«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»
методическая разработка

Шевченко Ирина Александровна

Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе»

Самой главной проблемой в каждом классе является запоминание большого потока информации, ее обобщение и выделение главных моментов. Особенно это проявилось в период дистанционного обучения.

А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам в простой, наглядной форме.

Как и все учителя, мы находимся в постоянном поиске эффективных методик успешного обучения.

Одним из таких современных методов является создание ментальной карты.

Ментальная карта — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации. По-другому, это памятка, составленная по определенному правилу и алгоритму.(слайд 2) 

Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминания информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

Мы и раньше использовали памятки на уроках. Но эти памятки, созданные учителем, значительно отличаются от интеллект-карт.(слайд 3)

Хотим показать, как данная методика проводилась на учащихся разных возрастных групп, а именно во 2 и 4 классах. Для наглядного сравнения мы взяли темы одного большого блока «Предложения и их виды».

Перед детьми была поставлена задача, составить собственную памятку. К моменту ее составления во 2 классе была пройдена тема «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации». Где детям очень сложно дается запоминание и применения на практике изученного материала.

Для создания своей ментальной карты учащиеся  работали по определенным правилам и шаблону.(слайд 4)

  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте большие буквы
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

 Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

          Выделение центрального образа, в нашем случае — это предложение. В цветовой гамме этот объект должен быть выделен четко и ярко. Детям было предложено придумать ассоциацию с определением понятия предложения. Так как предложение- это группа слов связанных по смыслу, дети предложили изобразить команду, которая держит друг друга за руку.

Далее, в ходе беседы вспоминаем, что еще мы знаем о предложениях. Так как данная тема идет с 1 класса, то ребята первым говорят о правилах написания предложения (постановка знаков препинания, заглавная буква в начале предложения).

После этого ребята находят нужный элемент на карте делают картинку-ассоциацию и работают с цветом.

Затем говорим о видах предложения и выполняем алгоритм.

Моя задача была в это момент следить, чтобы картинки были подходящими и простыми. (слайд 5)

Целью создания карты во 2 классе была помочь детям запомнить материал через ассоциативное мышление и визуализацию мыслительных образов.

В 4 классе встает проблема систематизация знаний о предложениях.

В свою очередь, я предложила своему классу не готовые шаблоны карты, а собрать ее самим. Выделение центрального образа составляется по тем же правилам (цвет, шрифт, размер). (слайд 6)

Учащиеся получили готовые элементы карты, а именно названия видов предложений. В ходе беседы мы соотносили названия элементов, с признаком их деления.

Моя задача была следить за верной структурой составления и за правильным размещением элементов. (слайд 7)

В своем сообщении хотелось отметить, что ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать с самого раннего школьного возраста и продолжать в старших классах, повышая уровень самостоятельности при ее составлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе »

Слайд 2

Ментальная карта (интеллект-карта, карта разума, мыслительные карты)

Слайд 3

ПАМЯТКА МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Слайд 4

Шаблон ментальной карты для 2 класса

Слайд 5

Готовые работы

Слайд 6

Шаблон ментальной карты для 4 класса

Слайд 7

Готовые работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе

Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...