Обеспечение безопасности детей в период майских праздников и летних каникул
материал по зож (2 класс) на тему
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении детей и подростков без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей: ожоги; падения с высоты; утопления; отравления; поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах). На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является: ─ отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп; ─ неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Обеспечение безопасности детей в период майских праздников и летних каникул
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении детей и подростков без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей: ожоги; падения с высоты; утопления; отравления; поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах). На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является: ─ отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп; ─ неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику: ─ В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир. ─ В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка. ─ В возрасте от 10 до 14 лет и старше – вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10–12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников. ─ Бурная энергия и активность – факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10–13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях: создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора, систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев. Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает: 1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия; 2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ; 3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.); 4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи). Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает: 1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев; 2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.; 3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям; 4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия успешной профилактической работы с детьми: 1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения. 2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения. 3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно! 4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально. 5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений, именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка. 6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами. 7. Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить. 8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Ожоги. Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же наступить в результате длительного пребывания на солнце (эти ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом). Для предупреждения ожогов: ─ ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги. ─ запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых. Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо: ─ защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна; ─ защищать глаза темными очками, причем очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В; ─ Избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период: с 12 до 16 часов. ─ нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу необходимо; ─ находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара; ─ принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени; ─ избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить; ─ не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн вначале не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе; ─ загорать лучше не лежа, а в движении, принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние; ─ приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х воды литров в день; ─ протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ. ─ научить ребенка при ощущении недомогания сразу же обращаться за помощью.
Падения с высоты. Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, чердаках, сараях, деревьях и с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях. Для предупреждения падения с высоты необходимы: ─ запретить детям играть в опасных местах; ─ не оставляйть детей без присмотра на высоте; ─ объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями: необходимость соблюдения всех правил безопасности (не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п.) и использования всех страховочных приспособлений; ─ обеспечьте безопасность при открытых окнах и балконах: обеспечьте присмотр и объясните ребенку, что москитные сетки не защищают от падений!
Отравления. Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений. Для предупреждения отравления необходимо: ─ хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде; ─ давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; ─ не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. объясните ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током. Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо: ─ запретить детям играть в опасных местах; ─ объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопления. Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать. Для предупреждения утопления необходимо: не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема; ─ разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах; ─ если ребенок не умеет плавать, обеспечьте его защитными средствами; ─ напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговый травматизм. Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно- двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью. Для предупреждения роллингового травматизма необходимо: ─ выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав; ─ научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. проследите за правильной постановкой голеностопного сустава; ─ научите хотя бы одному способу торможения. Если не можете сами — пригласите опытного роллера; ─ обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком; ─ научить правильно падать: вперед на колени, а затем на руки; ─ запретить кататься вблизи проезжей части; ─ научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм. Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо: ─ соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения; ─ научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины; ─ использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности; ─ научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления. Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо: ─ не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей; ─ запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов; ─ учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах; соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях – средство спасения жизни и здоровья ребенка!
- «Детский телефон доверия» – самый популярный и широко известный вид экстренной психологической помощи детям»
В рамках Общенациональной информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Общероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает в Воронежской области с 1 сентября 2010 года.
Год от года растет количество обращений родителей по сложным проблемам воспитания и общения с детьми. Ежегодно психологи оказывают более 1 миллиона консультаций детям, подросткам, их родителям и педагогам. В апреле 2018 года был зафиксирован 7 500 000 звонок.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.
Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.
Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию адрес никто не потребует.
Счета за разговор, каким бы длительным он не получился, не последует: звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный.
Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.
В службе телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.
Их главная задача — снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь юного или взрослого собеседника от опрометчивых и опасных поступков.
Задача следующая:
- вместе с абонентом проанализировать ситуацию,
- выявить ее причины,
- подсказать алгоритмы выхода из сложившегося положения,
- мотивировать человека на то, чтобы он сам постарался решить проблему.
Основной контингент звонящих на телефон доверия – дети и подростки (около 60% всех звонков). Основные причины их обращений – проблемы взаимоотношений в подростковой среде – дружба и неприятие сверстниками, первая взаимная и безответная любовь, страх перед ЕГЭ, отсутствие взаимопонимания с родителями и другие трудности нашего непростого времени.
Интересна история возникновения Телефона доверия. Первый такой Телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникаю сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится все время нарастающая лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Из этой истории использования телефона для доступной помощи одних людей другим вскоре родилось всемирное движение людей, оказывающих эту помощь. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.
В Службе детского телефона доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.
- телефон доверия открыт для каждого человека. В том числе и для родителей. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Основная идея состоит в том, что любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
- человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми.
- помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший и консультант не должны сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения.
- обращаясь на телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.
В сентябре 2016 года запущен сайт "Детский телефон доверия"
На сайте кроме информации о Детском телефоне доверия, проводимых конкурсах и мероприятиях действует ЧАТ.
Дети, подростки и молодые люди до 18 лет, а также родители и другие лица, участвующие в воспитании ребенка, могут обратиться через этот чат к психологу только с уточняющими с вопросами о работе Детского телефона доверия и проблемах, по которыми консультируют психологи телефона доверия. Чтобы получить психологическую помощь, наберите номер 8-800-2000-122.
Это безопасно - бесплатно и анонимно.
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ
ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО, АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО!
8-800-2000-122
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925505-1495019310.jpg)
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей в период летних каникул
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей в летний период...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096733-1545674428.jpg)
Безопасность детей в период новогодних праздников
Во время новогодних праздников, помимо обычных правил пожарной безопасности следует соблюдать ещё несколько простых норм, которые позволят вам получить от выходных дней только положительные эмоции....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1125789-1552424263.jpg)
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей на каникулах
Дорожно-транспортные происшествия. Основные правила безопасного поведения на воде. Противопожарная безопасность....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-699805-1450011739.jpg)
Памятка родителям по обеспечению безопасности детей во время каникул
Памятка родителям по обеспечению безопасности детей во время каникул...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/14/picture-1258847-1594741358.jpg)
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей» (ПДД, пожарная безопасность, безопасное поведение при работе с интернетом).
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-1293535-1606469390.jpg)
"Безопасность детей на улице и дома в летний период"
Презентация на тему: "Безопасность детей на улице и дома в летний период"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-579991-1422992497.jpg)
Буклет о безопасности детей в период летних каникул
Данная памятка позволит родителям обратить еще раз внимание на безопасность детей в летний период....