Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на примере занятия в группе продленного дня «Размышляйка» .
план-конспект занятия по зож (2 класс)

Митяева Светлана Павловна

Занятие   "Размышляйка" ( 2 класс) с элементами здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий в начальной школе   на примере занятия по внеурочной деятельности  «Размышляйка» .

       В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни» . ФГОС  определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья младших школьников. 

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Профилактика здорового образа жизни среди обучающихся ведѐтся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На занятиях  используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Учет гигиенических требований на занятии : температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

  • Гимнастика для глаз , которая помогает снять физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренировать вестибулярный аппарат, развить зрительную координацию, укреплять глазные мышцы. Профилактика нарушения   зрения очень важна именно в начальной школе.

  • Использование различных каналов восприятия информации

 ( зрительного , слухового, тактильного).

  • Упражнения на формирование правильной осанки.
  • Дыхательная гимнастика – это укрепление дыхательной мускулатуры, уменьшение заболеваний дыхательной системы, повышение общей сопротивляемости организма, его тонуса.

  • Пальчиковая гимнастика, которая  помогает  подготовить руку к письму, развить внимание, терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом.
  • Минутки  релаксации под  музыку , использование приемов эмоциональной разрядки.
  • Применение ролевых, дидактических  игр на занятии.  
  • Включение в занятие  1-2 физкультминутки.
  • Включение школьников в групповую и парную работу.
  • Эмоциональная передача содержания учебного материала.
  • Смена видов  деятельности на занятии .
  • Выполнение  заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувственное восприятие

 Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомляемости. Можно проводить занятия в форме : занятие-аукцион, занятие-игра, соревнование, театрализованная игра, интегрированное занятие, виртуальная экскурсия, исследование,  творческая мастерская, занятие-конкурс, путешествие, занятие-викторина.

Приведем пример фрагмента занятия по внеурочной деятельности «Размышляйка».

Технологическая карта

Занятие по внеурочной деятельности «Размышляйка»  (2 класс) с элементами здоровьесберегающих технологий.

Учителя начальных классов : Митяева С.П., Бочкова С.Г.

Тема

Совершенствование мыслительных операций, тренировка слуховой памяти, зрительного и тактильного восприятия.

Цель

Задачи

Совершенствовать мыслительные операции.

Развивать умение подбирать схему к высказыванию, решать логически-поисковые задания, тренировать память и восприятие.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Повторить знания по теме «Здоровье»;
  • Вспомнить правила личной гигиены;

Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу занятия;
  • Извлекать информацию , используя различные каналы восприятия;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • обобщать информацию в виде памятки.

Личностные:

  • Развивать мотивацию учебной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками,
  • понимать значимость здорового образа жизни.

Ход занятия.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организационный момент

Организует проверку готовности учащихся.

Проверяют подготовку к занятию, рассаживаются по группам.

II. Актуализация знаний, мотивация к познавательной деятельности.

1.Эмоциональный настрой . Игра «Лови удачу».

2. Разминка.

Предлагает решить логически-поисковые задания, организует работу в группе. Осуществляет контроль.

Организует работу по выведению темы занятия .

Организует вводную беседу, ставит проблемный вопрос.

Участвуют в игре.

Читают задание, анализируют, выполняют задание в группах.

(Составляют слова: физкультура, питание, закаливание, гигиена, осанка, зрение ).

Анализируют ответы, выводят тему, составляют из букв слово «Здоровье».

Отвечают на проблемный вопрос о здоровье.

III. Организация познавательной деятельности.

Организует игру на развитие слухового восприятия и памяти. Игра «Я знаю полезные овощи и фрукты», «Я знаю различные виды спорта».

Организует игру на развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке муляжи фруктов, овощей, предметы личной гигиены, вредные продукты).

Участвуют в игре с мячом, соблюдая правило: повтори предыдущие слова и добавь свое слово.

Участвуют в игре, угадывают предметы, объясняют чем полезны или вредны эти предметы.

IV. Динамическая пауза

Организует динамическую паузу для эмоциональной разрядки. (Видеофрагмент «Цветотерапия»).

Предлагает проанализировать , почему смотрели именно такой фрагмент. Предлагает вспомнить, были ли в фильме полезные продукты.

Дополнительное задание.

Организует решение задач по теме «Здоровый образ жизни»

Просматривают видеофрагмент под музыку.

Анализируют увиденный фрагмент, делают выводы.

Решают задачи, называют хором ответ.

V. Рефлексия, подведение итогов

Организует работу с таблицей и с сюжетными картинками. Предлагает составить памятку «Если хочешь быть здоров».

Работают в группах, составляют памятку (приклеивают к словам закаливание, питание , осанка, гигиена  картинки-символы).

Делают выводы.

Все элементы здоровьсбережения, которые применяются на занятии по внеурочной деятельности, не только создают благоприятный климат, но и укрепляют физическое и психическое здоровье ученика.

Литература

  1. Выготский, Л.С., Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика. - 2011. – 306 с.
  2. Смирнов, Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ. – 2012. – 158 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), М: Просвещение, 2015. - 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки развивающих занятий в группе продленного дня с использованием различных современных технологий

Материалы для использования в ГПД (начальная школа) по образовательной системе "2100"...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» на примере реализации программы « Разговор о правильном питании».

.   Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена о...

ЭОР. Презентация по Правилам дорожного движения для занятий в группе продленного дня в начальной школе.

ЭОР будет полезен для занятий в группе продленного дня для учащихся начальной школы....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Путешествие по сказкам» (с применением игровых педагогических технологий) для учащихся 1 класса.

Методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов во внеурочное время. Разработка может быть полезна как  воспитателям ГПД, учителям начальных классов, так и педагогам дополнительног...