«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»
методическая разработка
Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»
Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения.
А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам в простой, наглядной форме.
Как и все учителя, мы находимся в постоянном поиске эффективных методик успешного обучения.
Одним из таких современных методов является создание ментальной карты.
Ментальная карта — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации. По-другому, это памятка, составленная по определенному правилу и алгоритму.(слайд 2)
Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминания информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.
Мы и раньше использовали памятки на уроках. Но эти памятки, созданные учителем, значительно отличаются от интеллект-карт.(слайд 3)
Хотим показать, как данная методика проводилась на учащихся разных возрастных групп, а именно во 2 и 4 классах. Для наглядного сравнения мы взяли темы одного большого блока «Предложения и их виды».
Перед детьми была поставлена задача, составить собственную памятку. К моменту ее составления во 2 классе была пройдена тема «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации». Где детям очень сложно дается запоминание и применения на практике изученного материала.
Для создания своей ментальной карты учащиеся работали по определенным правилам и шаблону.(слайд 4)
- Для центрального образа используйте три и более цветов.
- Чаще придавайте изображению объем, а также используйте большие буквы
- Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
- Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
Ассоциируйте
- Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
- Используйте цвета.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей
- Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
- Используйте печатные буквы.
- Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
- Делайте главные линии плавными и более жирными.
- Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
Выделение центрального образа, в нашем случае — это предложение. В цветовой гамме этот объект должен быть выделен четко и ярко. Детям было предложено придумать ассоциацию с определением понятия предложения. Так как предложение- это группа слов связанных по смыслу, дети предложили изобразить команду, которая держит друг друга за руку.
Далее, в ходе беседы вспоминаем, что еще мы знаем о предложениях. Так как данная тема идет с 1 класса, то ребята первым говорят о правилах написания предложения (постановка знаков препинания, заглавная буква в начале предложения).
После этого ребята находят нужный элемент на карте делают картинку-ассоциацию и работают с цветом.
Затем говорим о видах предложения и выполняем алгоритм.
Моя задача была в это момент следить, чтобы картинки были подходящими и простыми. (слайд 5)
Целью создания карты во 2 классе была помочь детям запомнить материал через ассоциативное мышление и визуализацию мыслительных образов.
В 4 классе встает проблема систематизация знаний о предложениях.
В свою очередь, я предложила своему классу не готовые шаблоны карты, а собрать ее самим. Выделение центрального образа составляется по тем же правилам (цвет, шрифт, размер). (слайд 6)
Учащиеся получили готовые элементы карты, а именно названия видов предложений. В ходе беседы мы соотносили названия элементов, с признаком их деления.
Моя задача была следить за верной структурой составления и за правильным размещением элементов. (слайд 7)
В своем сообщении хотелось отметить, что ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать с самого раннего школьного возраста и продолжать в старших классах, повышая уровень самостоятельности при ее составлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ментальная карта (интеллект-карта, карта разума, мыслительные карты)
ПАМЯТКА МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
Шаблон ментальной карты для 2 класса
Готовые работы
Шаблон ментальной карты для 4 класса
Готовые работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе
в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...
Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе
Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...