Взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в сохранении и укреплении здоровья школьников
методическая разработка по зож (2 класс)

Скиндирёва Мария Ивановна

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Но здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в сохранении и укреплении здоровья школьников

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Но здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика?

Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

4. Уровень психологической помощи учащимся.

5. Состояние микроклимата в школе и дома

 В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями собственном здоровье. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.

В сохранении и укреплении здоровья школьников большую роль играет взаимодействие учителя и воспитателя ГПД. Только совместная работа даст положительный результат.

Учитель начальных классов имеет возможность проводить минутки  практической гигиены только один раз в месяц на уроках окружающего мира. Темы самые разные. Например, во 2 классе:

 1. Режим дня ученика 2 класса, гигиенические навыки, связанные со сном.

 2.  Школьник должен быть чистым и опрятным.

 3. Как сохранить хорошее зрение.

 4. Как уберечь себя и других от несчастных случаев.

 5. Наша пища, правила питания и т.д.

Воспитатель в ГПД закрепляет полученные на уроках эти знании, так как нет ограничений по времени. Например, можно провести путешествие по городу Здоровейску, где жители этого города научат нас секретам здоровья. На карте путешествий много остановок. Это остановка Движение – жизнь, где разбираем такие поговорки: «Кто много ходит, тот долго живёт» и знакомимся с правилами движения – это утренняя зарядка, физкультминутка на уроке, подвижные игры на уроках физкультуры, разные спортивные соревнования. Остановка «Секреты успеваек». Почему они себя так называют?  Да потому, что всё успевают: и уроки приготовить, и  в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть, да ещё книгу почитать и по дому помочь. В чём секрет?  Первый – взялся за дело – не отвлекайся. Второй секрет – делай быстро и хорошо, соблюдай режим дня, учёбу чередуй с отдыхом. Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина», где дети знакомятся  с правилами соблюдения чистоты своего тела, дома  и т.д. Далее остановка «Наш Дом моделей» - умей выбирать одежду и одеваться по сезону и по погоде, «Весёлые поварята» - где дети знакомятся с правильным и здоровым питанием. Есть также остановка «Почему нельзя?», где говорим о том, какой вред организму может принести так называемые вредные привычки: курение, алкоголизм,  наркомания и т.д. Остановка «Улица хорошего настроения» основное, что должны помнить – если вы будете по-доброму относиться к окружающим вас людям, они вас будут любить вдвойне. И последняя остановка «Станем неболейками», где разговариваем об одной составной части здоровья – закаливание.

С классом можно оформить стенд в форме книжки – раскладушки, с фотографиями, где на различных мероприятиях запечатлены здоровьесберегающие моменты.

Таким образом, использование оздоровительных моментов на минутках практической гигиены на уроках и закрепление на занятиях в ГПД способствуют укреплению здоровья учащихся.

Как классный руководитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня я имею возможность интегрировать урочную и внеурочную работу в данном направлении.

Необходимо проводить совместную работу учителя и воспитателя по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, сколиоза. Например:

  • на физкультминутках, групповых занятиях в ГПД.
  • на уроках письма, русского языка  применять мешочки с морской солью, которые помогают ровно сидеть.
  • в классе и в ГПД  активно использовать народные методы. К примеру, во время эпидемий простудных заболеваний, дети носят с собой дольки чеснока, в классе лежат дольки репчатого лука.
  • для концентрации внимания использовать пальчиковую гимнастику, адаптированную для возраста 7-10 лет.
  • в ГПД подбирать специальные игры, усовершенствованные и усложненные с помощью здоровьесберегающих. технологий для развития внимания, памяти     (например, «Я знаю», с выбором ведущего и закрытыми глазами),
  • внеклассные мероприятия (праздники, поездки) проводить со спортивным уклоном (боулинг, весёлые старты, подвижные игры).

        Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически. В первую половину дня дети в основном сидят за партами, поэтому во второй половине дня им необходимо передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться. Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей.

        Комплексное использование оздоровительных мероприятий во взаимодействии  учителя и воспитателя в группе продленного дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника

Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей....

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

Ведёхина О.А., учитель начальных классовГБОУ СОШ № 383 Красносельского районаСанкт-ПетербургаСохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов Здоровьесберегающа...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....