Статья "Экологические Здоровьесберегающие технологии и пример проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (ТМНР)"
статья по зож на тему

Фидык Анжела Александровна

Экологические здоровьесберегающие технологии  реализуются   средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические Здоровьесберегающие технологии и пример проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (ТМНР)

Фидык Анжела Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  

№ 613 Московского района Санкт-Петербурга

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. [3]

Классификация здоровьесберегающих технологий по Н. К. Смирнову:

  1. Медико-гигиенические технологии.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
  3. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  4. Экологические здоровьесберегающие технологии. [3]

Рассмотрим подробно экологические здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в рамках образовательного процесса в нашей школе.

Экологические  здоровьесберегающие технологии – это совокупность мер, формирующих экологически оптимальные условия жизни и деятельности участников образовательного процесса, укрепляющих духовно-нравственное здоровье учащихся, способствующих выработке правил поведения в окружающей среде. [3]

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива нашей школы является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.

В школе реализуется комплексная программа формирования экологической  культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся с ОВЗ - это программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, воспитание экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка.

Задачи:

1. Формировать признание ценности здоровья;

2. Формировать бережное отношение к природе;

3. Учить радоваться  и видеть красоту жизни;

4. Формировать навыки безопасного поведения в окружающей среде

5. Расширять знания по экологической культуре.

Особенностями детей с ОВЗ (умственной отсталостью) является конкретность мышления, бедность представлений о предметах и явлениях окружающей среды, несформированность эмоциональной сферы.  Поэтому получение экологических знаний и установок происходит  через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу.

Успех реализации экологических здоровьесберегающих технологий зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

 Первое важнейшее условие эффективности экологического образования и воспитания: системность, преемственность, использование местного краеведческого материала, постепенное усложнение и углубление полученных знаний.

 Второе непременное условие: активное вовлечение школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много:  это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, охрана муравейников. [1]

Экологические здоровьесберегающие технологии  реализуются   средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.[2] С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

 В учебном процессе педагоги применяют методы обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. [2]Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, способствует  формированию  рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний  и  способов действий. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной  жизнью  ребенка, с реальными проблемами окружающего мира. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой   безопасного  поведения ребенка в природном  и  социальном окружении.

Немаловажное значение в развитии эмоциональной сферы учащихся  приобретают конкурсные технологии (выставки плакатов, рисунков, фотографий,  поделок, защита проектов и т.п.).

При выборе форм и методов работы нужно помнить, что большое место  занимают   игровые технологии (эко – случай, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игровые обучающие ситуации, дидактические игры). Развить творческое мышление у воспитанников, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека, помогают беседы, наблюдения за объектами природы, проведение простейших опытов. В работе  по формированию знаний воспитанников  о правилах поведения в природе широко используется  метод творческих заданий. 

Познавательные технологии играют важную роль в установлении  существующих зависимостей и связей в природе. Эти знания учащиеся получают при проведении экскурсий в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбора природного материала  для различных поделок.  

Процесс ознакомления с  миром через практическую деятельность реализуется в практических и проектных технологиях:  благоустройство пришкольной территории, высадка растений, участие в природоохранительных акциях и экологических проектах.    В акциях и проектах активно принимают участие не только ученики, но и их родители. Таким образом, реализуется непрерывность и целостность экологического воспитания.

На базе школы ведется просветительская работа с родителями (законными представителями), педагогами, специалистами.   Проводятся лекции, семинары, круглые столы.   

Пример проектной деятельности с учащимися индивидуального обучения с ТМНР.

     Большинство детей с тяжелыми двигательными нарушениями недостаточно общаются с природой.  Учащиеся основную часть времени проводят дома, это связано с двигательными особенностями данной категории учащихся и с неготовностью окружающей среды, неудобствами, связанными с передвижением на коляске. Ввиду этого учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют низкий уровень знаний о явлениях и объектах природного мира, либо эти знания поверхностные, механические, неточные. Как правило, ученики данной категории проявляют большой интерес к окружающему миру, природе, получают удовольствие от прогулок и пребывания на природе. Для того чтобы исключить подобного рода депривацию, учитель совместно с родителями ученика могут создать ситуацию знакомства с окружающими миром в рамках учебного процесса, вовлекая учеников в проектную деятельность.

    Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

   Именно проектная деятельность имеющая свою систему в том числе: постановка цели, задач, прогнозирование и фиксирование результатов делает учебный процесс значимым и интересным для учащихся, так как ученик является непосредственным участником проекта.

   Мы в данной статье рассматриваем непосредственно экологические проекты доступные данной категории учащихся.

  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения с которыми ребенок сталкивается каждый день: деревья, различные травы и цветы, птицы, насекомые. Огромную роль в экологическом образовании детей с ОВЗ, играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать природные объекты можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

  Миша ученик надомного обучения 3 «Б» класса ГБОУ школы №613 Московского района, имеет двигательные нарушения, передвигается в коляске при помощи взрослых.  Мальчик проживает в тихом районе города Санкт-Петербурга.

    Миша по возможности совершает прогулки с няней или родителями. Вблизи Мишиного дома много зелени, деревьев и кустарников. В парках Миша прогуливается по дорожкам и любуется окружающим вокруг. Что бы Миша проводил отдых на свежем воздухе с пользой мы решили изучать деревья растущие вблизи места жительства ученика. Так у нас появилась идея по созданию исследовательско-творческого проекта на тему «Деревья-наши друзья».

Тип проекта: исследовательско-творческий, индивидуальный, среднесрочный.

Цель проекта: Исследовательская и творческая деятельность по изучению деревьев, которые произрастают во дворе вблизи места жительства ученика: Клен, дуб, береза, рябина, липа, ель.

Предполагаемый результат проекта: Получение элементарных знаний о деревьях, повышение познавательного интереса обучающегося к данной теме, проявление самостоятельных творческих желаний.

Задачи проекта

-расширить знания о деревьях, особенностях внешнего вида и пользы деревьев на доступном для ученика уровне;

-Дать представление о деревьях их значении в природе и жизни человека используя практические методы;

-Развивать познавательные и элементарные творческие способности, воспитывать бережное отношение к деревьям;

-Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту природы;

-Подобрать материал, соответствующий уровню развития и особенностям ученика;

- Проводить накопление и систематизацию полученного опыта работы по данной теме;

Содержание проекта.

1.Регулярные экскурсии –прогулки в парках вблизи места жительства ученика.

Знакомство с деревьями на экскурсиях:

Название.

Где растет.

Внешний вид.

Форма ствола.

Крона, форма листьев, плоды,

Польза дерева.

Особенности дерева в данный период сезона –осень.

Составление доступного рассказа по данному плану.

Сбор листьев и плодов деревьев, создание дидактического материала для изучения деревьев.

Далее если ребенок усвоил знания о изучаемом дереве, изучение в сравнении с другим деревом. (н-р: «Дуб- выше рябины» «Ствол у березы белый, а у липы серый» «У елки плоды шишки –у дуба желуди»)

2.Разработка и проведение классных часов, элементов игр на денную тему в структуре уроков по окружающему миру, развитию речи, ручному труду, музыке, альтернативному чтению, культуре поведения.

3.Создание творческих работ совместно с учеником и родителями по данной теме

4.Создание презентации проекта, оценка итогов работы.

Методы, используемые в работе с учеником в рамках данного проекта:

  • Прогулки- экскурсии вместе с учителем выполнение определенного вида деятельности на заданную тему (наблюдение за конкретным деревом, сбор листьев, плодов)
  • Беседы о деревьях доступные уровню развития ученика.
  • Беседы об особенностях деревьев в данный период года-осень.
  • Дидактические игры, в т.ч с деревянными игрушками, декорирование деревянных предметов.
  • Практические- изготовление гербария, ламинированные засушенных листьев-в качестве наглядного материала.
  • Выполнение творческих работ с использованием природного материала, древесины и бумаги: рисунки, аппликации, коллажи.
  • Физкультминутки и литературный материал на тему «деревья» доступный уровню развития ученика.
  • Фотографирование деревьев и рассматривание собственных фото.
  • Выбор одного дерева для круглогодичного наблюдения и фиксирование наблюдений в различных доступных для ученика формах.

Выводы, которые мы сделали за данный период (октябрь, ноябрь) работая над проектом:

  • Изучение деревьев оказалось интересной, широкой и разнообразной темой.
  • Вместе с родителями Миши мы сделали данную тему доступной для уровня развития ученика и добились определенных знаний в рамках поставленной цели.
  • Мы проделали большую работу по подбору материала и адаптированию его под возможности Миши.
  • В дальнейшем мы намерены продолжить изучать деревья, сезонные изменения в мире деревьев, значение деревьев в жизни человека.
  • Прогулки-экскурсии и занятия с использованием практических методов доступны и интересны ученику.
  • Мы нацелены на развитие эстетической стороны и воспитанию экологической культуры ученика.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, необходимо научить понимать и устанавливать существующие зависимости и связи в природе, сформировать систему знаний о природе, и самое главное, действовать в соответствии с полученными знаниями. 

Литература.

1.Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2004.

3.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002.

4. Шипицина Л.М., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2008.

5. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. А.В. Никитина. СПб.:КАРО, 2009-(Серия «Популярная логопедия»)

6. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. КРО коррекционно-развивающее обучение. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. Мозаика-Синтез 2011г.

7.А.П.Зарин, Ю.В.Нефедова. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2011г.

8.О.А.Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет. СПб «Паритет» 2011

8.Колпакова О.В. Знакомимся с окружающим миром (для детей 4-5 лет) Екатеринбург: ООО Изд.дом. «Литур» 2016

9.Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г.Вечкановой. СПб.:КАРО, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....

Внеклассная работа учителя начальной школы и дефектолога в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Данная статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельност в школе коррекционного обучения....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...

Пример проектной деятельности учащихся 4 класса по теме "Восточные славяне" по предмету Окружающий мир.

Восточные славяне:1. Территория рассления восточных славян2. Жилища древних славян3. Занятия восточных славян...

Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики

Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам....

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ и ТМНР.

Меняется время и с ним наш мир. Поколения сменяют друг друга. Неизменно одно-рождаются дети. Они – наше продолжение. Завтра будет принадлежать им – нашим наследникам. И для каждого человек...