Формирование экологического сознания обучающихся с ОВЗ
статья по зож (4 класс) на тему

Это одна из крупных форм воспитательной работы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды, формировать духовные запросы личности каждого ученика, способствовать усвоению норм социального общения, развивать и корригировать познавательные процессы учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь, словарный запас и кругозор школьников, вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мостепанюк Я.Ю. учитель ГБОУ №4 .

Формирование экологического сознания обучающихся  с ОВЗ.

Экологические представления формируются прежде всего на уроках биологии, на тематических занятиях, праздниках, беседах, в процессе творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных  примерах  необходимость  жить  в  гармонии  с  природой.  Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Большое  значение  для  воспитания  экологической  культуры  имеют  такие мероприятия,    как  субботники  по  уборке  прилегающей  территории;  встречи  с интересными  людьми;  тематические  экскурсии;  ролевые  игры;  разнообразные конкурсы;  экскурсии  в  природу,  работы  на  пришкольном  участке,  озеленение, облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями; различные тематические праздники. Такой вид работы призван сформировать у детей с ОВЗ потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Во  время  уроков-экскурсий,  беседуя  с  детьми  в  неформальной  обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:  Не ломай ветви деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу, в поле цветы. Не сбивай грибы, даже ядовитые.  Не лови насекомых. Не разоряй гнезда птиц. Этих  правил  много,  но,  учитывая  имеющиеся  недостатки  мыслительной деятельности  воспитанников,  актуально  убрать  из  формулировок  частицу  «не». Педагогам  рекомендуется  так  составлять  предложения,  чтобы  присутствовала положительная мотивация: Береги ветки деревьев и кустарников. Охраняй кору деревьев от повреждений. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут. Береги гнезда птиц от разорения. Во время проведения экскурсии учителю необходимо вызвать эмоциональный отклик  в душе ученика. Дети должны высказывать свое отношение к увиденному –сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.  Такие  беседы  призваны    сформировать  у  детей    понимание  своего  места  в природе,  влияния  на  нее,  как  положительного,  так  и  отрицательного,  способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер. Одной из наиболее крупных форм работы является проведение тематических уроков экологической направленности:  экологический  урок  «Вода России»,    урок-беседа  «Экологическая  тревога»,  урок-игра  «День  птиц»,  «День  Земли»,  урок-викторина «В мире животных», «В мире растений». Цели и задачи проведения тематических уроков:•воспитывать  любовь  к  природе,  бережное  к  ней  отношение,  чувство ответственности за состояние окружающей среды; корригировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника; способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников; вырабатывать ответственное отношение к порученному делу; развивать и корригировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников; вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах).Экологическая культура –сравнительно новая проблема, которая  остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места человечеству грозит деградация и вымирание. В связи с этим остро  встал  вопрос    об  экологическом  воспитании  подрастающего  поколения. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве:  обучения,  воспитания  и    развития.  Критерием  сформированности ответственного  отношения  к  окружающей  среде  является  нравственная  забота  о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна  проводиться  с  использованием  всевозможных  доступных  форм,  методов, приемов обучения, воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Начинать воспитание  целесообразно  как  можно  раньше,  используя  естественную любознательность детей и интерес к новому, неизвестному,  учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своей работе по экологическому воспитанию я применяю следующие  формы педагогической работы:

1) Экскурсия в лес в разные сезоны.

2) Целевые прогулки по территории школы и за её пределы (по правилам поведения на улице, по ПДД, прогулки с целью наблюдения за природой).

3) Беседы с использованием природоведческой литературы, экологических сказок, музыкальных произведений.

4) Труд в школе и на территории школы (субботники по уборке территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы, участие по озеленению пришкольного участка).

 5) Выполнение коллективных и индивидуальных работ из природного материала, ИЗО.

6) Праздники и развлечения экологической направленности (праздник «Осенний хоровод», операции «Школьный двор», «Помоги пернатому другу», выставка «Осенний букет», предметные недели по экологии).

Это одна из крупных форм воспитательной работы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды, формировать духовные запросы личности каждого ученика, способствовать усвоению норм социального общения, развивать и корригировать познавательные процессы учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь, словарный запас и кругозор школьников, вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах).

Мне, как классному руководителю, важно знать и видеть результаты своей работы. Поэтому при проведении тематических мероприятий, после экскурсий, походов я, по возможности, стараюсь провести мини-диагностику (устно или письменно). Такие опросы позволяют выявить уровень сформированности элементарных экологических знаний и представлений учащихся с нарушениями интеллекта о растениях, животных, водоемах своей местности, правилах поведения в природе; умений устанавливать причинно-следственные зависимости; самостоятельно накопленного экологического опыта, умения оценить свои и чужие поступки по отношению к природе. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Результат работы складывается из комплексного труда педагогов, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Технология формирования экологического сознания "Знай и люби природу" как средство реализации требований ФГОС

В статье представлен материал о необходимости разработки технологии формирования экологического сознания "Знай и люби природу" с использованием ИКТ....

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

Формирование экологического сознания

Слово "экология" - уже не биологический термин....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....