Формирование здорового образа жизни младших школьников
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Гончарова Елена Петровна

Методы и приемы формирования здорового образа жизни младших школьников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни младших школьников.

Алфеева Татьяна Анатольевна

Гончарова Елена Петровна

МАОУ «СОШ № 40», г. Старый Оскол

        В  соответствии  с  законом  РФ « Об  образовании»  здоровье  школьников  отнесено  к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  области  образования.

        Уже  в  1905  году  Песталоцци  оповестил  мировую  педагогическую  общественность,  что  при  традиционно  сложившихся  формах  обучения  происходит  непонятное  «ухудшение»  развития  детей,  «убийство   их   здоровья».

        Развитие  школы  идет  по  пути  интенсификации,  увеличения  физических  и  психологических  нагрузок  на  ребенка.  И  сегодня  уже  необходимо  говорить   о  начале  глобальной  катастрофы  всей  современной  цивилизации.  По  данным  НИИ  педиатрии:

        -   14%  детей  практически   здоровы;

        -    50%   детей  имеют  отклонения  в  развитии  опорно-двигательного  аппарата;

        -  35-40 %  детей  страдают  хроническими  заболеваниями.

        Формирование   здорового  психолого-педагогического  пространства  в  образовательном  учреждении  сейчас  горячо  обсуждается  на  самых  разных  уровнях  образования  и  здравоохранения.

         Достаточно  очевидно,  что  состояние   здоровья  школьника  напрямую  зависит  от  процесса  обучения.  Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды   школы  входит  все  то,  с  чем  учащийся   соприкасается  в  течение  дня. Специалисты  считают, что  20-40%  негативных  влияний, ухудшающих  здоровье  детей, связаны  со  школой, с  некомфортными  условиями  организации  учебно-воспитательного  процесса (УВП).

     Понятие  комфортных  условий  УВП, прежде  всего, означает  создание  в  школе  педагогических  условий, максимально  эффективно  обеспечивающих  не  только  умственные, нравственные, индивидуальные  качества личности  ребенка, но  и  его  физическое  и  психологическое  здоровье.

   От  правильной организации  урока, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности, возможность  длительно  поддерживать  умственную  работоспособность  на  высоком  уровне   и  предупреждать  преждевременное  наступление  утомления.

Нельзя  забывать  и  о  гигиенических  условиях  урока, которые  влияют  на  состояние  здоровья  учащихся  и  учителя.

Анализ  научно-методической  литературы  и собственный  практический  опыт  позволяют  выделить  четыре  основных  правила  построения  урока  с  позиции  здоровьесберегающих  прав:  

1. Правильная  организация  урока.

Во-первых, это  учет всех  критериев здоровьесбережения  на  рациональном  уровне. Во-вторых, главной  целью  учителя  должно быть – научить ученика  запрашивать  необходимую  информацию  и  получать  требуемый  ответ. А  для  этого  необходимо  сформировать у  него  интерес, мотивацию  к  познанию,  обучению,  осознание  того, он  хочет  узнать, готовность  и  умение  задать (сформулировать) вопрос. Задавание  вопросов  является  показателем:

  • включенности  ученика  в  обсуждаемую  проблему, и, следовательно, хорошего  уровня  его  работоспособности.
  • проявлением  и  тренировкой  познавательной  активности.
  • показателем адекватно  развитых  коммуникативных  навыков.

Таким  образом, количество  и  качество  задаваемых  учеником вопросов  служит  одним  из  индикаторов его  психологического  состояния. Психологического  здоровья, а также  тренирует  его  успешность в  учебной  деятельности.

Организация  урока  должна  обязательно   включать  три  этапа:

1 этап:  учитель  сообщает  информацию (одновременно  стимулирует  вопросы)

2 этап: ученики  формулируют  и  задают  вопросы

3 этап: ученики  отвечают  на  вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который  подавляет  утомление.

   Обязательным  элементом  здоровьесберегающей   организации  урока, предотвращающим  утомление  учащихся  является  физкультминутка.

Физкультминутки  положительно  влияют  на  аналитико-синтетическую  деятельность  мозга, активизируют  сердечно-сосудистую и  дыхательные  системы, улучшают  кровоснабжение  внутренних  органов и  работоспособность  нервной  системы.  Время  начала  физкультминутки  определяется  самим  учителем. Физиологически  обоснованным  временем  для  ее  проведения  является  15-20-я минута  урока.

Длительность  физкультурных  минуток  обычно  составляет 1-5  минут. Каждая  физкультминутка  включает  комплекс  их  3-4-х  правильно  подобранных  упражнений, повторяемых  4-6 раз. За  такое  короткое  время  удается  снять  общее  или  локальное  утомление, значительно  улучшить  самочувствие  детей.

Виды  физкультминуток:

  • упражнения  для  снятия  общего  или   локального  утомления;
  • упражнения  для  кистей  рук;
  • гимнастика  для  глаз;
  • гимнастика  для  слуха;
  • упражнения, корректирующие  осанку;
  • дыхательная  гимнастика.

В  процессе  письма  школьник, как  правило, пишет  не  рукой, а  «всем  телом».Мышцы   ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме, находятся  в  состоянии  длительного  статического напряжения. Поэтому  рекомендуется:

  • упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;
  • упражнения  для  кистей  рук.

Преобладающий  вид  деятельности  на уроке – чтение

Нагрузка  на  глаза  у  современного  ребенка огромная, а  отдыхают  они  только  во  время  сна,  поэтому  необходимо  расширять  зрительно-пространственную  активность в режиме  школьного  урока  и  использовать:

гимнастику  для  глаз.

-  использование  разного  рода  фигур  и  линий,  по  которым  дети  «бегают»   глазами;

-  рисование  носом;

-  раскрашивание  

  • Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание и говорение.

Работа  над  слухом  благотворно  воздействует на  органы  зрения, поэтому  на  данном  типе  урока  используют

дыхательную  гимнастику:

 -  дыхательная  

-  «Каша  кипит» ( Вдыхаем  через  нос,  на  выдохе  произносится  слово  «пых»)

-  «Ветерок»  

-  «Нырярие»

- « Шарик»  и  т.д.

    Понятие  « здоровьесберегающая  технология»  относится  к качественной  характеристике  любой  образовательной  технологии, показывающей  насколько  решается  задача  сохранения  здоровья  учителя  и  учеников.

   Таким  образом, здоровьесберегающие  технологии  -  это  технологии, удовлетворяющие  основным  критериям:

   Почему  и  для  чего?- однозначное  и  строгое  определение  целей  обучения,

   Что?- отбор и  структура  содержания,

    Как? – оптимальная  организация  учебного  процесса,

    С  помощью  чего? – методы, приемы и средства  обучения,

    Кто? – реальный  уровень квалификации учителя.

    Так  ли  это? – объективные  методы   оценки   результатов  обучения, - а  также  принципам  здоровьесбережения, которые  сформулировал   Н.К.Смирнов  

     « Не навреди!» - все  применяемые  методы, приемы,        используемые  средства  должны  быть обоснованными, проверенными  на  практике, не наносящими  вреда  здоровью  ученика  и  учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....