Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (4 класс)

Ведмецкая Юлия Владимировна

Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы с  младшими школьниками, прежде всего, игры, что соответствует психолого-возрастным и индивидуальным особенностям младших  школьников с ОВЗ.

Обучающие игры на уроках английского языка способствуют лучшему закреплению учебного материала, снятию языкового барьера в процессе игровой ситуации.

В соответствии с требованиями федеральных государ­ственных образовательных стандартов программа «Построй свою историю на английском языке» может су­щественно помочь при реализации системно - деятельностного подхода к обучению, ориентированного на достижение качественных образовательных результатов. Не менее важная особенность этой программы – формирование меж­предметных компетентностей с применением специфики точных наук, что в пол­ной мере отвечает современным требованиям к образованию.

 

Используя в работе лего – технологии и ментальные карты я пришла к  выводу, что они не только позволяют более подробно познакомить учащихся с новым материалом или закрепить его, но и интереснее выстроить урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы с  младшими школьниками, прежде всего, игры, что соответствует психолого-возрастным и индивидуальным особенностям младших  школьников с ОВЗ.

Обучающие игры на уроках английского языка способствуют лучшему закреплению учебного материала, снятию языкового барьера в процессе игровой ситуации.

За последние  годы в наших образовательных учреждения возросло число учащихся с неблагополучным неврологическим статусом. В комплексе нарушений доминируют различные формы неврозов, минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии. Все учащиеся, как правило, имеют речевые нарушения различной степени тяжести на фоне дизартрии.

Особая значимость вышеизложенной проблемы определила необходимость поиска новых подходов в обучении  английскому языку младших школьников с ОВЗ. Многолетний опыт работы и анализ современной психолого-логопедической     литературы  подвел меня к идее использовать сюжетно-игровую форму организации уроков английского языка.

В рамках комплексного охвата ключевых тем в соответствии с учебной программой 2,3,4 классов УМК "Английский в фокусе" мною были предложены игровые технологии с целью развития  УУД (монологической и диалогической деятельности)         среди учащихся 2,3,4 классов.

Сюжетно-игровая форма организации уроков английского языка включает в себя следующие виды:

  • лего-игры,
  • игры-квесты соответствующие младшему школьному возрасту

В основе занятий лежит единый увлекательный сюжет, в который встраиваются игровые технологии (обучающие игры), содержащие в себе дидактические задачи для решения игровых ситуаций.

Достоинства сюжетно-игровой формы:

1. Учащийся является активным и деятельным участником учебного процесса без принуждения со стороны педагога, поскольку замотивирован игровым сюжетом, который не оставляет его пассивным слушателем.

Ученые доказали следующий факт: Человек помнит 10% прочитанного;20%-услышанного; 30%-увиденного;50%-увиденного и услышанного; 80%-того, что говорит сам; 90%- того, что сам переосмыслил в деятельности.

2. Игровая деятельность создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой, способствует сохранению и укреплению психологического здоровья. Известно, что действие, подкрепленное положительными эмоциями, а именно такие эмоции ребенок испытывает в игре, становится успешным, а полученный результата прочным.

Младшие школьники преодолевают свои трудности в обучении и поведении, играя, избегает нудного многократного повторения упражнений для выработки  определенного навыка.

4. За счет экономии времени (при комплексном решении задач на уроке) идет его перераспределение, поэтому больше внимания уделяется учащимся, испытывающим  затруднения в усвоении основной образовательной программы.

Сюжетно - игровая форма организации уроков английского языка наилучшим образом способствует достижению предметных и метапредметных, а также личностных результатов в соответствии с  ФГОС, позволяя решать не только предметные задачи, но и  узкие коррекционно-развивающие задачи.

В системе занятий лежат игровые сюжеты, переработанные с учетом поставленных предметных и коррекционно-развивающих задач, содержание сюжета включает в себя лексические единицы по теме, речевые  и грамматические образцы.

В сюжеты встраиваются различные дидактические, психологические, речевые игры, игровые технологии, система вопросов.

На основе одной сказки, истории можно проводить различные занятия: групповые, фронтальные,  работа в парах, индивидуальные занятия, с использованием  индивидуальных маршрутов ментальных карт.  

Коммуникативная учебная деятельность на уроках английского языка предполагает  владение навыками  монологической и диалогической речи  и   является одной из важнейших компетенций освоения иностранного языка. Возможность связно говорить на заданную тему предполагает как знание лексики, так и умение правильно выстраивать предложения и фразы. Однако, многим ребятам излагать мысли сложно даже на родном языке, поэтому когда требуется продемонстрировать этот навык на иностранном, задача кажется детям непреодолимой и даже вызывает панику. Стресс мешает сосредоточиться на задаче, блокирует процессы извлечения информации из памяти, мешает творческому самовыражению. Психологи убеждены – если сама задача связана со стрессом, то прежде, чем перейти к ее выполнению, нужно постараться нейтрализовать стресс. В этом случае результаты будут значительно лучше. Для нейтрализации стресса и для отработки навыка монологической речи предлагается  воспользоваться любимым детьми всего мира конструктором.

 Применение активных игрушек на занятии английского языка - увлекательное  дело. Для ребенка важен интерес к объекту изучения.  Если в процессе опроса к нему в руки попадет интерактивная игрушка, позволяющая проводить некоторые эксперименты освоение учебного материала, его воспроизведение будут значительно качественнее.

Постоянное проговаривание всех действий при его сборке, подсчет использованных деталей и произношение названия объектов и персонажей, задействованных в процессе игры, на английском языке значительно продвинет уже имеющие практические навыки, а также заставит заниматься самообразованием для восполнения пробелов. Важно, что использование лего - технологий позволяет обогатить словарь детей техническими терминами (конструкция, крепления, соединение). Учащиеся учатся  защищать свои проекты на английском языке, работать в группе (формирование умений распределять обязанности, действовать в соответствии с общим замыслом).

Применение лего - технологий на занятиях по английскому  языку позволяет ученикам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Работа способствуют развитию навыков устной речи, чтения, письма и языкового восприятия, включают учеников в работу с самого начала занятия, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий. Сюжетные линии и сценарии составляем совместно с учащимися, используя ментальные карты.

Ментальные карты
 Ментальные карты (mind maps) — это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае вы еще лучше запоминаете содержание ментальной карты и она становится поистине уникальной.
Как составить ментальную карту?
Вам понадобятся: лист формата А4 или А3 (чем меньше пространственных ограничений, тем лучше), ручка или карандаш, цветные фломастеры/выделители/карандаши и ваша фантазия.
Принципы:
В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), рисуется ядро - основное понятие/тема/ключевой образ. Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня/разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.
От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения. Записываются только ключевые слова (не предложения).
Разные уровни или ветки выделяются цветами. Везде, где возможно, добавляются рисунки, пиктограммы, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Любители современных технологий с легкостью найдут множество онлайн-сервисов для разработки интеллект карт, специальные программы (могу посоветовать Xmind) и мобильные приложения под различные платформы. Кроме того, в интернете существуют сайты с готовыми интеллект картами, например BiggerPlate.
Использование mind maps при изучении иностранного языка запоминание новых слов
Можно составлять ментальные карты по темам. Например, взять тему food и разделить на категории «вкусы», «способы приготовления», «виды» и т. п. или сгруппировать неправильные глаголы по типу изменения основы. Можно рисовать карты и для одного слова, если оно относится к разным частям речи или имеет множество значений, как фразовые глаголы, изучение грамматики. Ментальные карты удобно использовать при изучении грамматических правил и структур, выделяя в отдельные разделы исключения, примеры и т. д.

Это два основных способа применения интеллект карт в изучении английского.  В принципе,  освоив технику составления mind maps, можно найти еще много сфер их использования: подготовка к экзаменам, конспектирование лекций, выявление слабых мест в изучаемом языке, составление плана занятий, написание сочинений…
Преимущества ментальных карт: удобны в использовании, показывают связи между явлениями, логику мышления, способствуют лучшему запоминанию информации,
собирают воедино большое количество данных, развивают креативность, мышление.
Рассказ и создание рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы ученики делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам создавать совершенно новые идеи.

Ученики развивают навыки в области английского  языка, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они работают над созданием карты событий, сцен, объектов и животных, образов, диалогов, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, установленными временными рамками и последовательностью событий. Сценарии обучения, которые можно корректировать согласно уровню подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов программа «Построй свою историю на английском языке» может существенно помочь при реализации системно - деятельностного подхода к обучению, ориентированного на достижение качественных образовательных результатов. Не менее важная особенность этой программы – формирование межпредметных компетентностей с применением специфики точных наук, что в полной мере отвечает современным требованиям к образованию.

Используя в работе лего – технологии и ментальные карты я пришла к  выводу, что они не только позволяют более подробно познакомить учащихся с новым материалом или закрепить его, но и интереснее выстроить урок.

C:\Users\КомпЛавка Бардина 9\Desktop\64088.jpeg

https://sun9-58.userapi.com/c622121/v622121538/30439/wbfS2Q7QYRY.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

«Использование методики цветочтения на уроках английского языка в начальной школе».

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в формировании ключевых компетенций метапредметного характера на уроках английского языка в начальной школе"

1.Упражнение на релаксацию2.Компетенция личностного самосовершенствования.3.О здоровьесберегающей технологии.4.Пальчиковая гимнастика.5.Упражнения для сосудов головного мозга и зрения.6.Упражнен...

«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»

Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения...