"Азбука безопасности"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Андреева Любовь Николаевна

Рабочая программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_bezopasnosti.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                           Пояснительная записка

              Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

 Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в законе «Об образовании в РФ», ФГОС,  Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность  

  Программа адаптирована учителем Андреевой Л.Н.

Программа кружка «Азбука безопасности» поможет:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Программа  нацелена на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Освоение правил  безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Освоение знаний о возможных причинах возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 1 год.

        В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка    «Азбука безопасности».

Предполагаемые виды деятельности в рамках курса:

- игровая,

- досугово-развлекательная,

-  художественное творчество,

- социальное творчество, трудовая,

- общественно-полезная,

-  спортивно-оздоровительная и др.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • упражнения;
  • беседы;
  • игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п);
  • общественно полезные практики;
  • экскурсии;
  • викторины.

 

    Программа рассчитана для детей 1-4классов. Срок реализации - 1 год. Общая продолжительность обучения составляет  в 1-2 классах – 34 часа, в 3-4 классах – 36 часов в год

               Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами обучения  являются:

 • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

 • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

 • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 Метапредметными результатами обучения  являются:

 • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

 • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Предметными результатами обучения  являются:

 1. В познавательной сфере:

 • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

 • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

 • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

 3. В коммуникативной сфере:

 • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Требования к  уровню подготовки

В результате освоения программы    обучающие  будут

иметь представления:  

  • о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;
  • об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;
  • о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;
  • о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;
  • о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
  • о правилах  безопасного поведения на улице;
  • о местах на улице, где позволительно играть;
  • о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;
  • о ценности   здоровой  пищи;  
  • о роли лекарств и  витаминов;
  • о пользе  овощей  и фруктов;
  • о  значении  крови для живых существ;
  • о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;
  • о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.
  • о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

  • домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
  • телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;
  • правила пользования телефоном;
  • правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
  • строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;
  • правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
  • дорожные знаки  для водителей и пешеходов;
  • разные  виды транспорта;  
  • разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.
  • какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
  • какие опасности встречаются в природе.

уметь:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
  • ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
  • бережно относиться к своему здоровью.

   Учебно-тематический план 1-2 класс

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

5

2

Улица полна неожиданностей

19

3

Безопасность на воде

4

4

Безопасность в помещении

5

5

Обобщение

1

34ч

Учебно-тематический план  3-4 класс

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

2

Улица полна неожиданностей

20

3

Безопасность на воде

4

4

Безопасность в помещении

5

5

Обобщение

1

36ч

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч.)

 Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Улица полна неожиданностей (20 ч.)

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.

 Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

 Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.

Безопасность на воде (4ч.)

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении (5ч.)

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика.

Как вести себя, когда ты дома один.

Электричество и газ как источники возможной опасности.

 Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

 «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Обобщение (1ч.)

Викторина «Подумай и ответь»

Формы контроля

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  •  индивидуальный опрос;
  • практикум;
  • тестирование.

Список литературы

1.  Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение

2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2016. – 32с.: ил.

3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 157 с.: ил.

4. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009

 

 

Электронно-образовательные ресурсы

Интернет –сайты:

- Единая коллекцияЦОР;

- Каталог образовательных ресурсов для школы;

-ПЕДСОВЕТ.ORG.

-Сеть творческих учителей

                              Календарно-тематический план

1-2 классы

п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Дата  

Примечание

План

Факт

1

2

Что такое безопасность.

Правила безопасного поведения.

1

1

4.09

11.09

3

4

Город, посёлок , где мы живём.

Предвидеть опасные ситуации на улице

1

18.09

5

Что такое чрезвычайная ситуация.

1

25.09

6

Безопасность на улице.

1

2.10

7

Как правильно переходить дорогу.

1

9.10

8

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

1

16.10

  9

10

Сигналы регулирования дорожного движения

Правила дорожного движения.

1

1

23.10

-11

12

Виды перекрёстков

Игра«Перекрёсток»..

1

      1

30.10

6.11

13

Знакомство с дорожными знаками.

2

13.11;20.11

14

Угадай, какой знак.

1

27.11

15

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

4.12

11.12

16

Будь внимательным и осторожным.

1

18.12

17

Движение группами.

1

25.12

18

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

8.01

19

Где можно и где нельзя играть.

1

15.01

20

Практическое занятие «Улицы посёлка».

2

22.01

29.01

21

Знакомство с транспортом посёлка.

1

5.02

22

Правила поведения в транспорте.

1

12.02

23

Встреча с работником ГИБДД.

1

19.02

24

Игра «красный, жёлтый, зелёный»  

1

26.02

25

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и  зимний периоды.

1

5.03

12.03

26

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний  период.

1

19.03

27

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период.

2

26.03

2.04

28

Основные спасательные средства.

1

9.04

29

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

1

16.04

30

Основные правила пожарной безопасности.

1

23.04

31

Детские шалости с огнём.

1

30.04

32

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

1

7.05

33

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

1

14.05

34

Викторина «Подумай и ответь».

1

21.05

                               Календарно-тематический план

3-4 классы

п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Дата  

Примечание

План

Факт

1

2

Что такое безопасность.

 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1

1

5.09

12.09

3

4

 Опасность на улице и дороге

  Окружающие нас опасности

1

      1

19.09

5

 Что может быть опасным в лесу?

1

26.09

6

Безопасность на улице.

1

3.10

7

 Что помогает нам в чрезвычайной ситуации?

1

10.10

8

 Чрезвычайная ситуация на дороге

1

17.10

  9

10

 Дорожные знаки

Части дороги. Участники движения

1

1

24.10

-11

12

 Дорожные знаки.

Практическая работа: «Угадай, какой знак»

Поведение на дороге, остановке, в автобусе

 

1

      1

31.10

7.11

13

 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1

14.11;21.11

14

Угадай, какой знак.

1

28.11

15

 Клуб внимательных пешеходов.  В гостях у Светофора

1

5.12

12.12

16

 Пешеходный переход (подземный, надземный)

1

19.12

17

Движение группами.

1

24.12

18

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

9.01

19

Где можно и где нельзя играть.

1

16.01

20

Практическое занятие «Улицы посёлка».

1

23.01

30.01

21

Знакомство с транспортом посёлка.

1

6.02

22

Правила поведения в транспорте.

1

13.02

23

Встреча с работником ГИБДД.

1

20.02

24

Игра «красный, жёлтый, зелёный»  

1

27.02

25

 Виды водоёмов. Чем они опасны?

1

6.03

13.03

26

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах зимой ,весной  и осенью

1

20.03

27

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период.

1

27.03

3.04

28

Практическая работа Основные спасательные средства.

1

10.04

29

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

1

17.04

30

 Меры предосторожности с огнём

1

24.04

31

 ВидеоурокДетские шалости с огнём.

1

8.05

32

Основные правила пользования электрическими приборами

8.05

33

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

1

15.05

34

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

1

22.05

35

Режим дня школьника

практическая работа «Комплекс зарядки»

29.05

36

Викторина «Подумай и ответь».

1

29.05

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию по ПДД "Азбука безопасности"

Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения для 1-2 класса "Азбука безопасности"....

Праздник "Азбука безопасности"

Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...

Презентация "Азбука безопасности"

Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения...

Проект "Азбука безопасности на дороге"

Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4  классы школ 8 вида для эксперимен...

Праздник "Азбука безопасности"

В игровой доступной для младших школьников форме рассказывается об опасностях, подстерегающих детей дома и на улице....

"Азбука безопасности"

Разработка внеклассного мероприятие для начальной школы по правилам дорожного движения....

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....