Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
статья по зож

Ильина Светлана Валентиновна

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального 

благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zdorovesberezhenie.ppt2.74 МБ
Файл primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов» . В. А. Сухомлинский.

Слайд 2

Здоровье человека зависит: На 50%-от образа жизни На 25%-от состояния окружающей среды На 15%-от наследственной программы На10%- от возможностей медицины

Слайд 3

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей , приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Слайд 4

Уровень заболеваемости младших школьников за период обучения в школе

Слайд 5

Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ внеурочная деятельность уроки физкультуры спортивные секции и кружки взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий создание проектов Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен досуговая деятельность Участие родителей в спортивных мероприятиях

Слайд 6

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми учить их ощущать радость от каждого прожитого дня показывать им, что жизнь - это прекрасно вызывать у них позитивную самооценку

Слайд 7

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

Слайд 8

Принципы учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий .

Слайд 9

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля

Слайд 10

Здоровьесберегающие действия: о птимальная плотность урока ч ередование видов учебной деятельности

Слайд 11

Оздоровительные моменты на уроке Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Дыхательная гимнастика Точечный массаж Релаксация

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика. « Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант Задачи: -стимуляция развития речи -профилактика нарушений зрения -расширить пространственную активность глаз

Слайд 13

Пальчиковые игры могут помочь: Подготовить руку к письму; Развить внимание, терпение; Стимулировать фантазию; Активизировать работу мозга; Научиться управлять своим телом.

Слайд 14

Зрительная гимнастика помогает: Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Слайд 15

Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний; Закаливание детей; Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Слайд 16

Точечный массаж

Слайд 17

Дыхательная гимнастика. Укрепление дыхательной мускулатуры; Уменьшение заболеваний дыхательной системы; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Слайд 18

Физкультурные минутки помогают: Снятие усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить профилактику нарушения осанки; Поддержание работоспособности, активного внимания;

Слайд 19

Физминутки 1. Упражнения для детей с избыточным весом. 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой. 2. Упражнения для профилактики плоскостопия. 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь одняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз). 3. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках.

Слайд 20

Релаксация на уроках. Помогает снять стресс; Расслабление мышц; Снятие усталости; Восстановление работоспособности

Слайд 21

«Водопад» Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Слайд 22

Экологическое пространство Проветривание помещений Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета

Слайд 23

Заключение. «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Слайд 24

Организация горячего питания

Слайд 25

Уроки физической культуры

Слайд 26

Прогулки, экскурсии, походы

Слайд 27

Спортивные кружки,секции

Слайд 28

Х очешь быть счастлив один день – сходи в гости Хочешь быть счастлив неделю – женись Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!



Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальной школе.

                                                       «Здоровье – это состояние полного

                                                           физического, душевного и социального        

                                                          благополучия, а не только отсутствие    

                                                           физических дефектов».

В.А. Сухомлинский

Слайд 1

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

  Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

   Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

    Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.                        

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Слайд 2

   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

    

Слайд 3

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей  школьного возраста являются следующие факторы:

падение уровня жизни, социальные потрясения;

неблагоприятная экологическая обстановка;

ухудшение состояния здоровья матерей;

стрессы;

малоподвижный образ жизни;

 

перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

неполноценное питание;

отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

   

Слайд 4

   Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

   Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

     Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

Слайд5 

   Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

1.    учет возрастных особенностей младших школьников;

2.     учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

3.     структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

4.    осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Слайд 6  

 В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

 

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

 дифференцированный подход в обучении;

групповая работа, работа в парах;

игра, игровые моменты;

воспитательные моменты  на уроке (беседы);

санитарно – гигиенические условия;

 

Слайд 7-8

   Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние  школьников.

Слайд 9

1.    Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

 Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             На вас надеюсь я, друзья.

                             Мы хороший дружный класс

                             Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Слайд 10-15    

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2.    Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3.    Подача материала должна быть в доступной форме, понятной

младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

 

4.    Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

     

5.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.    Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения.

Слайд 16-18 

   Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

Слайд 19 

    Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

                                  Мы писали, мы считали,

                                 И тогда мы дружно встали,

                                  Ручками похлопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Ножками потопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Сели, встали, встали, сели

                                  И друг друга не задели.

                                  Мы немножко отдохнем

                                  И опять писать начнем.

 Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.

В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

7.     Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и

создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

Слайд 20 

8.    Часто на уроках  математики, окружающего мира, развития речи

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9.    Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.  

   Например:  игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

   Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10.   На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики.

Слайд 21

 Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

  

Слайд 22

 Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Слайд 23

   Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

   Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Слайд 24

11. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

12.  Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Слайд 25-26 

   13. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет

санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

   В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

   Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

Слайд 27   

 Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

    Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

     Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Слайд28 

Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости

Хочешь быть счастлив неделю – женись

Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину

         Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе.

Статья освещает следующие аспекты ИКТ: теоретические представления об ИКТ, использование ИКТ в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов....

" Применение ИКТ на уроках в начальной школе."

ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал....

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Применение ИКТ на уроках в начальной школе

ИКТ - технологии могут быть использованы:Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопросаКак сопровождение объяснения учителя Как информационно-обучающее пособие Как инте...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...