Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ и ТМНР.
статья по зож на тему

Бессмертная Вера Анатольевна

Меняется время и с ним наш мир. Поколения сменяют друг друга. Неизменно одно-рождаются дети. Они – наше продолжение. Завтра будет принадлежать им – нашим наследникам. И для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей    ценности, чем здоровье. 1.7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, сегодня мой разговор о тех, кому нелегко в этом мире. Ведь, они не такие, как все. Это дети, с самого рождения, прилагающие огромные усилия, для того, чтобы просто дышать, ходить, видеть, слышать, понимать. С огромным усилием воли они приобретают умения и навыки, которые будут нужны им в их нелёгкой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование. Это стратегическое направление в обеспечении необходимых условий, дающих инвалидам равные возможности участия в полноценной социальной жизни наравне со всеми остальными группами населения. Новый несокращенный универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается или входит в состав как часть единого целого».

Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.

Инклюзивное образование - не форма, а новое образование, со своей философией, образование возможностей и свободного выбора. В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.

Главное различие процессов инклюзии и интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной

и социальной направленности обучения. Поэтому

интеграцию можно считать образовательной технологией, а инклюзию - социокультурной технологией.

Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. Включающее образование направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения, для успешной социализации.

Зарубежный опыт показывает, что инклюзивное образование - это образование, которое дает возможность всем учащимся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Дети с ограниченными возможностями имеют различные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Разнообразные клинические формы недоразвития и нарушения в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от педагога разработки специальных методов и приёмов здоровьесберегающего обучения.

Главная проблема таких детей заключается в нарушении связи с миром: напр.- ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками, ограниченное общение с природой и с культурными ценностями.

В нашей школе обучаются дети с комплексным нарушением в развитии. Я работаю с такими детьми. А, можно ли таких детей научить чему- либо? Конечно, можно и нужно. И делать это следует оптимально для каждого ребёнка.

Для детей с ОВЗ в нашей школе создана доступная среда, например: возможность использования усиливающей звуковой аппаратуры, использование всех видов наглядности, в том числе и ИКТ, наличие дополнительного оборудования для спуска и подъёма лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Сдоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие технологии».

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить сохранение здоровья за период обучения в школе. Все применяемые методы и приёмы, используемые средства должны быть обоснованными и проверенными на практике. Поэтому, педагогами разрабатываются адаптированные образовательные программы. Одной из главных целей работы в классе для детей с ТМНР, является внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях во внеурочное время. Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов воспитательской деятельности и переключения этой деятельности на занятиях, во избежание однообразия, чтобы не наступило переутомления. Это вызывает положительные эмоции, улучшает общую работоспособность. Применительно к ребёнку- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику коррекционной школы и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетенции, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Следуя концепции сдор-сбер-го образования, воспитатель включает в план следующие виды деятельности: физическую активность, специальное построение воспитательского занятия, гимнастику для пальцев, для глаз, физкультминутки: двигательно-речевые, подражательные. Использование на занятиях дактильной, письменной, устной, устно-дактильной форм речи. А, так же, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил: т.е. правильная посадка ребёнка на занятии, удобное расположение наглядных пособий и другого информативного материала, соблюдение определённого количества времени, отведённого на то или иное занятие, обязательное проветривание и освещение помещения, где оно проводится. Достоинство зд–щих технологий в том, чтобы развить в каждом воспитаннике неповторимые, их личные единичные качества с учётом особенности развития окружающей и социальной среды.

Целью моей работы является:

-Создание условия для проявления индивидуальности ребёнка;

-Формирование коммуникативных навыков;

-Создание условий для развития инициативы и самостоятельности;

-Развитие эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде и людям.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Исходя из этого, предпринимаются все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация уроков и занятий. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или занятия с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • фонетические упражнения,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать воспитатель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к ребёнку, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации заданий. Свои занятия я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей.

Применение методик здоровье сберегающего обучения позволяет без особых материальных затрат повысить уровень здоровья детей с ТНМР. И только при соблюдении принципа систематичности и регулярности можно приучить воспитанников к здоровой жизни, что немаловажно в современном мире.

         

список литературы

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО , 2002. — 121 стр.

               Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2007.

Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с. Н.К.Смирнов.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС НОО

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном информационном мире мы доби...

Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...

Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР

Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ  (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...