Внеурочная деятельность "Будь здоров!"
методическая разработка по зож

Нуриева Лилия Фархатовна

Внеурочная деятельность "Будб здоров!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Будь здоров!»

Пояснительная записка

Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

На реализацию курса «Будь здоров!» в 1-4 классах отводится 68 ч в год (2 час в неделю).

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

Ребёнок не только усвоит определённые знания и представления о здоровом образе жизни, но и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

После каждого занятия у ребёнка должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  • Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
  • При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные направления реализации программы:

-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивной площадки

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинским работником.

Формы занятий:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35 – 40 минут.

Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для внеурочных занятий, актовый зал. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.

Результатом практической деятельности по программе «Будь здоров!» можно считать следующие критерии:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

Формы подведения итогов работы:

Анкетирование детей

Мониторинг состояния здоровья детей

2.Планируемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

обучающиеся должны:

иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о народных играх;
  •  о различных видах подвижных игр;
  • о соблюдении правил игры.

уметь:

  •  применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  • играть в подвижные игры;
  • применять игры самостоятельно;
  •  соблюдать правила игры;
  • работать в коллективе.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)


Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

проведения

Содержание программы

Теория

Практика

1

Вводное занятие. За здоровый образ жизни. Конкурс рисунков «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

1

1

2

Спорт любить — здоровым быть! Подвижные игры на свежем воздухе «Краски», «Колечко», «3ий лишний»

2

3

Народные игры. «Борьба в цепи», «Золотые ворота». Игры моих родителей.

2

4

Дорога в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

1

1

5

Режим дня школьника.

1

1

6

Народные игры. «Найди и садись», «Казаки – разбойники».

2

7

Народные игры. «Чехарда», «Сантики – фантики».

2

8

"Здоровым быть здорово!" игровая программа. Игры моих бабушек и дедушек.

2

9

Мониторинг физического развития

2

10

Народные игры. «Дед Мазай», «Море волнуется».

2

11

Игры разных народов. «Садовник», «День – ночь».

2

12

Упражнения и игры на развитие внимания.

1

1

13

Подвижные игры «Пустое место», «Моргалки».

2

14

Вредные привычки. Курение – это болезнь.

1

1

15

Играя, подружись с бегом «Гигантские шаги».

2

16

Игры – эстафеты (скакалки, мячи, обручи)

2

17

Игры с прыжками «Зайцы в огороде»

2

18

Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников»

2

19

Мой весёлый звонкий мяч! «Халихало! Стоп!»

2

20

Сюжетные игры

1

1

21

Полезные привычки в питании. Фрукты – лучшие продукты. Выпуск стенгазеты.

1

1

22

Зимние забавы. Лыжные гонки.

2

23

Зимние забавы. Эстафеты на санках.

2

24

Зимние забавы. «Клуб ледяных инженеров».

2

25

Беседа «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!». Практическая работа.

1

1

26

Беседа «Полезные и вредные привычки»

2

27

Здоровое питание – отличное настроение.

2

28

Помоги себе сам (презентация)

1

1

29

Викторина «Быть здоровым – здорово!»

1

1

30

Час здоровья

1

1

31

Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»

2

32

Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.

1

1

33

Полезные привычки. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

1

1

34

Анкета, викторина.

1

1

Итого

18

50



Содержание изучаемого курса

1. Вводное занятие (2 ч) За здоровый образ жизни. Конкурс рисунков «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

2. Игры на свежем воздухе (4 ч). Спорт любить — здоровым быть! Подвижные игры на свежем воздухе «Краски», «Колечко», «3ий лишний». Народные игры. «Борьба в цепи», «Золотые ворота». Игры моих родителей.

3. Должен знать каждый (4 ч). Дорога в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Режим дня школьника.

4. Народные игры (12 ч). Народные игры. «Найди и садись», «Казаки – разбойники». Народные игры. «Чехарда», «Сантики – фантики». "Здоровым быть здорово!" игровая программа. Игры моих бабушек и дедушек. Мониторинг физического развития. «Дед Мазай», «Море волнуется». «Садовник», «День – ночь».

5. Упражнения и игры на развитие внимания (4). Подвижные игры «Пустое место», «Моргалки».

6. Вредные привычки (2 ч). Курение – это болезнь.

7. Бег (8 ч). Играя, подружись с бегом «Гигантские шаги». Игры – эстафеты (скакалки, мячи, обручи). Игры с прыжками «Зайцы в огороде». Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников».

8. Игры с мячом (4ч). Мой весёлый звонкий мяч! «Халихало! Стоп!». Сюжетные игры.

9.Зимние игры (6 ч). Зимние забавы. Лыжные гонки. Эстафеты на санках. «Клуб ледяных инженеров».

10. Питание и здоровье (16 ч). Полезные привычки в питании. Фрукты – лучшие продукты. Конкурс рисунков. Беседа «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!». Практическая работа. Беседа «Полезные и вредные привычки». Здоровое питание – отличное настроение. Помоги себе сам (презентация). Викторина «Быть здоровым – здорово!». Час здоровья. Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.

11. Эстафетные игры(2 ч). Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих».

12. Полезные привычки (4 ч). «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Анкета, викторина.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Помоги сохранить здоровье» Предмет во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров-правильно питайся» в 1 классе .

С введением в 1 классе новых стандартов второго поколения, наша школа тоже перешла в 2011 учебном году на новые стандарты (ФГОСы)  в 1 классе. Работаю по программе «Школа России». Одним из ...

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Конспект урока внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

 Даный конспект урока даст возможность учителю на внеклассном мероприятии  продолжить знакомство над составными частями «Здорового образа  жизни»; развивать внимание у учащихся, ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Будь здоров!» по спортивно-оздоровительному направлению

Программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...

Программа внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "Будь здоров"

Программа внеурочной деятельности "Будь здоров" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. может быть адаптированна в любом образовательном учреждении....