Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
консультация по зож (2 класс)

Клёпова Тамара Александровна
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Сегодня врачи и педагоги с тревогой отмечают, что у многих современных школьников наблюдаются серьёзные отклонения в психо-физическом развитии. Задача каждого учителя – сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл и здоровье или хотя бы не потерял его. Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы – наш шанс решать проблему сохранения и укрепления здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_na_urokah.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

здоровьесберегающих технологий на уроках

 в начальной школе

(из опыта работы)

        Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

        Сегодня врачи и педагоги с тревогой отмечают, что у многих современных школьников наблюдаются серьёзные отклонения в психо-физическом  развитии. Задача каждого учителя – сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл и здоровье или хотя бы не потерял его. Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы – наш шанс решать проблему сохранения и укрепления здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

        Поэтому очень важно строить учебный процесс не только с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Как отмечал академик Д.В.Колесов, «…только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…»

        При планировании  и проведении  учебных занятий особое внимание обращаю на следующие факторы и составляющие урока:

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха, отсутствие  неприятных  звуковых раздражителей и т.п. (Утомляемость  школьников в  немалой степени  зависит от соблюдения этих простых условий).
  2. Число видов учебной деятельности, используемых на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др; должно варьировать  от 4 до 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников (например, при выполнении контрольной работы), вместе с тем, частые смены одной деятельности на другую, требуют от учащихся дополнительных адаптационных  усилий, что также способствует росту утомляемости.
  3. Средняя  продолжительность  и частота чередования  различных видов  учебной деятельности. (Ориентировочная норма 7-10 минут).
  4. Число использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др;  (Норма не менее трёх за урок).
  5. Чередование видов  преподавания не позже  чем через 10-15 минут.
  6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и  творческого  самовыражения  учащихся, которые позволяют им превратиться из потребителей знаний в  субъектов деятельности по их  получению и  созиданию.  Между  творческой активизацией учеников на уроке и  вероятностью появления у них  непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная  связь. А хроническое  утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов  здоровья школьников. Не секрет, что уроки-сказки, уроки-путешествия наиболее приемлемы в начальной школе, они развивают интерес, формируют положительную мотивацию к учебной деятельности. Такие уроки позволяют разнообразить предлагаемый материал, сделать его значимым для ребенка и таким образом способствовать его самовыражению. Самовыражение – это не скучная работа, а постоянный поиск ответов на интересующие вопросы, что и делает маленького школьника способным к инициативе, формирует стремление добиваться хороших результатов. Ребенок становится искателем, участником происходящего на уроке, он с удовольствием идет на урок, не испытывает страха быть непонятым учителем.
  7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с  гигиеническими нормами регламентируется   8-10 минутами.
  8. Умение  учителя использовать  возможности ИКТ для привития интереса учащихся  к познавательным  программам, взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  9. И все же урок обязывает ученика приобретать знания,  сидя за партой. А это всеми не любимая гиподинамия. На выручку приходят физкультминутки и физкультпаузы (на 8-20-й минутах занятия).  Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. На своих уроках использую следующие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика); упражнения на осанку; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика. При составлении комплекса физкультминуток стараюсь следовать основным требованиям:

- упражнения должны охватывать большие группы мышц и снижать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой (потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте и др.);

- упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятия, носить игровой характер;

- содержание упражнений  зависит от характера и условий проведения урока. Так после письменных  заданий следует включать в физкультминутку движения рук, сжимание и разжимание пальцев и др; на уроках трудового обучения – упражнения на расслабление мышц рук.

Важно вносить разнообразие в двигательные операции. Когда они становятся привычными, выполняются без интереса, а, значит, не улучшают эмоциональный настрой

  1. Включение в содержательную часть урока  вопросов связанных со здоровьем и  здоровым образом жизни; демонстрация  положительных примеров, формирование отношения к человеку  и  его здоровью как  к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения и т.д. Умение учителя  выделить и подчеркнуть  в большинстве  тем  вопросы, связанные  со здоровьем, является одним из критериев  его педагогического профессионализма. (использовано на открытом уроке)
  2. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. Между заинтересованностью в  обучении  и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая  связь. Постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей.
  3. Благоприятный психологический климат на уроке – дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие  на  здоровье учащихся.
  4. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок, улыбок, уместных остроумных  шуток, использования картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.д.
  5. В конце урока следует обращать внимание  на следующие показатели:

-  итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную деятельность (рекомендуемый диапазон- 60-80%);

- момент наступления  утомления учащихся и  снижения  их учебной активности (определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений;  Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока).

- темп и  особенности окончания урока. К нежелательным  показателям относятся:

  • неоправданно быстрый темп  заключительной части, её  «скомканность»;
  • отсутствие времени  на вопросы учащихся;
  • необходимость торопливой, без комментариев  записи  домашнего задания;
  • задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

Особое внимание необходимо уделять сохранению зрения учащихся (по статистике именно в школьном возрасте большинство детей приобретают близорукость).

        У детей в возрасте шести-семи лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Выход из создавшейся ситуации – использование приемов, которые позволяют расширить зрительно-пространственную активность детей в режиме школьного урока (максимальное удаление от глаз учебного материала; проведение занятий в режиме «зрительных горизонтов», чередование зрительного труда на близких и дальних расстояниях, с периодичностью 8-10 минут).

        Расширению зрительно-двигательной активности способствуют физкультурные минутки для глаз (выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях). В своей работе использую следующие физкультминутки:

  1. На стенах классной комнаты развешиваются мелкие предметные или сюжетные картинки (3-5см). Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной картинки.
  2. Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» Желательно придать упражнению игровой характер (н-р, игра «Собери картинки в конверт», использована на открытом уроке)
  3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки» (показываю нарисованную фигурку человечка в движении, дети «рисуют его глазами», а потом повторяют его движения сами) и др.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей,  но и педагогов.

Выполнила:                              

                                                                  руководитель МО     учителей начальных     классов,                                                              

учитель 2 класса   Т.А.Клепова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего об...

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...

Технология проектов в начальной школе

Статья и презентация о технологии проектов в начальной школе. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать пра...

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...