положительных эмоций.

Как классный руководитель провожу уроки здоровья, беседы, классные часы. Один из интересных классных часов был посвящен здоровому питанию, где дети активно соревновались, дискутировали, рисовали. Важно отметить, что все мероприятия проводятся с применением наглядности, созданы презентации: «Здоровое питание», «Закаливание младшего школьника», «Витамины». Ученики  активно участвуют в акции «Молоко и мед Белогорья – залог отличного здоровья».

Воспитательная работа строится на основе интеграции физического здоровья и  духовного. Организуются экскурсии по родному краю, где знакомимся не только с историей, но и с лекарственными травами, правилами оказания первой медицинской помощи. Например, ученики класса вместе  с родителями побывали на экскурсии в Свято – Троицком Холкинском мужском монастыре. Ребята посетили храм Донской иконы Божьей Матери. Поднялись по ступенькам к храму Святого равноапостольного князя Владимира.  Далее ребята спустились на глубину 13 метров в Свято-Троицкий пещерный храм. Увидели подземные переходы, кельи монахов, поставили свечи - прикоснулись к величайшей святыне, испили воды из святого источника.

 Стали традиционными праздники «Семья бабушками сильна», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Растём здоровыми». С помощью родителей провели игру в парковой зоне «Найди клад». Для этого родители заранее разместили «клад» в укромном месте, а на станциях разложили шифровки с подсказками. Дети разделились на две группы и бегали по парку в поисках клада. Вовлечение родителей в школьную работу считаю важным фактором формирования духовного и физического здоровья. Над проектами «Моё родословное древо» и «Советы нашей семьи» трудились целыми семьями.  Защита проходила интересно, красочно, наглядно.

Человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

К результатам опытно-экспериментальной работы следует отнести:

  • увеличение процента учащихся и их родителей, выделяющих здоровый образ жизни основой человеческих ценностей

  • увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции и кружки

           Дополнительным аспектом эффективности данной деятельности можно считать призовые места учащихся по ушу, лапте, пионерболу как в районных, так в областных соревнованиях. Так Паршин Станислав признан лучшим игроком по мини-футболу в районе, Лыгин Илья -  призёр областных первенств по ушу, Зайцева Анна – победитель межрайонного турнира по волейболу. Все девочки занимаются в хореографическом кружке.

  • снижение количества пропусков по болезни. Так по сравнению с 2010-2011, 2011-2012 учебными годами отмечается уменьшение простудных заболеваний у учащихся. Эпидемий гриппа в классе не наблюдалась.

         Таким образом, формирование системы здорового образа жизни  подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.

  И если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут развиты не только духовно, но и физически.

           Литература:

1. Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье» 3-е изд., доп., перераб.-М.:Физкультура и спорт, 1987.-67 с

2.  Щербинина В.М.  Программа  и Концепция    модульного муниципального эксперимента по теме «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного  учреждения в целостном образовательном процессе» (2010-2013 гг.). – 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни»

«Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, услови...

Культура здорового образа жизни младшего школьника.

Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Применение игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни обучающихся

Применение игровых технологий в организации работы по формированию здорового образа жизни....