"Так ли важен завтрак?"
творческая работа учащихся по зож (4 класс) на тему

Материал к научно-исследовательской конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Школа №10 города Благовещенска»

Исследовательская работа

по теме

«Так ли важен завтрак»

Выполнила : Пантюхина Марина, ученица 4Г класса 

Научный руководитель: О.Г. Мельникова

г. Благовещенск

2017г.

Содержание:

1. Актуальность.…………………………………………………………

2. Вступление:

а)  Здоровье российских школьников…………………… …………….

3. Основная часть:

а) что такое завтрак и каким он должен быть…………..……………..

б) исследование……………………………………………….………….

в) анкетирование………………………………………………………....

г) как устранить выявленные проблемы………………………………..

4. Выводы………………………………………………………………..

5. Приложения…………………………………………………………...

6. Использованные источники………………………………………….

     

    Каждое утро мама зовет меня завтракать. Каждый раз я ей говорю, что есть не хочу, а она в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему?  

        Устав от наших ежедневных споров, я решила провести исследование  «О пользе завтрака» и разобраться в этом вопросе.

  

        Цель, которую я перед собой поставила:

 – определение  значения  завтрака для учащихся начальных классов.

        Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

-  выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

-  провести анкетирование и узнать, завтракают ли дома ученики нашей школы

-  сравнить количество учащихся в начальной школе с количеством завтракающих детей в  школьной столовой;

-  убедить ребят в важности завтрака.

Гипотеза исследования:

  1. Допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали, чтобы соблюсти этикет питания.
  2. Что произойдет, если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется?

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.

I. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, я выяснила, что питание ребенка - школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  

Доктор Л. Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это  показала проведенная диспансеризация".


        В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет.
        Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

        Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней, которые вы видите на слайде:  
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно - мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

         Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.

II. Основная часть.

1. Что же такое завтрак, и каким он должен быть? 

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, являясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания работоспособности мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень важен в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

 

2. Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза незаменимы  будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и  другие  ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию на весь день.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Сам завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

 Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, каким должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. Думаю, в большом ассортименте они используются   на завтрак во многих семьях. ( Приложение 1)               

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

На слайде вы видите – Типовой режим питания школьников при обучении в первую смену:

  1. 7.00 - 7.20 Завтрак дома
  2. 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
  3. 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
  4. 19.00 - 19.30 Ужин дома

3. Исследование данного вопроса.

Я привела требования к организации питания детей и подростков школьного возраста.  А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  

Из интервью Рыковой Надежды Евгеньевны – повара школьной столовой

1. Сколько в среднем учеников ежедневно завтракают в нашей столовой?

- Ежедневно мы готовим на 270 порций на учеников начальной школы

2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в школе?

- В  нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей.

        Меню составлено на 10-дневный период с учетом сезонности. Оно составлено с учетом энергетической ценности, суточной потребности организма школьника в витаминах, минеральных веществах.

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

- Хочется еще отметить, что не все родители понимают, насколько отрицательно влияет несбалансированное питание на здоровье школьника. А мы, со своей стороны, стараемся донести до них, что замена горячих блюд домашними бутербродами ведет к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.

        Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие.

Также я  провела анкетирование учащихся. Были опрошены … человек.

  1. Всегда завтракают  дома и в школе –
  2. Не успевают завтракать –
  3. Отказываются от завтрака –

Узнаем, а всё ли едят наши ребята?

  1. В школе едят всё –
  2. В школе едят то, что нравится –
  3. Дома едят всё –
  4. Дома едят то, что нравится –

Ученики считают:

  1. Завтрак необходим  –  
  2. Завтрак необязателен  –

   

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  1. Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители о нас заботятся и стараются  не только накормить повкуснее, но и потакают нашим прихотям.
  2.  Некоторые ребята не всегда  завтракают дома по разным причинам  (спешат в школу; отсутствует аппетит, не сформирован режим питания).
  3. Хотя в школе меню разнообразное, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а довольствуются лишь предложенной выпечкой.
  4. Из беседы с классным руководителем я узнала, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеваниям  желудочно-кишечного тракта.

        Я побеседовала со школьным медработником .

 Вот как она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов и сколько выпускников имеют заболевания  желудочно-кишечного тракта?

- Если в начальных классах из 609 учащихся  2 ученика, то к концу обучения в школе – 18 учащихся. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.

2. Контролируете ли Вы качество продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

- Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО.

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

- Соблюдать режим питания не только в начальных классах, но и на всех ступенях обучения. .                                                                                                                                                                     4 ) Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить самое пристальное  внимание родителей и учащихся   на рацион  питания.

* Рекомендовать родителям и детям два завтрака, дома и в школе. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом « О пользе завтрака школьника. Рекомендации врача для детей».

* Проводить  дегустации с целью привлечения обучающихся к процессу питания в школе.

* Проводить акции «Неделя открытых дверей», когда  учащиеся    будут питаться в школьных столовых совершенно бесплатно с  целью обеспечения  здоровым питанием и формирования  у детей здорового образа жизни. 

 * Медицинскому  работнику школы проводить в классах беседы о важности завтрака.

 * Провести для учащихся начальных классов беседу «Завтрак как фактор здорового образа жизни».

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась.  Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнесла «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

        Вторую  гипотезу я отнесла к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

        Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

III. Выводы.

        В результате своего исследования я пришла к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

         Всегда необходимо начинать день с завтрака и вести здоровый образ жизни! Приучите  себя регулярно завтракать перед выходом на работу или учебу, и вы увидите, как ваш организм отблагодарит вас!

 Я затронула  пока только одну проблему. А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему Важен ли завтрак

Исследовательская работа на тему:«Важен ли завтрак?»...

Проектная работа "Так ли важен завтрак"

Презентация по проектной деятельности ученицы МАОУ гимназии № 29 г.Томска...

Сценарий концертной программы «Твой голос важен для Петербурга»

проводимой в рамках мероприятий в день выборов 14 сентября 2014 года...

Проект " Так ли важен завтрак?"

Научно - исследовательская работа, расскрывает значимость и полезность завтрака школьника....

Буклет "Так ли важен завтрак для школьника?" (к проекту "Зачем нужен завтрак школьнику?")

В буклете рассмотрены основные асп.екты здорового питания школьников...

Внеклассное мероприятие по физической культуре в 4 – 5 класса. «Юмор в спорте важен – не спорьте!»

ЦЕЛИ:1.     Популяризация физической культуры у ребят. 2.    Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом  3....

Проектно - исследовательская работа А. Сериков "Важен каждый колосок"

Краевая научно-практическая конференцияМалой сельскохозяйственной академии Номинация «Юные исследователи» Важен каждый колосок...