Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики
учебно-методический материал по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тарасова Галина Владимировна

Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx77.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

               НА ПРИМЕРЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ

              АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

             ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….     3

Глава I.  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

   I.1. «Здоровьесберегающие технологии» в процессе обучения........... 6

   I.2. Принципы здоровьесберегающего обучения в

изучении иностранного языка…………………………………………...8

           I.3. Приемы «Здоровьесберегающих технологий»……………………9

 

Глава II. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

               НА ПРИМЕРЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ

              АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

             ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ

            I.1 Цель и задачи проведения физкультминуток…………………….12

            II.2 Тематические физкультминутки…………………………………16

           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………35    

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….......38  

Введение

Здоровье - самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома.

 В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению успеваемости. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Приоритетными задачами образования являются: сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273.)

В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку в школе после введения обязательного обучения ИЯ со второго класса, это связано со спецификой урока иностранного языка. Если ученикам старших классов можно задать с самого начала урока быстрый темп работы и придерживаться его до звонка, то с второклашками, которые непоседливы и быстро устают, это не получается. Чтобы дети не утратили интереса к изучению иностранного языка с первых уроков, учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности возраста.

 Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

В разное время разработкой проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые.

Существует противоречие между большим количеством теоретических разработок по проблеме и внедрением их в практику обучения иностранному языку, что и определило проблему работы: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка?

Изложенная выше проблема определила тему творческой работы: «Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики».

Таким образом, целью нашей творческой работы является определение эффективности использования на уроках физкультминуток для введения и закрепления лексики.

Для этого были определены следующие задачи:

- проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;

- дать характеристику здоровьесберегающим технологиям на уроках иностранного языка в школе;

- изучить принципы здоровьесберегающих технологий;

- рассмотреть виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка с позиции здоровьесбережения;

- определить роль здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

Объектом является организация процесса введения и закрепления  лексики  английского  языка  на основе здоровьесберегающих технологий.

Предметом в данной работе является содержательный компонент здоровьесберегающих технологий (физкультминуток), а именно средства и приёмы реализации в обучении иностранному языку.

Основными источниками послужили имеющаяся методическая литература и научные статьи. Привлекались также и работы методистов, которые предлагают отличный от традиционного подход к проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий на занятиях иностранного языка.

Цели и задачи данного творческого проекта определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

В описании опыта работы рассмотрены взгляды различных авторов, что позволяет сделать общие выводы по применению здоровьесберегающей технологии на примере проведения физкультминуток на уроке иностранного языка.

В первой главе анализируется педагогическая, психологическая и методическая литература по проблеме здоровьесбережения и рассматриваются разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий обучения иностранному языку в школе.

Во второй главе рассматриваются особенности использования физкультминуток на уроке английского языка для введения и закрепления лексики по определённым темам.

Работа имеет аналитико-обобщающий характер, и рассмотренные виды деятельности могут быть использованы учителями иностранных языков в работе образовательных учреждений. В этом заключается практическая значимость данной творческой работы. Теоретическая же значимость работы состоит в том, что в первой части теоретически рассмотрены здоровьесберегающие технологии, их сущность, составляющие их приемы и средства, а также их реализация на уроках иностранного языка.

ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современное общество ориентируется на здоровую личность, способную к нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющую гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способную прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью. Для решения поставленных задач рассматриваются цели, принципы здоровьесберегающего обучения, ориентированного на самореализацию учащегося.

Также важно отметить виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка для формирования иноязычных умений и навыков.

I. 1      «Здоровьесберегающие технологии» в процессе обучения

Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. У большинства детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время особое внимание уделяется «здоровьесберегающим технологиям», которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. Таким образом, «здоровьесберегающие технологии» представляют совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов и  объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Педагогические ошибки или неправильно выбранные педагогические технологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений, в результате чего наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации учебной деятельности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы и несформированность навыков общения, что негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.

Среди многочисленных «школьных» факторов риска, негативно воздействующих  на здоровье учащихся, следует отметить перегруженность школьной программы, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся и отсутствием индивидуального подхода, авторитарный стиль преподавания, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, а также низкий уровень культуры здоровья учащихся и их неграмотность в вопросах здоровья.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться не на родном языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.

Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроках, затруднительно. Однако сочетание традиционной формы урока с нетрадиционными вносит разнообразие в процесс изучения иностранного языка.

Правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока иностранного языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении иностранному языку.

По мнению Бродкиной Г.В «технологичность и  педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание  интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность». Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние  характеризуется как стабильно комфортное  и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.

Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.

I. 2      Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении иностранного языка

В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:

1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!». Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.

3. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку на уроке.

4. Принцип минимакса: заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Индивидуальный подход на уроках иностранного языка применим при опросе домашнего задания и контрольной проверке знаний. При выполнении контрольных заданий учащимся предлагаются разноуровневые карточки: на «5», «4», «3». Обучающийся сам для себя определяет количество заданий.

5. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

6. Принцип вариативности: означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.

I. 3           Приемы «Здоровьесберегающих технологий»

Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

По мнению Абрамовой И.В., учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых.

Специфика предмета иностранный язык  требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.  К ним относятся:

    доступность и посильность;

    учет возрастных особенностей учащихся;

    направленность обучения на развитие учащихся;

    активность учащихся;

    опора на сильные стороны личности учащихся;

    индивидуализация обучения;

    деятельностный характер обучения;

    оздоровительная направленность обучения.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Частные:

1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;

2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык.  Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.

Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, восстанавливают работоспособность.

Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.

Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.

Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку. 

Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.

Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры.  Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.

Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной.

В практической части творческой работы уделяется внимание такому виду деятельности как физкультминутка , который используется для сохранения здоровья учащихся, а также служит средством формирования знаний, умений и навыков.

ГЛАВА II ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ

   Английский язык в начальной школе – это один из сложных и серьезных предметов. Иностранный язык требует высокой концентрации внимания. На уроке учащимся приходится много писать, говорить, слушать, анализировать информацию. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.  Поэтому очень важно планировать и проводить уроки таким образом, чтобы у обучающихся не снижалась положительная мотивация к изучению иностранного языка. Спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, способность учителя пошутить в нужный момент помогают в преодолении барьера при формировании устной иноязычной речи. Использование физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности, предупреждения утомления учащихся и для введения и закрепления лексики помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.

II.  1  Цель и задачи проведения физкультминуток

Физкультминутка – это один из главных элементов урока в начальной школе. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способности детей.

   Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Задачи:

- снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

- добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

- вызвать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;

- сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений [4,с.13].

   При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Физкультминутка — разрядка с использованием различного рода движений. Она способствует смене позы и характера деятельности, двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во время физкультминутки ребята, двигаясь, хорошо запоминают лексику по теме урока. Работают сразу несколько анализаторов, что способствует лучшему запоминанию.[12,c.34-37]   

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1.  Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2.  Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

3.  Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

   Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

   Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности. Когда физминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными.

   Существует ещё один положительный аспект динамических. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

   На занятиях английским языком у младших школьников также необходимо развивать мелкую моторику, так как она позитивно воздействует не только на повышение качества речи родного языка, но и иностранного. Приведём пример рифмовки, который может сопровождаться пальчиковыми играми. Песенка “Finger Family”:

Daddy finger! Daddy finger!

Here I am! Here I am!

How are you today?

Very well, I thank you!

Run away! Run away!

(далее идут Mummy finger, Brother finger, Sister finger, Baby finger)

   В этой песенке можно просто показывать и шевелить тем пальчиком, о котором поётся, а можно сделать из бумаги пальчиковые куклы и играть с ними.

   В  середине урока  по возможности необходимо провести дыхательную физминутку. Дети, представляют, что они воздушные шарики ‘balloons’. При счете на каждую цифру делают глубокий вдох: one, two, three, four - дети делают 4 глубоких вдоха. По команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. Затем, от 4 до 8, они делают глубокий выдох “Breath out!” — four, five, six, seven, eight.

   На среднем этапе обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка. Для снятия напряжения можно использовать стихотворный способ:

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

   Как правило, успех применения динамических пауз на уроках зависит от их разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.

Учебники Spotlight для начальной школы предоставляют широкие возможности для проведения музыкально-танцевальных физкультминуток,так как в каждом модуле есть песни, содержащие лексический материал по теме. Дети поют на английском языке и выполняют под песню различные движения. Такие физкультминутки пользуются у детей большой популярностью.

Танцевальные физкультминутки проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Воздействие музыки многогранно. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию учащихся и формированию положительных эмоций, воспитывает ритм и культуру движений. Учащиеся исполняют английские народные песни, сопровождая их танцевальными движениями. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также будет способствовать развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. Проведение музыкальных физкультминуток способствует повышению работоспособности организма.

Примером такой физкультминутки может служить песня-вальс “On the tiptoes”

One, two, three - on the tiptoes.

One, two, three - on the tiptoes.

One, two, three, turn around.

Clap, clap, clap and step aside!

Или:

This is my house, this is the door!

The windows are clean, and so is the floor!

Outside there’s a chimney,

As tall as can be,

With smoke that goes up,

Come and see! [3, с. 34]

II.  2  Тематические физкультминутки

Физкультминутки на уроках английского языка помогут не только развлечь детей, дать им возможность отдохнуть, но и ввести и закрепить лексику по различным темам:

  • части тела
  • части лица
  • цвета
  • глаголы движения
  • предметы в классе
  • еда
  • времена года
  • музыкальные инструменты
  • виды спорта
  • животные
  • числительные
  • распорядок дня

        Во время проведения физкультминуток необходимо проговаривать и демонстрировать то, что мы говорим.
         Дети должны повторять за нами все действия. Не надо заставлять их повторять за нами слова ― первый раз им это будет очень трудно.              Достаточно, чтобы дети поймали смысл действий.
Когда это задание будет повторяться на будущих уроках, дети постепенно начнут сами повторять слова и запоминание пройдет естественно.

Физкультминутки необходимы на занятиях, на которых не планируется более одной подвижной игры.

Попробуем разделить физкультминутки по темам, изучаемым во 2-4 классах начальной школы.

Начинаем с простейших стишков, вводящих команды во 2-м классе:

                            Stand up!  Clap! Clap!

                            Hands up!  Clap! Clap!

                            Step! Step! Hands down!

                            Clap! Clap! Sit down!        

          Затем усложняем:

                             Stand up! Hands up!  

                             Hands down! Hands on hips!

                             Hands to the sides!

                             Bend left! Bend right!

                             Hands up!  Hands down!

                             Hands on hips! Sit down!

***

Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!


One, two, three! Stop!
Stand still!

***

Hands up! Clap, clap.

Hands on the hips! Step, step!

Bend your left,

Bend your right,

Turn yourself around.

Hands up! Hands down!

Hands at sides and sit down!

       

Отрабатывая лексику по теме «Семья», можно использовать песенку

                                         Finger family.

         Father finger, Father  finger

         Where are you?

         Here I am. Here I am.

         How do you do?

         Mother  finger, Mother finger

         Where are you?

         Here I am. Here I am.

         How do you do?

         Brother finger, Brother finger

         Where are you?

         Here I am. Here I am.

         How do you do?

         Sister finger, Sister finger

         Where are you?

         Here I am. Here I am.

         How do you do?

         Baby finger, Baby finger

         Where are you?

         Here I am. Here I am.

         How do you do?  

Физкультминутки на повторение глаголов и выражения «I can».

Игра-разминка.

   Скажите детям, что вы будете называть действия, которые вы умеете делать, а они должны изображать выполнение этих действий.

Например, вы говорите: I can fly! — дети изображают, что они летают, проговаривая слово fly.

Сначала, возможно, вам надо будет демонстрировать действия детям.

Стихотворение

I have fingers (hold up both hands, fingers spread)
And they all belong to me, (
point to self)
I can make them do things –
Would you like to see?
I can shut them up tight (
make fists)
I can open them wide (
open hands)
I can put them together (
place palms together)
I can make them all hide (
put hands behind your back)
I can make them jump high (
hands over head)
I can make them jump low (
touch the floor)
I can fold them up quietly (
fold hands in lap)
And hold them just so.

          Когда вы увидите, что дети могут все выполнять правильно без вашей помощи, можно будет сделать вывод, что они уже узнают эти слова.

Закрепить лексику по теме «Числительные" помогут следующие физкультминутки:

One, two – tie your shoe! (Try to tie shoes)
Three, four – mop the floor! (
Move as you mop the floor)
Five, six – pick up bricks! (
Make an imaginary wall)
Seven, eight – wash a plate! (
As you wash plates with a duster)
Nine, ten – begin again!
(
That’s the end!)
(
повторяется несколько раз с увеличением темпа выполняемых действий)

Эту разминку можно выполнять под любую в меру активную музыку. 
Проговаривая стишок, выполняйте с детьми соответствующие действия.

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around 
(дети поворачиваются вокруг себя)

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground 
(дети касаются пола)

Teddy Bear, Teddy Bear, tie your shoe 
(дети притворяются, что завязывают шнурки на ботинках)

Teddy Bear, Teddy Bear, how old are you?
(после этого вопроса покажите детям какое-либо число до 10. 
Они должны досчитать по-английски до этого числа)

1-2-3-4-5-6...


Повторяется упражнение несколько раз, каждый раз показывая разные числа.

                                                     ***

One, two, three-clap , clap, clap! (repeated 3 times)

Listen to the numbers!

Four, five, six-tap, tap, tap! (repeated 3 times)

Listen to the numbers!

One, two, three-clap ,clap, clap.!

Four, five, six-tap, tap, tap!

Listen to the numbers!

                                             ***

Ten fingers on my hands , on my hands (twice)

Ten fingers on my hands, on my hands (twice)

Two eyes, one nose -

All on my face.

Ten fingers on my hands, on my hands (twice)

***


Five Fingers 
(A fingerplay)

Five fingers on this hand.   hold up one hand 
Five fingers on that: 
hold up the other hand 
A dear little nose. 
point to nose 
A mouth like a rose. 
point to mouth 
Two cheeks so tiny and fat. 
point to each cheek 
Two eyes, two ears 
point to each 
And ten little toes; 
point to toes 
That's the way the baby grows.

***

 Hands

My hands upon my head I'll place, 
Upon my shoulders, on my face, 
At my waist and by my side, 
Then behind me they will hide. 
Then I'll raise them way up high, 
And let my fingers fly, fly, fly, 
Then clap, clap, clap them-- 
One - Two - Three! 
Now see how quiet they can be.

***

Clap your hands
Clap your hands ― one, two, three
Rub your hands ― one, two, three.
(выполняются действия, описываемые в стишке)
Rub your hands just like me.
Clap your hands just like me.
Tap your knees ― one, two, three.
Roll your hands ― one, two, three.
Tap your knees just like me.
Roll your hands just like me.
Shake your hips ― one, two, three.
Shake your hands ― one, two, three.
Shake your hips just like me.
Shake your hands just like me.
Stamp your feet ― one, two, three.
Stamp your feet just like me.

Новую лексику по теме «Части лица» можно ввести, показывая движения следующей физкультминутки:

Touch your nose. Touch your knees
Touch your ears. Touch your toes
Touch your mouth. Touch your eyes
Touch your hair. Touch your head
Touch your
shoulders,

а по теме «Части тела» подойдёт для этой цели такой стишок:

                Hands on the head, hands on the hips!

                Hands on the table, hands like this. (любое движение)

                Hands on the shoulders, hands up and down,

                Hands behind the heard and sit down!  

***

I’ve got a body, (показать руками)
A very busy body (
потянуться)
And it goes everywhere with me. (
шагаем)
And on that body
I’ve got some
 hands (трясем руками)
And I clap, clap here
Clap, clap there
Clap, clap, clap, clap everywhere.
And on that body
I’ve got some
feet
And I stamp, stamp here
Stamp, stamp there
Stamp, stamp, stamp, stamp everywhere.

***

Oh, it’s going to rain

And we will be wet again.

One raindrop – drip-drop,

And the second one – drip-drop,

Down, down from the sky

All raindrops fly and fly:

On your faces, on your hands,

On your legs. We are wet!

Shake your legs, shake your hands,

Shake your shoulders and your heads!

And let’s go under roof

If it is waterproof!

(дети разминают пальчики, изображая падающие капли, трясут руками, ногами, плечами, головой, изображают крышу у себя над головой)

Физкультминутки –стихи хорошо чередовать с песенками.

                       With my foot I tap, tap, tap, 
                      With my hands I clap, clap, clap,
                       Right foot first
                       Left foot then
                       Round and round and back again.

***

  

                       Clap, clap, clap  your hands

                       Clap your hands together!

                       Stamp, stamp, stamp your feet

                       Stamp your feet together!

                       Touch, touch, touch your ears

                       Touch your ears together!

                       Touch, touch, touch your cheeks

                       Touch your cheeks together!

                       Shake, shake, shake  your hands

                       Shake  your hands together!

                       Smile, smile at your friends

                       Let us smile together!  

            

Закрепить лексику по теме «Части тела» и названия действий помогут следующие динамические паузы:

Head and shoulders, knees and toes,

Knees and toes, knees and toes!
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose!
(
часто “путаем” детей, увеличиваем темп)

***

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Spin, spin, spin around,

Spin around together.

Wink, wink, wink your eyes

Wink your eyes together.

Dance, dance, dance about,

Dance about together.

Shake, shake, shake your hands,

Shake your hands together.

Smile, smile at your friends,

Let us smile together.

***

This is my right hand,
I’ll raise it up high (
Raise the right hand)
This is my left hand,
I’ll touch the sky. (
Raise the left hand)
Right hand, (
Show the right palm)
Left hand, (
Show the left palm)
Roll them around. (
Roll hands around)
Left hand, (
Show the left palm)
Right hand, (
Show the right palm)
Turn around, turn around.

***

Hands on shoulders, (ладони на плечи)

Hands on knees. (ладони на колени)

Hands behind you, (руки за спину)

if you please;

Touch your shoulders, (снова ладони на плечи)

Now your nose, (пальцем дотронуться до носа)

Now your hair and now your toes; (дотронуться до волос, затем до пальцев на ногах)

Hands up high in the air, (руки вверх)

Down at your sides, and touch your hair; (руки по швам,  дотронуться до волос)

Hands up high as before, (снова руки вверх)

Now clap your hands, one-two-three-four! (хлопаем в ладоши 4 раза)

***

Show me your shoulders, (руки на плечи)

Show me your neck, (руки на шею)

Clap, clap your hands (хлопаем в ладоши)

And show me your back. (поворачиваемся спиной, и снова разворачиваемся)

Show me your head (руки на голову)

Show me your neck,

Clap, clap your hands

And show me your back.

***

Clap, clap, clap your hands as slowly as you can
(выполняем и проговариваем это действие очень медленно)
Clap, clap, clap your hands as quickly as you can
(а это действие выполняется и проговаривается очень быстро)
Tap, tap, tap your knees as slowly as you can
Tap, tap, tap your knees as quickly as you can
Shake, shake, shake your hips as slowly as you can
Shake, shake, shake your hips as quickly as you can
Stamp, stamp, stamp your feet as slowly as you can
Stamp, stamp, stamp your feet as quickly as you can

После того как дети запомнят эти слова, увеличиваем количество выполняемых действий:

Tap, tap, tap your knees as slowly as you can
Clap, clap, clap your hands as slowly as you can
Tap, tap, tap your knees as quickly as you can
Clap, clap, clap your hands as quickly as you can
Shake, shake, shake your hands as slowly as you can
Shake, shake, shake your hands as quickly as you can 
Shake, shake, shake your hips as slowly as you can
Shake, shake, shake your hips as quickly as you can
Rub, rub, rub your hands as slowly as you can,
Rub, rub, rub your hands as quickly as you can. 
Stamp, stamp, stamp your feet as slowly as you can
Stamp, stamp, stamp your feet as quickly as you can.

Лексику по теме «Мой дом» введём с помощью такой физкультминутки:

Look at the window, look at the door,

Look at the chair, look at the floor,

Look at the blackboard,

look at the lamp.

Look at the table, this is the end.

I look at the window, I open the door,

I sit on the chair. I jump on the floor.

I go to the blackboard,

I look at the lamp, I stay at the table

And this is the end.

Закрепляем лексику по теме, выполняя  такое упражнение:

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)

Point to the door,  (показываем пальцем на дверь)

Point to the board,  (показываем пальцем на доску)

Point to the floor.  (показываем пальцем на пол)

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Физкультминутка на запоминание названий музыкальных инструментов.

Произнося фразу 'This is the way we do it', дети делают вид, что играют на соответствующем музыкальном инструменте.

We can play the big bass drum
This is the way we do it.

We can play the violin
This is the way we do it.

We can play the flute
This is the way we do it.

 We can play the piano
This is the way we do it.

 We can play the guitar
This is the way we do it.

Подобную физкультминутку можно использовать для изучения видов спорта. Например:

We can play football
This is the way we do it.

Физкультминутка, помогающая запомнить слова low-high, fast- slow, а также глаголы движения:

 Jump the rope, Jump the rope. Jump, jump, jump. 
(прыгаем через скакалку)

Jump it high, And jump it low. Jump, jump, jump.
(прыгаем выше и ниже)

Jump it fast, And jump it slow. Jump, jump, jump. 
(прыгаем быстро и медленно)

Walk tiptoe, walk tiptoe
(ходим на цыпочках)

Very slow, very slow. Jump, jump, jump. 
(прыгаем через скакалку на цыпочках)

 Clap your hands,
(хлопаем в ладоши)

And stamp your feet. 
(топаем ногами)

Jump, jump, jump. 
(прыгаем)

Прыжки со скакалкой можно сымитировать. Можно даже дать приз тому, у кого это получится лучше всех.

***

Сначала продемонстрируем действия сами, потом произносим команды и выполняем их вместе с детьми.

Jump! (прыгаем на обеих ногах)

Run! (бегаем)

Hop! (прыгаем на одной ноге)

Walk! (ходим по комнате)

Squat! (приседаем на корточки)

Сначала действия производятся в нормальном темпе, потом учитель командует: 
Quickly! ― и все действия производятся быстро.
Потом подается команда: 
Slowly! ― и действия производятся медленно.

***

Jump, jump, jump to the party music. (прыгаем на месте)

Dance, dance, dance to the party music. (танцуем на месте)

Shake, shake, shake to the party music. (качаем головой)

Clap, clap, clap and stamp your feet. (хлопаем в ладоши, топаем ногами)

But when the music stops, (указательный палец вверх)

But when the music stops,

But when the music stops,

FREEZE! (замираем в смешной позе)

Simon says 
повторение / закрепление глаголов движения, а также глаголов look, touch, give, take и т.п.

Эта игра — разновидность популярной в США и Великобритании детской игры на внимание Simon says. 
          В ней ребенок должен выполнять действия, только если ведущий добавляет к своим командам Simon says.

В нашем случае мы заменяем эти слова на please (объясните детям, что оно означает). 
         Дети, которые выполнили команду, не содержащую этого слова, выбывают из игры.
         Оставьте 2–3 победителя и наградите их. Один из победителей становится ведущим для следующей игры.
         Повторите эту игру несколько раз. В будущем такую игру можно использовать с новыми действиями, которые выучат дети: 
jump, run, fly, hop, swim, touch (something) и т. п.

Вместо слова "please" можно использовать другие слова или сочетания, например, I say, I order и т.п. 
Таким образом, постепенно дети смогут освоить несколько новых для них глаголов, которые вводят просьбы или приказы.

***

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose
(
имитируем походку медведя)
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,
Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,
Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,
Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.

***

Let us skip, let us dance,

Let’s play basketball at once!

Let us ski, let us skate,

Count, please, from one to eight!

Let us draw a little hen,

Let us write the letter “N”,

Let us jump – one, two, three, four,

Now bend and touch the floor!

Well-done! Sit down, please!

Физкультминутки для закрепления лексики по теме «Цвета»:

Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

***

Перед зарядкой, нужно договорится, что дети будут поднимать (груши, бананы — если тема «Еда»; кубики, куклы; пластмассовых зверей — если тема «Животные» и т.д.). Это могут быть как реальные предметы, так и воображаемые.

Pick up, put down, stand up, turn around.

Clap left, clap right, clap up, clap down.

Look left, look right, look up, look down.

Turn around, sit down, touch something brown.

Последнее слово можно каждый раз менять, тем самым закрепляя цвета.

***

Red and yellow, green and brown, 
See the little leaves come down
Falling, falling from the trees. 
Dancing, dancing on the breeze.

***

If you’re wearing red, stand up, If you’re wearing red sit down,
If you’re wearing green stand up, if you’re wearing green, sit down,
If you’re wearing blue stand up, If you’re wearing blue sit down.
What are you wearing, what are you wearing, what are you wearing
Today, today,
What are you wearing, what are you wearing, what are you wearing
Today?

***

When I See Red I put my hands on my head. (руки на голову)
When I see Blue I touch my shoe. (нагибаемся, дотрагиваемся до обуви)
When I see green I wash my face real clean. (как будто моем лицо)
When I see yellow I wave to the fellows. (машем ладошками в приветствии)
When Orange is found I put my hand on the ground. (нагибаемся, достаем до пола)
When I see pink I think, I think, I think. (пальцы на виски)

***

Red, red is the color I see. If you are wearing red then show it to me.
Stand up, turn around. Show me your red then sit back down.
Yellow, Yellow is the color I see. If you are wearing Yellow then show it to me.
Stand up, turn around. Show me your yellow then sit back down.

***

Red, red, touch your head.

Black, black, touch your neck.

Blue, blue, touch your shoe.

Green, green, touch your chin.

Brown, brown, touch the ground.

 

Физкультминутки по теме «Животные»

It's fun

(Дети выполняют движения согласно тексту).

It's fun to be this, It's fun to be that. 

To leap like a lamb. To climb like a cat. 

To swim like a fish. To hop like a frog.

To trot like a horse. To jump like a dog.

***

Giraffes are tall, with necks so long. (Встаньте на цыпочки и поднимите вверх руки)

Elephants' trunks are big and strong. (Изобразите хобот, соединив вытянутые вперёд руки)

Zebras have stripes and can gallop away. (Изобразите на месте, как бежит зебра)

Monkeys in the trees slowly sway. (Покачайтесь из стороны в сторону)

The old crocodile swims in a pool so deep. (Покажите плавательные движения)

Turtles in the sun go to sleep. (Положите голову на руки и закройте глаза)

***

 

Let’s fly like a bee.

One, two, three.

Let’s swim in the sea.

One, two, three.

Let’s jump like a frog.

One, two, three.

Let’s run like a dog.

One, two, three!

***

I can hop like a rabbit. (прыгаем как кролик)

I can jump like a frog. (прыгаем как лягушка)

I can fly like a bird. (летаем как птичка)

I can run like a foх. (бегаем как лисичка)

I can walk like a duck. (ходим как уточка)

I can swim like a fish. (плаваем как рыбка)

And be still as good children — (и становимся хорошими детками)

as still as this. (вот так)

***

We are running, (бег на месте)

We are jumping, (прыгаем на месте)

Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are skipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)

Trying sky to get.  (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are flying like a real jet. (руки в стороны, показывая самолёт)

We are hopping, (прыгаем на месте на одной ноге потом на другой)

We are climbing (как-будто карабкаемся вверх)

Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)

Mew. (садимся на место)

***

I’m a little rabbit, hop, hop, hop.

 I’m a little rabbit, hop, hop, hop.

 I’m a little rabbit, I’m a little rabbit,

 I’m a tittle rabbit, hop, hop, hop.

I’m a little turtle, splash, splash, splash.

 I’m a little turtle, splash, splash, splash.

 I’m a little turtle, I’m a little turtle,

I’m a little turtle, splash, splash, splash.

I’m a little duck, quack, quack, quack.

 I'm a little duck, quack, quack, quack.

 I'm a little duck, I’m a little duck,

I’m a little duck, quack, quack.

***

Domestic animals" 
One little cat, run, run, run. ( бегут)
Two little dogs, jump, jump, jump. (дети прыгают)
Three little pigs swim, swim, swim. (плавают)
Four little goats hop, hop, hop (перепрыгивают)
Five little sheep sleep, sleep, sleep (спят)

Физкультминутка по теме «Погода»

Let’s go walking in the snow/rain (начинаем ходить по кругу)

Walking, walking, on tiptoe (ходим на цыпочках)

Lift your one foot way up high (прыгаем на одной ноге)

Then the other to keep it dry (прыгаем на другой ноге)

All around the yard we skip (вприпрыжку по кругу)

Watch your step! or you might slip! (притворяемся что падаем)

***

What is the weather like today?
Is it sunny? (Скрещиваем ладоши и двигаем пальчиками – лучиками)
Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)
Is it windy? (Размахиваем руками и показываем порывы ветра)
Is it cloudy? (Прикрываем лицо ладонями)
Is it hot? (Имитируем жару, вытираем лоб ладонью)
Is it cold? (Обнимаем себя и дрожим)

Рифмовка на тему «Осень», но она может подойти и для повторения темы «Части тела»:

Leaves Are Falling

(под мелодию песни: «Jingle Bells»)

Leaves are falling, (руки вверх, шевелим пальчиками, опускаем их вниз)

Leaves are falling.

One fell on my nose. (указательным пальцем дотрагиваемся до носа)

 

Leaves are falling, (руки вверх, шевелим пальчиками, опускаем их вниз)

Leaves are falling.

One fell on my toes.(дотрагиваемся до пальцев на ногах)

 

Leaves are falling, (руки вверх, шевелим пальчиками)

Leaves are falling.

One fell on my head (указательным пальцем дотрагиваемся до головы)

 

Leaves are falling, (руки вверх, шевелим пальчиками, опускаем их вниз)

Leaves are falling.

Yellow, orange, and red.

***

 Следующая рифмовка для зарядки на тему «Весна».
Капаем ямку, садим растение и т.д.

Farmer, farmer, dig and plant, (как будто капаем и садим)
Farmer, farmer, dig and plant,
Farmer, farmer, dig and plant,
Dig and plant the soil.

Mr. Sun, shine so bright, (руками над головой показываем солнце)
Mr. Sun, shine so bright, 
(затем руки разводим в сторону и вниз — «светит солнце»)
Mr. Sun, shine so bright,
Shine and warm the soil.

Mrs. Raindrop, fall, fall, fall, (руки вверх; руки в такт вниз, шевеля пальчиками)
Mrs. Raindrop, fall, fall, fall,
Mrs. Raindrop, fall, fall, fall,
Fall and water the earth.

Tiny seed, grow, grow, grow, (садимся на корточки; постепенно поднимаемся, «растем»)
Tiny seed, grow, grow, grow,
Tiny seed, grow, grow, grow,
Grow up big and tall. 
(встаем на цыпочки, руки вверх)

Lovely plant, bud and bloom, (руками закрываем лицо и открываем, «раскрывается цветок»)
Lovely plant, bud and bloom,
Lovely plant, bud and bloom,
Bud and bloom for me. 
(большими пальцами показываем на себя)

Чтобы разнообразить занятия и сделать их еще веселее для детей, зимой можно проводить «зимние зарядки». Для этой цели подойдут следующие рифмовки:

Snowflakes, snowflakes dance around.
(руки в стороны, кружимся)

Snowflakes, snowflakes touch the ground.
(нагибаемся, руками касаемся пола)

Snowflakes, snowflakes in the air.
(руки вверх, шевелим пальчиками)

Snowflakes, snowflakes everywhere
(прямыми руками делаем круговые движения)

Snowflakes, snowflakes dance around
(снова кружимся на месте)

Snowflakes, snowflakes touch the ground.
(нагибаемся, руками касаемся пола)

Можно вырезать из бумаги снежинки, по две каждому ребенку. Тогда выполнять все движения будет еще веселее. Да и раздачей снежинок можно повторить счет, например, или простые грамматические  конструкции.

«Look, children what I have. I have snowflakes. I have many snowflakes. 
Let’s count them together. One snowflake, two snowflakes, three snowflakes…
Masha, take two snowflakes…”

 ***

I’m a little snowman.
(пальцем показываем на себя)

Round and fat.
(руками показываем большой живот)

Here is my broom.
(сжимаем ладонь в кулак, держим метлу)

And here’s my hat.
(как будто надеваем шляпу на голову)

When the sun comes out
(руками над головой показываем солнце)

It’s time to say:

This is the end of me today!
(приседаем на корточки)

 ***

Закончить зимнюю физкультминутку или завершить занятие можно вот так:

Button up your coat.
(«застёгиваем пуговицы»)

Pull on your gloves.
(«берем, и надеваем перчатки»)

Sit on your sled
(«садимся на санки», один ребенок за другим)

And give it a shove, WHEEE!
(претворяемся, что отталкиваемся на санках и кричим «Whee»)

Физкультминутки по теме «Еда»

Рифмовки по теме «Распорядок дня»

Wash your hands every day,

Wash your face every day,

Clean your teeth every day,

Say “Hello!” every day,

Now look at me and play!

Let’s play badminton!

Let’s play football!

Let’s play basketball!

Let’s play tennis!

***

About me

I'm cleaning my teeth - scrub,  scrub.

I'm washing my hands - rub, rub.

I'm going to bed - creep, creep.

I'm in bed... fast, fast asleep

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить речевые зарядки, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.

В процессе творческой работы решены все поставленные задачи. Были проанализированы педагогическая, психологическая и методическая литература по данной проблеме; была дана характеристика здоровьесберегающим технологиям на уроках иностранного языка в школе; были изучены принципы здоровьесберегающих технологий и рассмотрены виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка с позиции здоровьесбережения. Также были представлены этапы урока и определена роль здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

Таким образом, можно утверждать, что цель работы - определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку достигнута.

Материалы, предложенные во второй главе можно использовать при проведении уроков иностранного языка в школе, т.е. работа имеет практическую значимость. Данные технологии  позволяют укрепить и сохранить здоровье учащихся при условии соблюдения определённых требований предъявляемых к организации процесса обучения. Особых затруднений, приведенная в работе технология, при её практическом применении не вызывает, поэтому она доступна для понимания любому педагогу, как с большим, так и с малым опытом. Но нельзя делать окончательных выводов, так как данная тема ещё не рассмотрена до конца

Одно из самых важных здоровьесберегающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше.

При проведении физкультминуток необходимо придерживаться следующих правил:

- Разминки должны быть подобраны в зависимости от содержания урока и его формы;

- Не следует повторять упражнения из урока в урок. Однообразие снизит интерес к ним, следовательно, их результативность.

- Физкультминутки нужно проводить на начальном этапе утомления, так как при сильном утомлении выполнение разминок не дает желаемого результата;

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

- На уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

 Обобщая вышесказанное можно уверенно сказать, что здороьесберегающие технологии играют важную роль в образовательном процессе начальной школы. Комплексное и регулярное использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка повышает качество образования, мотивацию к изучению языка, а также укрепляет и сохраняет здоровье учащихся. Сохранение здоровья детей – это одна из главных функций школы. Здоровье – главное в нашей жизни. Известный философ А. Шопенгауэр как-то сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».[17]

Литература

  1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004. №1  
  2. Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.  
  3. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995
  4. Белогубец Е.Е. Физкультминутки на уроках английского языка в начальной школе. // English. - 2006 №5 - с.13-17
  5. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
  6. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004
  7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. М., 2005
  8. Карпова А.К., Рощина Г.А. Физкультминутки для начальной школы. Ярославль, 2006
  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  10. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  11. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с[a].
  12. Савельева Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/archive/112/28542/ (дата обращения: 09.01.2018).
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  14. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  15. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273.
  16. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
  17. http://www.orator.ru 
  18. http://festival.1september.ru/2003_2004/
  19. http://ped-kopilka.ru/
  20. http://www.english-german.ru/
  21. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

                                                                                                                                                                                                                                          

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Данная презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", перечисляет виды и послужит пособием для учителей английского языка....

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальном звене

Учителю , работающему в начальном звене необходимо использовать физкультминутки.Дети отдыхают, меняют вид деятельности....

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе.

В представленном материале дается обоснование использования физкультминуток на уроках английского языка и приводятся примеры опробированных и хорошо зарекомендовавших себя физкультминуток....

Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе

Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы ...